Содержание дисциплины «Основы подготовки учебно-научной работы»

(программа курса)

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса «Основы подготовки учебно-научной работы». Понятие, значение и сущность науки, научного поиска, научных исследований. Научное исследование как деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных результатов. Объекты научного исследования: материальная и идеальная системы. Предмет научного исследования – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные. Сущность фундаментальных научных исследований. Сущность прикладных научных исследований. Формы и методы исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. Теоретические и эмпирические уровни исследования. Учебно-научные и научно-исследовательские работы: понятие, виды, особенности содержания.

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методология и методика научного исследования. Существующие уровни познания в методологии научных исследований. Методы научного исследования: всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; частные – для родственных наук; специальные – для конкретной науки, области научного познания. Сущность теоретического и эмпирического методов научного познания. Сущность, роль, состав и содержание общенаучных методов познания. Сущность, содержание и роль конкретно-научных (частных) методов познания.

ТЕМА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Проектирование научно-исследовательской работы: основные подходы. Основные этапы научно-исследовательской работы: определение темы, объекта и предмета, цели и задач исследования, определение и применение методов исследования, подбор и рассмотрение доктринальных и нормативных правовых источников, оформление текста работы, защита научно-исследовательской (учебно-научной) работы.

 

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РУКОПИСИ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Замысел научного исследования и логический порядок его необходимых элементов. Характеристика и содержание этапов исследования. Составление программы (плана) и выбор методики исследования. Основные компоненты методики исследования. Логическая схема научного исследования: необходимость, сущность и назначение. Процедуры и атрибуты проведения обоснования актуальности выбранной темы исследования. Процессы постановки цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор и обоснование метода исследования. Литературное описание процессов, элементов и результатов исследования. Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Документальные источники информации. Организация справочно-информационной деятельности. Методы работы с каталогами и картотеками. Композиция научного произведения. Рубрикация текста учебно-научной работы. Повествовательные и описательные тексты. Процедуры разбивки материалов на главы и параграфы. Приемы изложения научных материалов. Строго последовательное изложение материала. Выборочное изложение научного материала. Язык и стиль учебно-научной работы. Особенности процедур выполнения курсового и дипломного проектирования, подготовки, оформления, защиты выпускной квалификационной работы.

 

ТЕМА 5. ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ РАБОТ, ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДАННЫХ РАБОТ

Основные правила и нормативы по оформлению научных материалов, учебно-научных работ. Основные правила и подходы к форматированию текста работы. Основные правила оформления ссылок в тексте, списка использованных в работе источников и литературы (реализация принципа единообразия). Алгоритм работы с методическими рекомендациями по выполнению учебно-научных работ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: