ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Учебное пособие
по дисциплине «Теоретическая грамматика»
для подготовки бакалавров по направлениям
45.03.02 «Лингвистика»,
44.03.01 «Педагогическое образование»
Санкт-Петербург
2019
УДК 811.11
ББК 81.2Англ923
Д
Рекомендовано к изданию Методическим советом Института гуманитарных и социальных наук СПбУТУиЭ
Протокол № ____ от «____» _____________2019 г.
Составитель
кандидат филологических наук О.Н. Камшилова
Рецензенты:
профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор филологических наук, профессор Беляева Л.Н.
доцент кафедры английского языка и лингвострановедения
Института иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена,
кандидат филологических наук, доцент Атлас А.З.
Д… Теоретическая грамматика английского языка: вопросы и задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям: учебное пособие для бакалавров / сост. О.Н. Камшилова; С-Петерб. ун-т. технол. упр. и экон. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. – 64 с.
|
|
ISBN
Учебное пособие содержит методические указания, вопросы и задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Теоретическая грамматика английского языка». Данное пособие является переработанным и дополненным приложением к электронному учебнику О.Н. Камшиловой «Теоретическая грамматика английского языка». Оно включает в себя программу курса, задания для самостоятельной работы, примерный список вопросов к экзамену и тем курсовых работ.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 45.03.02 «Лингвистика», 44.03.01 «Педагогическое образование».
УДК 811.11
ББК 81.2Англ923
ISBN
© Камшилова О.Н., составитель, 2019
© СПбУТУи Э, 2019
Содержание
Введение | 4 | |||
Рабочая программа дисциплины | 5 | |||
Семинар 1 | История английской грамматики | 16 | ||
Семинар 2 | Базовые понятия теоретической грамматики | 17 | ||
Семинар 3 | Существительное, прилагательное, наречие: категориальные характеристики | 19 | ||
Семинар 4 | Предикативные и «упаковочные» категории глагола | 23 | ||
Семинар 5 | Функционально несамостоятельные слова | 27 | ||
Семинар 6 | Словосочетание: способы классификации | 31 | ||
Семинар 7 | Структурные типы предложения | 38 | ||
Семинар 8 | Моделирование простого предложения в классической и структурной грамматике | 41 | ||
Семинар 9 | Модель членов предложения в классической и универсальной грамматике | 45 | ||
Семинар 10 | Семантический аспект предложения | 48 | ||
Семинар 11 | Коммуникативная модель предложения: Пражская школа и М.А.К. Халлидей | 49 | ||
Семинар 12 | Прагматический аспект предложения: Оксфордская школа | 53 | ||
Список вопросов к экзамену
| 60 | |||
Перечень тем для курсовых работ | 62 |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 45.03.02 «Лингвистика» и 44.03.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения. Планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним разработаны в дополнение к электронному учебнику «Теоретическая грамматика английского языка» (автор – О.Н. Камшилова).
Пособие включает практические задания и методические рекомендации по изучению курса теоретической грамматики английского языка. Основное внимание уделено развитию у студентов профессионального лингвистического мышления, способности анализировать и обобщать, подвергать категоризации сложные языковые явления, излагать и аргументировать свою точку зрения на проблему, а также формированию навыков самостоятельной работы с оригинальной научной литературой и анализа фактов языка с помощью современных методов исследования.
Включенная в пособие программа дисциплины содержит подробное содержание занятий, рассчитанное на конкретный учебный план для студентов очного и заочного отделений. При этом в пособие включены методические рекомендации и задания к темам, которые не входят в сетку аудиторных занятий. Этот материал может быть полезен при подготовке к экзамену, выполнению дополнительных заданий по курсу, а также для работы над курсовыми проектами.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.13. Теоретическая грамматика
Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины –формирование у студентов представления о грамматическом строе современного английского языка как о системе, взаимосвязанной с другими языковыми уровнями, обладающей рядом специфических черт, обусловливающих своеобразие языка, а также ознакомление с историей английской грамматической школы и ведущими современными направлениями грамматических исследований.
Задачи дисциплины:
• создать концептуальную базу в области ведущих направлений грамматических исследований;
• сформировать систему знаний о грамматическом строе современного английского языка;
• сформировать теоретические и практические знания в области интерпретации проблемных вопросов грамматики;
• развить у студентов навыки грамматического анализа с учетом будущей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ОП
1) Требования к предварительной подготовке обучающихся:
Данная учебная дисциплина имеет фундаментальную направленность. В методическом плане дисциплина Теоретическая грамматика базируется на компетенциях, сформированных в результате изучения таких дисциплин бакалавриата, как Философия, Введение в языкознание, История языка и введение в спецфилологию, Лексикология, Теоретическая фонетика, Практический курс первого иностранного языка.
2) Дисциплины и практики, госэкзамены, ВКР, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
Дисциплина подготавливает студентов к изучению таких дисциплин как Теория перевода, Основы специальных теорий перевода, Методы лингвистических исследований, Грамматический анализ текста, Филологический анализ текста. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, необходимы в прохождении Производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) и подготовке к ГИА (написание ВКР).