Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Согласно Положения Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением ПФР должен обеспечивать:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и на другие цели;
- капитализацию средств ПФР, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
|
|
В связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в ПФР, уплачиваемых в составе единого социального налога, переданы налоговым органам Российской Федерации.
Для создания социальных гарантий обеспеченной старости, позволяющие регулярно повышать пенсии и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими лицами были приняты Федеральные законы от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" закреплены организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования, определен порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии, регламентирован учет средств в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, установлены требования об отдельном учете в бюджете ПФР страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
|
|
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" зафиксирован порядок передачи средств пенсионных накоплений управляющим компаниям, процесс непосредственного инвестирования средств в различные финансовые инструменты, права застрахованных лиц на выбор управляющих компаний, система государственного и общественного контроля за процессом инвестирования.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.
Выплата базовой части пенсии в установленном размере гарантируется государством, и величина ее должна постепенно приближаться к размеру прожиточного минимума пенсионера. Выплата страховой части пенсии зависит от объема поступивших средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.
Федеральным законом №167-ФЗ веден страховой взнос на обязательное пенсионное страхование. Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Персональным целевым назначением платежа является обеспечение права застрахованного лица на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме застрахованных взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете вышеуказанного лица.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
- организации, физические лица, индивидуальные предприниматели;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты [6].
Лица 1966 года рождения и старше исключены из накопительной системы пенсионного страхования. В отношении них предусмотрено зачисление страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Налогоплательщики, выступающие в качестве работодателей страхователей, применяют следующие тарифы страховых взносов (таблица 3).
Таблица 3 – Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение
База для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Для лиц 1966 годарождения и старше на финансированиестраховой части трудовой пенсии | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
на финансированиестраховой частитрудовой пенсии | на финансированиенакопительной частитрудовой пенсии | ||
До 280000 рублей | 14,0 % | 8,0 % | 6,0 % |
От 280001 рублядо 600000 рублей | 39200 рублей + 5,5 %с суммы, превышающей280000 рублей | 22400 рублей + 3,1 % с суммы,превышающей280000 рублей | 16800 рублей + 2,4 % с суммы,превышающей280000 рублей |
Свыше 600000рублей | 56800 рулей | 32320 рублей | 24480 рублей |
Для лиц 1967 года рождения и моложе применяются переходные положения о размере страховых взносов, согласно которым в период 2005-2007 гг. действует иная пропорция распределения ставок на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии с большей долей отчислений на финансирование страховой части пенсии.
|
|
Выплата базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии должно производиться за счет средств бюджета ПФР. Средства на финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, учтенные в социальной части индивидуального счета застрахованного лица, могут быть переданы в негосударственный пенсионный фонд.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
Сумма страховых взносов исчисляется отдельно в отношении каждой части страхового взноса (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) исходя из базы для начисления страховых взносов и тарифов.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период [2].
Перечисление страховых взносов (авансовых платежей) производится отдельными платежными поручениями по каждой части страхового взноса в ПФР ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
|
|
В налоговые органы налогоплательщики представляют ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики представляют декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме, утвержденной приказом Минфина России.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения, в соответствии с законодательством, об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Страхователями в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).
Страхователи согласно положениям действующего законодательства исполняют свои обязанности по уплате платежей на нужды обязательного социального страхования в следующем порядке:
- организации, применяющие традиционную систему налогообложения, - путем уплаты единого социального налога в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования (далее – ФСС) РФ;
- организации, применяющие специальные налоговые режимы, - путем уплаты части указанных налогов, предназначенных на нужды социального страхования, а также путем уплаты добровольных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование как составная часть ЕСН уплачивается в порядке, предусмотренным главой 24 НК РФ.
Налогоплательщики-организации с 1 января 2006 года исчисляют ЕСН в части ФСС по следующим ставкам: до 280 000 руб. - 2,9 %; от 280 001 до 600 000 руб. – 8120 руб. + 1% с суммы превышающей 280 000 руб.; свыше 600 000 руб. - 11320 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в ФСС Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
3) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации [2].
Налогоплательщики-организации данные о фактически произведенных за налоговый период расходах на цели государственного социального страхования отражают по строке "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за налоговый (отчетный) период" отчетности по ЕСН.
В случае если в части ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, имеются излишне уплаченные суммы, то в соответствии со ст. 78 Н К РФ по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли ЕСН, которая подлежит зачислению в этот фонд, или возвращены налогоплательщику при отсутствии у него задолженности.
Однако возврат налоговым органом сумм перерасхода налогоплательщиком средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленного ЕСН, подлежащего перечислению в ФСС РФ, или сумм, ошибочно перечисленных ФСС РФ налогоплательщику на возмещение расходов по государственному социальному страхованию, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.
В отчетности по ЕСН имеется показатель "Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый (отчетный) период", в котором налогоплательщики-организации отражают суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога за налоговый период.
В этой связи налог, подлежащий уплате в ФСС РФ, исчисляется как начисленные платежи по налогу в части ФСС РФ минус расходы на цели государственного социального страхования и плюс суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС РФ на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога за налоговый период [23,c.36].
Если эта сумма налога оказывается со знаком минус, т.е. сумма расходов, произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования с учетом возмещения, полученного от исполнительного органа ФСС РФ, превышает начисленную сумму налога, то возврат перерасхода по средствам ФСС РФ осуществляется исполнительным органом ФСС согласно Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004. № 22.
Страхователю за возмещением средств необходимо обращаться в отделение Фонда с представлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию.
Сумма перерасхода по средствам ФСС РФ также может быть зачтена налоговыми органами в счет предстоящих платежей по налогу в части уплаты в ФСС РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Фонды является самостоятельными государственными некоммерческими финансово - кредитными учреждениями.
Основными задачами фондов обязательного медицинского страхования являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по ставкам налога, установленных главой 24 НК РФ пункт 1 статьи 241 в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям.Уплата налога осуществляется отдельными платежными поручениями в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Перечисление налога в фонды обязательного медицинского страхования должны производится в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена заработная плата.
Для учета расчетов по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала организации используется счет 130302000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации» [15].
Начисленные суммы налогов во внебюджетные фонды отражаются по кредиту счета 130302730 "Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации".
Перечисление сумм налогов во внебюджетные фонды отражаются по дебету счета 130302830 "Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации".