Комментарии

2..оценка деятельности  производится  представителями  од- ной (или нескольких — по принципу «чем  больше,  тем лучше»)  из  нижеперечисленных  групп:

• сами  участники  тренинговых  программ;

• непосредственный  руководитель  или  руководители  участ- ников  тренинговых  программ;

• подчиненные  участников  тренинговых

• коллеги  участников тренинга  или  те,  кто  близко  и  хорошо знаком  с  их  профессиональной  деятельностью;

3. с  целью  сравнения  трудовой  деятельности  людей,  при-

нявших участие в тренинге, до и после его завершения, а также  соотнесения  полученных  результатов  с  эффекто м от проведенных мероприятий необходимо провести ста- тистический  анализ;

4. долгосрочную оценку результатов тренинга следует осуще- ствлять спустя несколько месяцев после его завершения: только в  этом  случае  участники  смогут  продемонстриро- вать на практике то, чему их научили в ходе тренинговой программы;

5. кроме того, в целях сопоставления необходимо  использо- вать т.н. «контрольную группу», состоящую из людей, не принимавших  участие  в  тренинге.

423 Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управ- лении персоналом: Учебник для студентов вузов.  М.:  Аспект Пресс,  2000.  С.  81.  '

424  там  же.  С.  83.

42 5  См.:  Аксенова  Е.А.,  Базаров  Т.Ю.,  Беков  Х.А.,  Лукьяно- ва Н.Ф., Талан М.В. Управление персоналом в системе госу- дарственной  службы:  Учебное  пособие.  М.,  1997.  С.  56  —  57.

426 Там же. С. 57-62.

42? Веб-страница: http://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp 428 Meichner H.E. Aus- unct Fortbildung in der offentlichen

Verwaltung: Konzeptionen, Verfahren und Instrumente des Mit- arbeitertrainings. Кц1п, Berlin, Bonn, Munchen, 1984. S. 102-104.

429  Более подробно см.: Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: опыт обучения хозяйственных руководителей. М., 1989; Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1991.

430  Приведем в качестве примера деловые игры, успешно используемые в нашей стране:

• проектирование матрицы распределения административ-

ных функций управления (РАФУ) — обучение основам оп- тимизации функциональной структуры организации по- средством анализа функций подразделений, определения трудоемкости выполнения управленческих задач и норм загрузки  подразделений  и  служб;

• деловая  игра  «Моделирование  оптимальной  структуры фирмы  (компании)  и  формирование  ее  культуры  (МОСТ- РУФКУЛЬТ)»  —  приобретение  навыков    самостоятельного решения  задач  по  созданию  эффективных  структур  управ- ления  производственными  и  хозяйственными  системами  с учетом  фактора  организационной  культуры,  а  также  по  фор-


 


 

 



1118


мированию указанно й культуры в конкретных фирма х (предприятиях,  организациях);

• деловая   игра   «Распределение  обязанностей  в  аппарате  уп- равления  фирмой» — приобретени е  будущими  специалис- тами-руководителями  (менеджерами)  и  предпринимателя- ми  навыков  нахождения  и  принятия  оптимальных  решений по  распределению  обязанностей  среди  своих  подчиненных;

• деловая игра «Подбор кадров на должность руководителя-

1менеджера»  —  приобретение  будущими  специалистами навыков осуществления обоснованного подбора управлен-

ческих кадров на руководящие должности в структурных подразделениях оргайизаций (фирм, компаний) на осно- ве анализа потенциальных возможностей претендентов с

учетом их профессионально-квалификационной                     и поло- возрастной характеристик, а также деловых и личностных особенностей;

• деловая игра «Переговоры» — обучение будущих (или сформировавшихся) специалистов методике правильного подхода к организации и проведению профессиональных переговоров между различными заинтересованными сто- ронами,  выявлению  и.  учету  в  них  интересов  этих  сторон и   разрешени ю   возникающих  при  этом  конфликтов.

411  Данная  классификация деловых  игр приведена в  кни- ге Казанцев В.А., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент:  В  деловых  играх,  хозяйственных  ситуациях,  зада- чах и тестах; Учебное пособие. М., 1999. С. 48 — 49.

432 См., например: Обучение менеджменту (конкретные ситуации) / Сост. Ширяева И.В., Разина ЕМ. М., 1995; Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России // Ме- неджмент. 1995, № 1 С. 9-11.

433 Данная таблица приведена в статье: Дудченко B.C., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологи- ческие исследования. 1990, № 12, Информация, представленная в ней, верна для имитационных и ренрезентационных игр в

«чистом виде», однако, игры имеют тенденцию развиваться. Так, деловые игры эволюционируют в сторону открытости: в них также решаются задачи развития творческих способностей уча- стников, проектируются производственные и социальные про- цессы, а однозначные, заранее известные результаты могут и не планироваться; в репрезентационных играх все чаще использу- ются элементы имитационного и ролевого моделирования, при- влекается документальная и производственная информация.

434 Первая машинная игра была организована некоммер- ческой американской корпорацией «РЭНД корпорейшн» в 1955 г. Участниками ее стали офицеры тыла ВВС США. Целью игры являлась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. Деловые игры с применением ЭВМ были впервые

организованы Американской ассоциацией управления в 1956

i'., а в 1957 г. участие     в аналогичной игре  приняли 20 прези- дентов  крупнейших  американских  компаний.


 

435 Шилова В.А. История и современное состояние дело- вых игр. Типология школ и направлений. Игротехника // Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Соста- витель и научный редактор Кравченко А.И. М.: Изд-во  МГУ, 1998. С. 407.

436 При разработке методик были использованы  следую- щие научно-практические направления:, инноватика; метод ОДИ; тренировка групповых отношений по методу Лоренса и Гордона; метод интенсивного обучения иностранным языкам с использованием «психологического погружения», разработан- ный болгарским психологом Г. Лозановьш; социально-психо- логический тренинг, одним из создателей которого считается американский  психолог  С.  Роджерс.

437 Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компа- ний).  Практическое пособие.  М.:  ИНФРА-М,  1997. С.  311.

438 Увеличение социальной активности участников инно- вационных игр достигается путем создания личной заинтере- сованности  в  результатах,  или  «мотивированием».  Именно такое заинтересованное участие в работе позволяет снять психологические  барьеры  и  без  утомления  работать  по  14  часов в  сутки  в  течение  целой  недели.

439 Более подробно см.: Дудченко B.C., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследова- ния. 1990, № 12; Дудченко B.C. Основы инновационной мето- дологии. М., 1996; Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие.  М.,  1996.

440 Подробнее см.: Дудченко B.C., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социологичес- кие исследования. 1991, № 7; Дудченко B.C. Из опыта подготов- ки профессиональных консультантов в России // Социологи- ческие исследования. 1996, № 5; Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социологи- ческие исследования. 1993, № 7; Макаревич В.Н. Игровые методы  в  социологии:  теория  и  алгоритмы.  М.,  1994.

441 Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994.

442 Служба социального развития предприятия: Практи- ческое пособие. М.: Наука, 1989. С. 118.

443 Ансамблевые игры обязаны своим происхождением инновационным играм, а точнее их «приземляющему» постиг- ровому эффекту (речь идет о попытках внедрения инноваций на предприятии, и об отторжении игровых наработок персона- лом, не участвовавшем в игре). Ансамблевые игры появились, таким образом, как средство борьбы с этим эффектом. Их суть заключалась в том, чтобы, решая проблемы предприятия, фор- мировать одновременно ансамбль единомышленников из тех команд, которые приглашались на игру.

444 Более полное и детальное описание концептуальных, организационных и сюжетных отличий одного типа игр от

другого представлено в книге: Красовски й  Ю.Д.  'Управление


 

поведен нем   в   фирме:   эффекты   и  парадоксы  (на  материалах

120    российских           компаний).     ое      пособие.    М.:      ИНФ- РЛ-М.  1997.  С.  316-31ческое         пособие. М.:  ИНФ- РЛ-М.  1997.  С.  316-317.

44:>  Шилова  В.А.  История  и  современное  состояние  дело- пых  игр-  Типология  школ  и  направлений.  Игротехника  // Прикладная  социология  и  менеджмент:  Хрестоматия  /   Соста- витесь и научный редактор Кравченко А.И М.: Изд-во МГУ,

199R. с::. 419.

44'"'  См.:  Drumm  HJ.  Pefsonalwirtschaftslehre.  Berlin  u.  a.,  1992.

S 73 If.

447 Немов Р.С. Психология: Учеб.: в 3 кн. Книга 3 «Экспе- риментальная педагогическая психология и психодиагности- ка». М.. 1995. С. 108.

448 См.: Батаршев А. В. Тестирование: Основной инстру- ментарий практического психолога: Учебное пособие. М., 1999. С. 69-71.

44!)  См.:  Scholz  Ch.  Personalmanagement:  informationsorientierle und   verliallenstheoretische  Grundlagen.  Munchen,  1991.  S.  166  (I. У  российских  авторов  нередко  встречаются  иные  классифика- ции  тестов,  в  частности,  их  деление  по  предмету   диагностиро- вание на психологические тесты и тесты достижений.

4">0        Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы, М.: Наука, 1987. С. 172

"*-'• 1 Список терминальных ценностей включает следующие: активная,  деятельная  жизнь;  жизненная  мудрость;   здоровье; интересная работа; красота природы и  искусства;  любовь  (ду- ховная и физическая близость с  любимым  человеком);  матери- ально  обеспеченная  жизнь;  наличие  хороших  и  верных  друзей; общая  хорошая  обстановка  в  стране,  сохранение  мира  между народами; общественное признание; познание; равенство; са- мостоятельность  как  независимость  в  суждениях  и  оценках; свобода как  независимость  .в  поступках  и  действиях;  счастливая семейная жизнь; творчество; уверенность в себе; удовольствия.

452                Список инструментальных ценностей: аккуратность; воспитанность;   высокие  запросы  или  притязания;   жизнерадо- стность;   исполнительность;  независимость;  непримиримость  к недостаткам в себе и других; образованность; ответственность; рационализм;   самоконтроль;  смелость  в   отстаивании   своего мнения,  своих   взглядов;   твердая  воля;  терпимость;  широта взглядов; честность; эффективность в делах; чуткость.

4-5' Так,   в    России  распространена классификация  этил тестов, включающая конститутивные, конструктивные, интер- претвгивные,   катартические,  экспрессивные,  импрессивпые  и а,\дптихные тесты. См., например. Гриншун И.Б. Введение в психологию. М., 1994.

•I54 На основе последовательного применения серии интел- лектуальных  тестов  рассчитывается  количественный  показатель уровня  развития  интеллекта  испытуемого  —  коэффициент  ин- теллекта IQ (Intelligence Quotient),  который широко использует- ся на Западе для оценки уровня интеллектуального развития претендентов   на   занятие  определенных,  в первую  очередь


 

руководящих,  должностей.  Коэффициент  интеллекта  рассчиты- вается по формуле: ТО = (умственный возраст / хронологичес- кий возраст) х 100. См.: Психологические аспекты подбора и про- верки персонала / Сост. Литвинцева Н.А. М, 1997. С. 204-237. 455 Еще  одним  примером  социально-психологических  те-

стов  является «шкала  социальной  дистанции»   в ко- торой изучается установка индивида по отношению к опреде- ленной социальной группе. Предусмотрено семь   от наивысшей (тесное родство посредством брака) до самой  низ- шей (предпочел бы не видеть). Такого рода тесты  исследуют, прежде всего, эмоциональное отношение и не  апеллируют  к умению  сознательно  управлять  своими  чувствами.


 






БИБЛИОГРАФИЯ

 

Абрамова                                                                                                                                   (ига,  1999.

В.П.                                                                                                       де-


ятельностью.


 

корпорации.    1985.


Аксенова ЕА,                                                                  Н.Ф.,                   Управление персона- 1997.

В.

СПб.:             2001.

В.И.                                искусство спора, ведения                                                     кон-

 


М: Экономика, 1989.

М.: МГУ, Универсум, 1991. 1992.


 

 

1998.


 

1996.


2000.


 

М.:ГАУ,


 

Н.                                                               М: Высшая

Лори-Пресс, 1999.

 


Киев, 1990.


 

 

Экономика, 1989.


 

Служба                                                                                    1997.

1995.

 

Олимп-Бизнес,

АС, Михайлов В.И. Современный                                                                          СПб.:

 

К. Основы                                                                                      ржи,

У.                                                          ИНФРА-М,

Руководство                      переговоров.

 

стала. Париж 1988.

М:

Ю.Е                                                               ия. М.:Контур,

труда. Л.,

fi}pкшfi/"^,/ф(lИ)BЙA^1oделии^[eIoл^.lyl!|)aR\eш^^l(^plal[изcIl^^lOlПlJ,l^IIicl^ae.^la^l^I.M,                      1994.

В.















1122


Организационный  менеджмент.        1993.

Варфоломеев В.                                                                                                      2001.

Оценка менеджеров.                           +,2000.


 

НА                                                                      2000.

Введениевгендерныеисследования:                                                            Харьков:

 

Искусствоменеджмента. М„ 1993.

Инновационныйменеджмент.          999.

ИНФРА-М, 1999.

1996.

Веснин                                                      М.:Юристь, 1998.

ВилюнисВ.К.                                                      человека М., 1990.

Стратегический

ВиткеНА                                и индустриальное развитие. М., 2000.


 

 

1994.


1995.


 

1995.


 

 

ки.        1992.


О.                          инновациями                  М.,1989. экономи-


 

М, 1991.

работать. М.:           1972.

1973.

 

Менеджмент.                                       1995.


1995.

 

Изд-воМГТУ, 1998.


 

М:ИНФРА-М2000.

 

Основыменеджмента. СПб.,  1995.


Организации:поведение,


 

М.:Дело, 1998.

В.                                     для менеджеров.

1990.

ГрейсонДж.                  АмериканскийменеджментнапорогеXXIвека.М.: 1991.

Грибов КозловаИ.В. Основыпредпринимательства.         1998.

Вильнюс:         1980.


М.Т. Организационноеповедение.


 

М, 1995.


 

 

1973.


предприятием.    Тандем, 1998. рабочимвременем.М.:Финстат,1998.

 


Белгород 1995.

Менеджмент. СПб.:Питер,2000.


 

 

1967.


 

 

1993.


Введениевобщуютеориюконфликтов.М., 1993.

1995.

1998.


 

Практика                                     Киев:              2000.

П. Ф. Управление,                                                       1994.

1994.


1989.

1996.


 

1996.


Ю.Ю. Управленческие ситуации.     Экономика,

и г                      и система Тейлора. М.,

Ефимов                                                                                                                                              1980.

М.-Л., 1926.

менеджмента. М: Экономика, 2000. предприятии. Калуга, 1993.

1998.

М., 1989.

1995.


1990.


 

1999.


нововведениями.                  1990.

 


М:Дело,


 

 

Новосибирск, 1987.


мотивы.         Питер, 2000.

1997.

процесс в                                                                  МГУ, 1991.

качеством. М., 1988.

 

М 1998.  
буржуазной социологии   XX века.
труда.    
менеджмента.   2000.

Кадровый менеджмент. Практическое руководство.                 2001.

 

ситуациях, задачах и тестах. М,

 


 

 

ЛЯ.                                                                                1999.

и др.                                  поведение.  М.:

Киев,

Керженцев          НОТ.                                                                    партии. М.-Пг„ 1923.


1991.


 


 

 

Ковалев  Основы


2001.


 


 

 

1994.

ЮА.,                      Советская М: Экономика, 1990.


экономичес-


российская история. СПб.: Питер,


 


Основы           рилейшнз. Киев:            2000.


 

 

2001.


1997.                                 •

управление/                     Хесселя.    1996.

П. Искусствоторговаться,              опереговорах. М,

менеджмента. Маркетингменеджмент. СПб.: Питер, 2000.

Менеджмента                       АдоЯ.        Питер, 1999.

1996.

персоналом.   1999.

История зарубежной                                 Общие принципы. М,

 

КравченкоАИ.                                       менеджмента.  Ф.Тейлор.                  СПб.,  1998. КравченкоАИ. Макиавелли: технология                                                                                                                  №6. КравченкоАИ. Прикладная                     и менеджмент.           МГУ,

КравченкоАИ. Социология.  М.: Академический Проект,

КравченкоАИ.   Социология менеджмента.

КравченкоАИ.                                                       М., 1987.

поведение. М.:Наука, 1991.

Крон       Ф. Управление энергиейконфликта.                              2000.

игры:


1999.

Организационное                                                1999.

Историяучений менеджмента.  Киев:            2000.' -

 

управлениекомпанией.                 2000.

Антикризисныйменеджмент.  СПб.: Лидерилидерство. Архангельск,  1996.


 

 

М.:ДИС, 1999.


иситуационныйанализуправленческих

 

работы. М„ 1994.

 

Наука,  1990.

Практический менеджмент.                                                  и самотренировки.

 


Ларичев О. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2000.

1999.

управления.              1975.

и                                  1999.

Лидерство.  Психологическиепроблемывбизнесе.    Феникс 1997.

управленческогорешения. М.:Дело,


 

 

консультирова-


ния. Ижевск, 1986.

Льюис                                      М.:                 2000.


 

СПб.: Питер, 1999.


менеджмент.                                  2000.

1999.

 

труда. М.:Финсгат,2001.

.


 


 

 

М:Приор,

его команда. СПб.:                    1998.

К.   гранда                                                    исервис,


МГУ, 1994.


 


 

Переговоры.                           1993.


1993.

Новосибирск, 2000.


 


 

 

организации.                         1995.


упражнения.


Деловая                                                                                  Экономика, 1974.

Альберт М.,                  Основы менеджмента. М: Дело, организации.

 

 

ния

 

поведение.

 

Морис У, Наука  управлении.   1974.

 


1998.

Игровые методы                   кадров.


 

1990.


 

В.,        К.                                                        СПб.:          2000.

СПб., 1995.

1995.

 

 


 

 

1997.


М, 1984.


бизнеса.                       2001.

М., 1990.

 

Нововведения                             М.: Экономика. 1980.

 

МГУ, 1982.

V                                М„

Г,


1986.


 

коллективе.   Мысль,,1982.


 

1973.


1126


эволюция. М, 1989.

М„ 1991.


I                                                                                                                       1974.


 

1985.

 

Управлениеинновациями вусловиях переходак рынку.           Мегаполис-

 

1999.

СВ.                                                  России.М.:                               1995.

Ситуационноеуправление.      1986.

профессионалов.  Киев:

илюди.                                                                            в

социалистическом обществе. М: Политиздат, 1983.

ЯригожинАИ.Современнаясоциологмяорганизаций. М: Интерпракс, 1995. ЯршвжинАИСоциолотческиеаспектыунравления. М.:3нание, 1974.

Приклад)1аясоциологияименеджмент:Хрестомагия. М.:МГУ, 1998. Проблемыидентификацииидиагаосшки нововведений. М, 1984.

Психологияуправления. Новосибирск Сибирское соглашение. М.:ИНФРА-М, 1999.

ПутчевВ.В. Руководствоперсоналом. М.: АспектПресс, 1999.

. ПугачевВВ. Теаы,деловыеигры,тренишивуправлениипераэналом. М.:АотсктПресс,2000. ЯушкоревНФ.идр. Практикум по кадровомуменеджменту. М.:Финстат,2000.

Развивающиеигрыиигротехника. Новгород 1986.

Райс-Джонстои У. Тактический менеджмент. СПб.: Питер, 2001. Ра^ер Г. Влабиринтахсовременногоуправления. М.: Экономика, 1999. PannonopmBM.. Дмагностикауправления. М.: Экономика, 1988.

РоювМ А Риск-менеджмент. М.:Финстат,2001.

РоджерсС.Э.АгарвалаБ., РоджерсР. Коммуникации в организациях. М., 1980.

Родионова Н. AmHKpHSHctibMMeHe/VKMein1. М.:Юнити-Дана,2001.

РозановаВА. Психология управления. М.: Интел-Синтез, 1999.

РоманенкоИ.В. Социальное и экономическое прогнозирование, 2000.

РомшювПВ.                                                               менеджмента.  Саратов:          2000.

М.: Экзамен, 2002.

М.:

 

Киев:ПолитиздатУкраины, 1990.

Рощин С.                                  в                                           России.    Тезис, 1996.

М.:ИНФРА-М,2О01.

АС.

СаймонГ, СмитбургД,, ТомпсонВ. Менеджментв организациях. М.: Экономика, 1995.

СамыпшС.И. Управлениеперсоналом. Ростов-на-Д:Феникс,2001.

Camuwi СИ., СтолярежоЛД Психологияуправления. Ростов-на-Д:Феникс, 1997. СантаБ. Инновация как средство экономического развития. М, 1990.

СвелцицкийАЛ. Социальная психология управления. Л.: 7\ГУ, 1986. СеатовАА. Менеджмецтвструктуресовремешюго научного знания. М., 1980. Семенова ИМ. История менеджмента. М: Юнити-Даца, 2000.

СкоттДж. Конфликты: пути ихпреодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.

Скотт СинкД. Управление производительностью /Пер. с англ. М.,  1989. СхрилкикКДУправленческаядеятольность.              М.:Приор,2000. Слоюрь-спраючникдляоаботникакадровойслужбь1:А-Я. М„ 1989.

Служба социальногоразвитияпредприятия.М.:Наука, 1989.

Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. М.: ГАУ, 1994. СмелзерН. Социология. М.: Феникс-Пресс, 1994.

СмирновБ.М Кадровые нововведения в системеуправления персоналом. М.:ГАУ, 1996. СлшрновЭА Разработкауправлепческихрешений. М.:ЮНИТИ-ДАНА2001. ашрновЗАУ[|равленческиерацения.М.:ИНФРА-М,2001.


 

 

(ИИ                                                              СПб., 2000.

 

инженерия.    МГСУ,

гая инженерия.                1996.

М., 1982.

и работа с       ми. М.: Экономика, М.:РАГС,2000.


 

 

оград 1993.


М.:МГУ,2001.

t995.


 

 

Т. 1,2. Минск


 

МГУ, 1993.


РАН,


 

1996.


СПб.:СПб.ун-т, 1998.

 

 

персоналом.                                   1995.

управления. М.,  1987.


1992.

Тейлор Ф. У. Научная                                 М,

 

Тейлор Ф. У.

Теория  методология


 

 

1992.


 

 

1978.


Теорияорганизации и организационное           рование. Саратов,

 

Новосибирск,

М.:                                1998.

ситуации.    2000.

1998.

1997.

И.О.                                                                                                                              №4.

Тюрина И.О.                                                                                                           1998, №8.

гаяа>циоло1'Ияименеджмент.Хре-

М.: МГУ, 1998.

Тюршю  О. Российский рынок                                                   и исследования.          №5.

служба.                       1985.

 

1998.

Coaching —                                    управления

 


 
























































































1128


нововведениями                                             м„

 

 

М.:ИНФРА-М,

по результатам. М.:Прогресс,


 

 

1998.

М.:МГУ, 1997.

 

персонала    Приор, 1999.


 


ЭКМОС, 1997.

Уткин Э.                                                                           М.:               2000.

М.:Теис,2001.

УткинЭ., Морозова Г., Морозова   Инновационный менеджмент. М,

 

1992.

РА   Инновационныйменеджмент. М.:  ИНТЕЛ-СИНТЕЗ,

М,  1997.

Р.                             менеджмент.                2001.


 

1997.


аспект.                              1990.

Фишер Р.,                                                                                     поражения.М.,

 

Управляйилиподчиняйся!

Управлениелюдьми компаниях. М.:Олимп-Бизнес, 1999. планирование.СПб.:Питер,2001.

ХентиеИ.                                  кадрами в рыночной экономике. М.: Международные от- ношения, 1997.


 

 

Р.Х.


 

СПб.:                               2000.


ХоскингА   Курспреддринимательства.   1993.

 

Цветаев В.М. Управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.

 

решений. М:Финстат,2001.


 

М.:РАУ,

 

1991.

разра-

 

Киев:


.

М., 1998.

1998.

рискаминауровнепредприятия. СПб.: Питер, 2000.

2000.

СВ.                                                                                                                 2003.

СВ. Управление персоналом в современной организации.

ТЕЗ,2000.

Интернета

 

Теорияменеджмента:                               японизации. СПб.: Питер, 1999.

ШкутаАА                                                                                             1998.

М., 1988.

фирмой. М., 1975.

 


Щекин Г.                                 менеджмента. Киев, 1993.

Словарь.  М.:ИНФРА-М,2000.

М.:Союз, 1996.

 

Управленческиерешения.                              1999.


 

 

1991.


 

практика. М.: Экономика, 1988.

Ядов ВА                                                                                                                    КДУ, 1998.

Карьераменеджера.  М.: Прогресс,


 

 
















СОДЕРЖАНКЕ

 

Предисловие                                                                                     3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РДЗДЕЛ                              


 


1130


 

История социологии менеджмента на Западе           з

Теория           рационализации           Ф.        Тейлора          8

Административная теория А. Файоля 12

«Классическая» теория организаций 14 Концепция управления М. Фоллетт 18

Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо 20 11орархическая теория потребностей А. Маслоу 23 Днухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга 28 Теория стилей руководства Д. Макгрегора 33

Шкала лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта 36 Теория стилей руководства Р. Лайкерта 41

Концепция долговременной эффективности Р. Лайкерта 45

Теория эффективности организации Б. Басса 47

Эмпирическая           школа:          Л.          Ньюмен            49 Комплексный подход к управлению Г. Ливичта  51

Школа социальных систем: Г. Саймон                                            57

Системный подход к управлению           А       Эгциони         65

Развитие социологии управления в России  69

Развитие российской социологии управления в довоенный период 69

Формирование социологии  управления

в послевоенный период                               ,                            123

Развитие заводской социологии в России

Развитие психотехники в 20 —30-е годы XX в                              145

Достоинства и недостатки психотехники                                      147

Послевоенный этап заводской социологии                                   149

Академическая и заводская социология:

статуе и структура 153


Содержание                                                                

Сравнение двух этапов развития заводской социологии  156

Прикладная социология и рыночные отношения......                 157

Предметная сфера социологии управления

Предмет социологии управления                                           163

Основные понятия общей социологии                                    165

Социальная природа управления                                          168

Отличие управления от менеджмента                                    172

Социология управления и социология менеджмента       176

Экзистенциальные условия существования менеджера   183

Институциональный взгляд на менеджмент

Управленческие  революции                                                   198

 

Универсально-исторические      законы Универсально-исторические законы у М. Вебера иерархии 216 216
Социальная иерархия 221
Социальные законы иерархии 224
Экономические ресурсы и социальные блага 230
Качество управленческих решений 236
Власть и ответственность 240
Иерархия как система социальных фильтров 245

Механизм вознаграждения                                                        255 Феномен мотивации       258

 

Власть и социальный контроль   285
Социальная природа власти   285
Психологические концепции власти , 295
Уравнение социального контроля   319
Элементы социального контроля   320
Социальные нормы   322
Социальные санкции   325

Агенты формального и неформального контроля:           328

Соблюдение норм                                                                       330

 

Бюрократия, чиновничество, номенклатура Определение и социологическое понимание бюрократии зз 336
Бюрократ, бюрократизация и бюрократизм 352
Этикетно-ритуальные формы чинопочитания 358
Вознаграждение и одаривание 363
Железный закон олигархии                       : .. 365
Цивилизационный аспект: восточная  
и западная бюрократии '.. 368
Номенклатура и бюрократия .375  1

 

Мафия и бюрократия                                                                       381

Закрытая группа и бюрократия                                                                                  387

Социальное и организационное пространство

 замечания        ,                                                          399

Представление о социальном 400

Соотношение понятий  «управление»

и  «социальная организация»                                                           405

Управленческая пирамида как объект исследования Константы социальной  организации

Типология организаций: социологические подходы                    421

 и  неформальная  организации                                 431

Организационное  пространство                                                     436

Структура  управления                                                                  440

Организационная структура                                                            444

Жизненный  цикл организационной структуры                             460

Законы и модели организационного поведения

Организационное  поведение                                                          462

Иерархические законы поведения

и                                                                                                        466

Механизм достижительной мотивации                                          469

Воля к власти                                                                               473

Значение средних постов в иерархии                                           475

Ролевые модели поведения в организации                                   480

Служебная карьера                                                                          487

Конфликтная вертикаль                                                                   492

Конфликты по поводу власти                                                         499

Каналы вертикальной мобильности

 и  реальная  квалификация                                       505

Общественные и профессиональные

каналы восхождения

Закон Файоля и принцип Питера                                                    519

Социальные лифты  организации                                                    521

Власть, авторитет и лидерство

Сила, власть, авторитет                                                                   525

Авторитет и власть                                                                          530

Вектор власти и вектор                                                                   535

Локус контроля и подбор лидеров                                                  540

Типология и функции лидерства                                                   546

Лидерство в институциональном контексте                                   563

Групповой контекст лидерства                                                        566


 

 





Содержание

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: