Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»
Синдром эмоционального выгорания
Занятие № 1 с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Юрга
2019
Составитель: Ж.А.Тютикова, педагог - психолог
Данное занятие является первым в рамках семинара - практикума педагога - психолога ДОУ по теме: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов". В ходе занятия раскрываются: понятие «эмоциональное выгорание», причины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - развитию навыков осознанности жизни и эмоционального потока человека.
Кроме этого, педагогам предлагаются практические упражнения и памятки по отработке навыков саморегуляции и развития навыков самопознания, самоанализа, личностной и профессиональной рефлексии.
Данное занятие может быть полезно педагогам - психологам для работы с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через формирование навыков осознанной саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.
Задачи:
• Снять эмоциональное напряжение, настроить на работу в группе.
• Способствовать сплочению педагогического коллектива.
• Активизировать процессы самопознания и самоанализа у педагогов своей личной и профессиональной деятельности.
• Способствовать формированию адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний.
• Познакомить со способами снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
• Формировать умения объективного оценивания состояние своих жизненных сфер реальных и желаемых.
• Учить планировать конкретные шаги (этапы, действия, сроки) достижения желаемого с учетом реальной ситуации.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками природы, распечатанные памятки с рекомендациями, чек листы по формированию навыков саморегуляции и позитивного образа жизни, листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, фламастеры.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Время проведения: 1-1,5 часа.
Ход семинара
Вступительное слово
Что же такое эмоциональное выгорание?
Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя, и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье доверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Как вы думаете каковы причины?
Причины возникновения СЭВ у педагогов:
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей;
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.
Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких- либо двигательных действий (например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет. Которые получили средний уровень в графе эмоциональное истощение.
Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении(в том числе дома и с друзьями)не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности(воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов(нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии- в среднем от пяти до пятнадцати лет. К этой стадии я отнесла педагогов, у которых по результатам анкетирования по 2, 3 ум графам–эмоциональное выгорание и деперсонализация(личностная отстраненность) или редукция личных достижений получили средний балл или низкий балл.
Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция. У которых высокий уровень по всем показателям.
Практическая часть
Упражнение "Я реальное. Я идеальное"
Инструкция: прислушайтесь к себе, постарайтесь определить и понять свое состояние, самоощущение в текущем периоде жизни (день, неделя, месяц, полгода, год). Подберите под эти ощущения какой - то подходящий образ. Это "Я - реальная". Коротко можно сделать несколько самых важных ключевых фраз, характеризующих этот образ. Посмотрите на него, определите насколько он вам комфортен, удобен, устраивает. Рядом нарисуйте образ "Я - идеальное" - тот образ, в котором вы будите чувствовать себя более гармонично, целостно, комфортно. Поразмышляйте и сделайте пометки для себя этого образа: ощущения себя, содержание деятельности, какие сферы жизни и как задействованы, проявлены.
Сравните эти образы, проанализируйте:
- Что их разделяет? Что мешает Вам прямо сейчас оказаться в желаемой ситуации? А что нужно для этого? (пропишите конкретно действия: узнать, посмотреть, научиться, выкинуть, убрать, сходить, позвонить, др.)
- Сколько Вам потребуется времени, что бы оказаться (дойти, добраться) в образ "Я - идеальное)? (полгода. месяц, неделя, часы) (пропишите конкретные временные рамки)
- Что уже сегодня днем, вечером из этого списка Вы можете выполнить (пропишите), что завтра? Помните о правиле Боро Шефера, немецкого бизнес-консультанта "72 часа". Которое говорит о том, что практически у каждого человека имеются желания, задумки, планы на будущее, на те или иные достижения. Это все живёт в наших головах месяцами и даже годами. Однако лишь небольшой процент людей воплощает абсолютно все свои планы в реальность. Суть правила состоит в том. что если мы свои мысли, планы, желания не начнем реализовывать в течение 72 часов, они так и останутся лежать в нашем долговом ящике "Потом когда нибудь".
Практическая работа (таблица "Шкала эмоций)
Направление эмоций
Шкала эмоций (базовых) | |||
Нет логики: мозг не включен | |||
Ненависть Бешенство Ярость | Паника Ужас | Тоска Несчастье Горе | Эйфория Экстаз |
Злость Гнев | Тревога Страх (фобии) | Хандра Апатия | Веселье Радость |
Сердитость Агрессия | Боязнь Испуг | Печаль Уныние | Удовлетворение Умиротворение |
Раздражение Недовольство | Волнение Беспокойство (как инстинкт самосохранения - норма) | Грусть Расстройство (неплохо для творчества) | Спокойствие |
ГНЕВ | СТРАХ | ПЕЧАЛЬ | РАДОСТЬ |
Нет слов - так хорошо! |
Примечание: эмоции по шкале усиливаются снизу вверх.
Комментарии по ходу рисования таблицы.
Плохих эмоций нет. За свои эмоции отвечаем мы. Мы имеем свободную волю и сами выбираем как из какой эмоции нам отреагировать. Наше эмоциональное реагирование - это наше восприятие мира, то есть те очки, которые мы носим, выбирая осознанно или они каким - то образом (кем то) на нас "одеты".
Наши эмоции (по шкале) могут быть ситуативными, а могут стать образом жизни, который сформировался с детства или закрепился с возрастом (как снежный ком).
ОСОЗНАНИЕ помогает нам это увидеть, ВОЛЯ - дает возможность поменять!!!!!! (Для этого нужно: решение и практика: навыки осознанного выбора нужной эмоции на ситуацию).
Пребывание в верхних состояниях эмоций продолжительное время по всем шкалам - это стресс, пик, неестественное крайнее состояние для человека и уже различные (в зависимости от шкал) психические расстройства. И так как при этом меняется химический состав в организме человека - ему нужна медикаментозная помощь - одна психокоррекция уже не поможет.
Кратковременные стрессы возможны и естественны, так как в жизни может все что угодно случаться. Если стрессовое состояние затянулось - это плохо. Оно выматывает человека и он эмоционально выгорает, истощается.
Если эмоции человека находятся продолжительное время в третьей зоне - то уже, пора с этим что - то делать!!! Решать ситуацию и если необходимо обращаться за помощью - это работа для психологов.
Задание: оцените любую свою жизненную ситуацию - актуальную в настоящий момент по данной таблице, обратите внимание на глубину и качество эмоциональных переживаний.
Все богатство эмоций начинается со спокойствия: войти в покой.....
Умиротворение - самое правильное сбалансированное состояние, из него берет силу и начинает формироваться успех и счастье. Умиротворение есть центральный принцип жизни, ось, вокруг которой должны формироваться все жизненные цели человека.
Радость - хорошо, но это не каждый день! Если человек всегда стремиться к радости, эйфории, то при изменении жизненных ситуаций, он быстро будет переходить в другие крайние эмоциональные состояния (эмоциональные качели).
Наша задача - развивать свой эмоциональный интеллект, отслеживать в каком мы состоянии и понимать: что в этом состоянии нужно делать, что я могу себе разрешить и что запретить.
Алгоритм работы:
1) Увидели, оценили - включили логику, взяли под контроль:
- Чего боюсь?
- Что беспокоит?
- Что с этим делать?
То есть осознали: что я сейчас испытываю? почему? а лавное: что с этим делать?
2) Понять какую эмоцию я переживаю. Помогает она или нет мне справиться с ситуацией в которой я нахожусь.
3) Понять, какая эмоция сейчас нужна? Выбрать ее - то есть создать атмосферу: словами, действиями, делами. (Помнить, что слово не воробей - вылетит, не поймаешь. И кроме, того, придется выруливать ситуацию: просить прощение,.......), может остаться осадок, последствия + нужно будет время на восстановление и т.д.
Учись остановиться!
- изменение мышления
- хобби
- правильное питание
- физические нагрузки
- смех
- прощение и любовь
- радость от процесса (пока идем к результату) - "жить здесь и сейчас"
- входить в покой: молитва = медитация
Упражнение “Дождик”
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение “Моечная машина”
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.
Рекомендации