Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»
· Назовет слов на звук (букву) М
· Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»
Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
Игровое упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
Игровое упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Помоги разобраться.
Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Упражнять в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима - …
Друг - …
Добро - …
Войти -…
Ложиться -…
Говорить - …
Смеяться - …
Слон большой, а комар…
|
|
Камень тяжелый, а пушинка…
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
Игровое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь - …, ботинок -…, шнурок - …
Ø Игры, используемые для коррекции словаря прилагательных.
Игра «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Игровой материал: Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Ход игры: называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш и т. д.
Игра«Угадай, кто это?»
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.
Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
|
|
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Игра "Узнавание"
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая,
стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце и т. д.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Игра «У кого какой предмет»
Цель: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать
наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных - названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.
Игровой материал:
Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки - полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.
Ход игры
Положите перед ребёнком 2-3 пары картинок и объясните: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой ты. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и ты должен назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и ты должен определить форму предмета».
Например:
Педагог: на моей картинке рубашка
Ребенок: на моей тоже рубашка
Педагог: у меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок: у меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона.
Педагог: моя рубашка клетчатая
Ребенок: а моя полосатая
Педагог: у рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди
Ребенок: у рубашки два кармана, расположенных снизу.
Следующий раз ребенку предлагается вместе рассказать о рыбках, например:
Педагог: у меня рыбка красного цвета
Ребенок: а у меня голубого
Педагог: у моей рыбки большой хвост
Ребенок: у моей маленький
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении ребёнок может сравнивать однородные предметы самостоятельно.
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.
Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
|
|
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)