Семинар 4. Предикативные и «упаковочные» категории глагола

Методические рекомендации

При подготовке к семинару следует определить основное различие между предикативными и «упаковочными» категориями глагола, как необходимость, с одной стороны, адекватной передачи концептуального содержания высказывания и, с другой стороны, возможность субьекта влиять на способ передачи этого содержания согласно его интенциям. Показать, как одно и то же концептуальное содержание обретает дополнительные смыслы с помощью употребления категорий вида, перфектива и залога. Обратить внимание на значимость таких «упаковочных» конструкций для перевода. Установить случаи взаимодействия грамматической формы и семантики глагола. Описать конвенциональные ситуации для употребления частных видовых значений.

Описать коммуникативную природу категории лица/числа, подчеркнуть универсальное (общее) и специфическое в актуализации этой категории в английском языке.

Описать грамматическую категорию времени, как морфологическую категорию, состоящую их трех частных категорий – настоящего, прошедшего и будущего. Определить степень сформированности категории будущего числа в современном английском.

Соотнести понятия «модальность» и «наклонение». Обратить внимание на корректность в употреблении термина «сослагательное наклонение» в отношении современного английского языка, охарактеризовать типы косвенных наклонений английского глагола.

Описать существующие подходы к определению английского глагольного вида. Обратить внимание на взаимодействие семантики глагола и формы be – ing. Охарактеризовать частные видовые значения этой формы.

Раскрыть содержание понятия «диатеза» для определения залога как морфосинтаксической категории. Проанализировать возможность выделения среднего, взаимного и возвратного залогов в английском языке.

Дать определение категории перфектива. Связать категории прогрессива и перфектива с понятием таксиса.

 Выполнить практические задания согласно инструкциям. Использовать толковые одноязычные словари издательств Cambridge University Press, Oxford University Press, Longman, Macmillan.

Основные вопросы

1.Классификации глагола: формальные (standard/non-standard), синтаксические (subjective/objective,transitive/intransitive), семантические (limited/non-limited; actions,states,achievements, accomplishments и др.)

2.Предикативные и субъектно-ориентированные («упаковочные») категории глагола.

3. Предикативные категории глагола: лицо/число, время, наклонение

4. «Упаковочные» категории глагола: вид (прогрессив), перфектив, залог.

Задания

А. Проанализируйте словарные дефиниции следующих глаголов, выделите в них указание на наличие или отсутствие предела, суммируйте компоненты дефиниций (семы) для выражения предела или его отсутствия:

 To enter, to go, to spring off, to jump up, to fall, to sit, to throw, to sleep, to work, to exist, to love, to open, to escape, to laugh.

В. Употребите данные глаголы как предельные и непредельные в соответствующих контекстах

Eg. She writes love stories (непр.)

  She wrote 2 letters in the morning(пред.)

To write, to pour, to read, to hear, to understand, to show, to translate

C. Подчеркните глагольные формы, описывающие нереальные события, назовите способ передачи этих значений

1. Ivory insisted that he be present

2. I wish I were ten years younger

3. He looked as if he knew about it

4. He looked as if he had seen a ghost

5. If I had a garden, I should grow tulips

6. If it hadn’t rained, I should have gone for a walk

7. I insist that he should meet us at the station

8. I wish he wouldn’t interrupt me

9. I’m telling you this so that you may write to your parents about it

10.  I’m telling you this so that you can/could write to your parents about it

11. If he were to discover the truth he would never speak to us again

D. Подчеркните все формы глагола (личные и неличные), определите реализованные грамматические категории и синтаксическую функцию:

1. The door opened, and a thickest heavy-looking young man entered. (Eliot)

2. Our reason for going there was, to say the least, a trifle unusual.(Durrel)

3. War is man’s delight. Danger is his solace, and death is the lover of all who breathe. (Saroyan)

4. Since the end of the war I had been financing and organizing expeditions to many parts of the world to collect wild animals for various zoological gardens. (Durrel)

5. You will stay here till it is time to go to the barrier. (Voynich)

6. Miss Marple’s telephone rang when she was dressing. (Christie)

7. Actions speak louder than words. (proverb)

8. When he returned to his hotel he found a message that someone had telephoned in his absence. (Helton)

9. Mr.Pickwick found that his three companions had risen and were waiting for his arrival to commence breakfast. (Dickens)

10. You’ll be sorry for what you’ve said when you’ve calmed down and then you’ll want me to forgive you. (Maugham)

11. As she neared the kitchen, Chris came from the garage where he had been attending to a lorry with a magneto trouble, wiping his hands on some waste. (Lindsay)

12. Sarie knew that she would fight for Lanny, do anything for him. (Abrahams)

13. Sarie would always laugh at Sam’s jokes and dimples would appear in her cheeks. (Abrahams)

14. Gert said he would go to Smith’s in the evening. Whenever he went to Smith’s he stayed for the night or longer. Then he would return, sick and red-eyed from drinking. (Abrahams)

Литература

1. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М., 2010

2. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М., 2010.

3. Камшилова О.Н. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – СПб., СПбУУЭ, 2011.

4. Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – реж. доступа – http://www.bgpu.ru/site/content/kafs/engphil/rivlina/grammar/lectures/

5. Biber D., Johansson S., Leech G., Conrad S., Finegan E. Longman Grammar of Spoken and Written English. Harlow: Longman, 2008. – http://www.knigka.info/2008/08/23/longman-grammar-of-spoken-and-written.html

6. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Модуль 4. Основы морфологии – электронный учебник http://homepages.tversu.ru/~ips/Studets.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: