ценностей'151 — целей жизни и 18 наименований ин- струментальных ценностей45"^, т.е. ориентации на ос- новные средства достижения жизненных целей. Наи- менования ценностей предлагаются в виде отдельных карточек для ранжирования в направлении от наибо- лее значимой. В итоге получаются ранговые порядки всей структуры.
В объективных личностных тестах принципы интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответ- ствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, иска- зить его.
Проективные личностные тесты направлены на выявление с помощью специальных техник наиболее глубоких структур личности. Особенность проективных процедур состоит в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу своего объективного содержания, но по причинам, связанным с субъектив- ными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значе- ния, придаваемого ситуации испытуемым. Первона- чально процедуры такого рода применялись психи- атрами для выявления скрытых, неосознаваемых субъектом расстройств. В послевоенные годы проек- тивные методики получили второе рождение вне вся- кой связи с психоанализом и клинической практи- кой. В основе их возрождения лежал постулат о том, что восприятие внешнего мира субъектом не равно- значно реальному ходу событий. Наряду с объектив- ным значением, получаемым в ходе общественной практики, одни и те же явления имеют для разных людей разное личностное «звучание», обусловленное их опытом, потребностями, мотивами деятельности.
|
|
Для того чтобы получить внешнюю проекцию под- сознательного, индивиду предлагают спонтанно отре- агировать на ту или иную ситуацию, например: нари- совать человека или дерево (тест Маховера), дать интерпретацию неопределенных очертаний или чер- нильных пятен (тест Роршаха), завершить высказыва- ние одного из действующих лиц (тест Розенцвейга), выбрать понравившиеся цвета (цветовой тест Люше- ра) и др. Проективные тесты достаточно разнообраз- ны453. Одной из проективных методик является тест семантического дифференциала, разработанный в се- редине 50-х годов XX в. Ч. Осгудом. Этот тест хорошо
Глава а. Применение тестов в управлении
зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений людей к смыслу тех или иных понятий, суждений. Испытуемому предлагается последователь- но высказать свое отношение к заданному объекту или понятию по целому набору полярных семичленных шкал. Если испытуемый относится к объекту положительно, его оценки будут сосредоточиваться ближе к позитив- ному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопо- ставлении данных по нескольким объектам, а не по абсолютному значению суммарных оценок. Шкалы мо- гут быть конкретными или связанными отдаленной ас- социацией. В качестве полюсов шкал Осгуд использо- вал 20 пар терминов, предварительно отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оце- нивания. Тремя ведущими факторами оказались отно- шение, сила и активность. В числе итоговых шкал были следующие: жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, активный — пассивный, вкус- ный — безвкусный, новый — старый, хороший — пло- хой, слабый — сильный, медленный — быстрый и т.п. Когда испытуемый сочиняет рассказ, произносит словесные ассоциации, рисует дерево или человека, он может породить стандартную или оригинальную идею, банальную или вычурную ассоциацию, детализирован- ный или схематичный рисунок и т.п. Эти особенности нередко оказываются симптоматичными. Однако такое происходит далеко не всегда: дело в том, что так назы- ваемая «проекция» (воплощение в творческой продук- ции внутренних проблем, испытываемых автором) воз- никает далеко не у всех и не «по заказу». Психолог должен обладать большим опытом, чтобы не ошибить- ся при использовании подобных тестов, а специалист без психологического образования вообще не должен их применять. Обычно социологи используют «ослаб- ленные» варианты проективных процедур: перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конк- ретные, чтобы можно было вполне определенно ин- терпретировать реакцию человека. Обоснованность проективных процедур определяется прежде всего те- оретическими посылками, руководствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Важно помнить, что часть этих тестов действительно опирается на се- рьезные научные исследования и разработки, но вме- сте с тем никогда не используется в отрыве от сбора разнообразной биографической информации об испы- туемом, подробной индивидуальной беседы, сведений
|
|
34*