Правовое регулирование внебюджетных фондов

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Согласно Положения Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением ПФР должен обеспечивать:

- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и на другие цели;

- капитализацию средств ПФР, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

В связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в ПФР, уплачиваемых в составе единого социального налога, переданы налоговым органам Российской Федерации.

Для создания социальных гарантий обеспеченной старости, позволяющие регулярно повышать пенсии и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими лицами были приняты Федеральные законы от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" закреплены организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования, определен порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии, регламентирован учет средств в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установлены требования об отдельном учете в бюджете ПФР страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" зафиксирован порядок передачи средств пенсионных накоплений управляющим компаниям, процесс непосредственного инвестирования средств в различные финансовые инструменты, права застрахованных лиц на выбор управляющих компаний, система государственного и общественного контроля за процессом инвестирования.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Выплата базовой части пенсии в установленном размере гарантируется государством, и величина ее должна постепенно приближаться к размеру прожиточного минимума пенсионера. Выплата страховой части пенсии зависит от объема поступивших средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.

Федеральным законом №167-ФЗ веден страховой взнос на обязательное пенсионное страхование. Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Персональным целевым назначением платежа является обеспечение права застрахованного лица на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме застрахованных взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете вышеуказанного лица.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации, физические лица, индивидуальные предприниматели;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты [6].

Лица 1966 года рождения и старше исключены из накопительной системы пенсионного страхования. В отношении них предусмотрено зачисление страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Налогоплательщики, выступающие в качестве работодателей страхователей, применяют следующие тарифы страховых взносов (таблица 3).                                                      

Таблица 3 – Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение

База для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 годарождения и старше на финансированиестраховой части трудовой пенсии Для лиц 1967 года рождения и                      моложе
на финансированиестраховой частитрудовой пенсии на финансированиенакопительной частитрудовой пенсии
До 280000 рублей       14,0 %          8,0 %        6,0 %
От 280001 рублядо 600000 рублей 39200 рублей + 5,5 %с суммы, превышающей280000 рублей 22400 рублей + 3,1 % с суммы,превышающей280000 рублей 16800 рублей + 2,4 % с суммы,превышающей280000 рублей
Свыше 600000рублей 56800 рулей 32320 рублей 24480 рублей

Для лиц 1967 года рождения и моложе применяются переходные положения о размере страховых взносов, согласно которым в период 2005-2007 гг. действует иная пропорция распределения ставок на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии с большей долей отчислений на финансирование страховой части пенсии.

Выплата базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии должно производиться за счет средств бюджета ПФР. Средства на финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, учтенные в социальной части индивидуального счета застрахо­ванного лица, могут быть переданы в негосударственный пенсион­ный фонд.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.

Сумма страховых взносов исчисляется отдельно в отношении каждой части страхового взноса (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) исходя из базы для начисления страховых взносов и тарифов.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период [2].

Перечисление страховых взносов (авансовых платежей) производится отдельными платежными поручениями по каждой части страхового взноса в ПФР ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В налоговые органы налогоплательщики представляют ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики представляют декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения, в соответствии с законодательством, об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Страхователями в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).

Страхователи согласно положениям действующего законодательства исполняют свои обязанности по уплате платежей на нужды обязательного социального страхования в следующем порядке:

- организации, применяющие традиционную систему налогообложения, - путем уплаты единого социального налога в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования (далее – ФСС) РФ;

- организации, применяющие специальные налоговые режимы, - путем уплаты части указанных налогов, предназначенных на нужды социального страхования, а также путем уплаты добровольных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование как составная часть ЕСН уплачивается в порядке, предусмотренным главой 24 НК РФ.

Налогоплательщики-организации с 1 января 2006 года исчисляют ЕСН в части ФСС по следующим ставкам: до 280 000 руб. - 2,9 %; от 280 001 до 600 000 руб. – 8120 руб. + 1% с суммы превышающей 280 000 руб.; свыше 600 000 руб. - 11320 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в ФСС Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

3) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации [2].

Налогоплательщики-организации данные о фактически произведенных за налоговый период расходах на цели государственного социального стра­хования отражают по строке "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за налоговый (отчетный) период" отчетности по ЕСН.

В случае если в части ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, имеются излишне уплаченные суммы, то в соответствии со ст. 78 Н К РФ по решению нало­гового органа, принятому на основании письменно­го заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли ЕСН, которая подлежит зачислению в этот фонд, или возвращены налогоплательщику при отсутствии у него задолженности.

Однако возврат налоговым органом сумм пе­рерасхода налогоплательщиком средств на цели госу­дарственного социального страхования над суммой начисленного ЕСН, подлежащего перечислению в ФСС РФ, или сумм, ошибочно перечисленных ФСС РФ налогоплательщику на возмещение расхо­дов по государственному социальному страхованию, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

В отчетности по ЕСН имеется показатель "Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый (отчетный) период", в котором налогоплательщики-организации отражают суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начис­ленного налога за налоговый период.

В этой связи налог, подлежащий уплате в ФСС РФ, исчисляется как начисленные платежи по налогу в части ФСС РФ минус расходы на цели го­сударственного социального страхования и плюс суммы денежных средств, полученные от исполни­тельного органа ФСС РФ на банковский счет стра­хователя в порядке возмещения расходов, превыша­ющих сумму начисленного налога за налоговый пе­риод [23,c.36].

Если эта сумма налога оказывается со знаком минус, т.е. сумма расходов, произведенных налогоплатель­щиком на цели государственного социального стра­хования с учетом возмещения, полученного от ис­полнительного органа ФСС РФ, превышает начис­ленную сумму налога, то возврат перерасхода по средствам ФСС РФ осуществляется исполнитель­ным органом ФСС согласно Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004. № 22.

Страхователю за возмещением средств необ­ходимо обращаться в отделение Фонда с представ­лением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию.

Сумма перерасхода по средствам ФСС РФ также может быть зачтена налоговыми органами в счет предстоящих платежей по налогу в части упла­ты в ФСС РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Фонды является самостоятельными государственными некоммерческими финансово - кредитными учреждениями.

Основными задачами фондов обязательного медицинского страхования являются:

- финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели  обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по ставкам налога, установленных главой 24 НК РФ пункт 1 статьи 241 в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям.

Уплата налога осуществляется отдельными платежными поручениями в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Перечисление налога в фонды обязательного медицинского страхования должны производится в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена заработная плата.

Для учета расчетов по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала организации используется счет 130302000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» [15].

Начисленные суммы налогов во внебюджетные фонды отражаются по кредиту счета 130302730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации".

Перечисление сумм налогов во внебюджетные фонды отражаются по дебету счета 130302830 "Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: