Стимулирование сбыта – это единовременные меры по продвижению продукции вузов на рынок для привлечения внимания потребителей к образовательным услугам и последующему их убеждению совершить покупку в установленный срок.
Стимулирование сбыта включает в себя широкий спектр действий, предпринимаемых вузами для продвижения образовательных услуг и продуктов. В последние годы данный элемент коммуникации становится все более значимым под влиянием следующих факторов:
• снижение чувствительности потребителей к рекламе;
• создание более тесных связей с потребителями (интеграция средней и высшей школы, взаимодействие с работодателями в виде предоставления мест для прохождения практики, выделения стипендии наиболее способным студентам, участие в совместных образовательных проектах и т.д.);
• наличие обратной связи (многие абитуриенты принимают решение о поступлении в вуз после посещения "дня открытых дверей").
Все мероприятия, исходя из целей стимулирования, можно разделить на три группы:
|
|
• стимулирование потребителей;
• стимулирование посредников;
• стимулирование персонала вузов.
Мероприятия по стимулированию потребителей включают в себя работу с потребителями с целью приобретения ими образовательных услуг.
Стимулирование потребителей – консультирование и пропаганда, раздача листовок, работа на выставках, "днях открытых дверей", стимулирование продаж образовательных услуг:
• скидки с цены при условии оплаты образовательных услуг за весь срок обучения;
• бонусные скидки, праздничные скидки, применяемые для дополнительных образовательных услуг;
• скидки по категориям потребителей. Например, скидка 10% предоставляется при оплате обучения детей сотрудников, скидка 10% предоставляется постоянным клиентам (при повторном обучении в вузе, при повторном обучении другого члена семьи, при одновременном обучении на нескольких специальностях);
• оплата образовательных услуг в кредит (по соглашению с финансовыми организациями);
• показательные открытые занятия в вузе для потенциальных потребителей-старшеклассников;
• презентация вуза, его специальностей и направлений подготовки на различных событийных мероприятиях;
• гарантия возврата денег за остаток обучения (в случае полной предоплаты) при отчислении, переводе в другой вуз и т.д.
Мероприятия по стимулированию посредников включают в себя стимулирование сотрудников Центра занятости населения, преподавателей (в том числе школьных учителей) и всех лиц, занятых профессиональной ориентацией по специальностям, предлагаемым вузом.
|
|
Мероприятия по стимулированию персонала вуза ориентированы на увеличение объемов реализации образовательных услуг путем стимулирования активности и производительности собственных сотрудников.
Стимулирование персонала имеет большое значение для вузов, так как именно преподаватели и сотрудники вуза являются главными участниками многих мероприятий прямого маркетинга и профориентационной деятельности.
Стимулирование персонала может включать в себя следующие мероприятия:
• премирование сотрудников вуза за активное участие в профориентационной деятельности (консультационная работа в приемной комиссии, участие в проведение предметных олимпиад, участие в выездных мероприятиях по профессиональной ориентации и т.д.);
• организация отдыха и туристических поездок для лучших работников вуза;
• моральное и материальное поощрение в форме присвоения почетных званий, официальных поздравлений, вручения памятных подарков по праздникам и торжественным датам.
Для усиления действенности мероприятий по стимулированию разрабатывают программы стимулирования сбыта.
Основные этапы разработки программ стимулирования сбыта[1]:
• определение системы целей программы стимулирования сбыта;
• описание всех целевых аудиторий, задействованных в программе;
• выбор и обоснование уровня интенсивности стимулирования;
• разработка условий участия в программе;
• установление длительности программы стимулирования;
• обоснование выбора каналов распространения информации о программе;
• координация программы стимулирования сбыта с другими планами и программами вуза;
• разработка бюджета и системы финансирования;
• формирование системы контроля хода реализации и достижения целей;
• оценка эффективности программы.