– Сын человеческий! Тира царю возвести:
Так говорит Вездесущий Господь. Возгордился Ум твой, и ты говоришь: «Бог – я, и в недрах морей Я на престоле, подобно богам, восседаю».
(Иезек., XXVIII)
Пришел Хирам к морю. Четыре железных столпа, длины безмерной, опустил в глубину и на дне морском в квадратном положении утвердил. И сделал он семь сводов небесных с престолом, изображениями зверей, громами, молниями.
Первый небосвод – стеклянный, и на нем – солнце, луна и звезды. Второй – железный, по этому своду перекатывались каменные шары и, сталкиваясь, производили грохот, подобный громовому раскату. Между этим сводом и следующим – бассейн с водометами. Третий из свинца; четвертый – из металлических сплавов, и между ними – водометы. Пятый – из меди. Шестой – из серебра, и вделаны в него жемчуга и самоцветные камни. Седьмой из золота, и по нем изображения зверей и херувимов. На этом «небе» помещался золотой трон, на вершине которого утверждена была целая система подвесок из жемчуга красного цвета. При каждом движении восседающего на троне подвески эти сталкивались между собою, и получалось подобие блеска молний и грохота грома.
|
|
И сказал Господь Иезекиилю:
– Сын человеческий! Иди, скажи Хираму: «Почто возгордился ты? Не от женщины ли рожден ты?»
– Господи! – сказал Иезекииль, – как пойти мне к нему? Ведь он в воздушном пространстве пребывает?
Навел Господь ветер, опахнул он кудри на голове Иезекииля и повел его по воздуху, и привел к Хираму. Затрепетал в ужасе Хирам при виде Иезекииля.
– Кто привел тебя сюда? – воскликнул он.
– Господь привел меня, – ответил Иезекииль, – и так сказать тебе велел Он: «Почто возгордился ты? Ведь смертный ты, от женщины рожденный».
– Пусть так, – сказал на это Хирам, – пусть я от женщины рожден, но жив и сущ я вечно! Как Господь среди морей восседает, так и я, как Господь на семи небесах обитает, так и я.
А кончил Хирам, царь Тирский жизнь свою так: послал Господь на Хирама Навуходоносора, и низложил он его. Из собственного тела Хирама ежедневно вырезывали куски мяса, и, обмакивая в уксус, давали ему вместо пищи. И умер он в ужасных мучениях.
Чертоги же, в виде небосводов воздвигнутые Хирамом, были поглощены недрами земными, где сохраняемы Господом для обитания праведников по пришествии Грядущего. (Бет. – Гам., 5)
II. Даниилом воскрешенные
В то время, когда Ханания, Мисаил и Азария были брошены, по велению Навуходоносора, в калильную печь, было слово Господне Иезекиилю:
– Иди, воскреси мертвых в долине Деире.
Поднявшиеся из могил скелеты стали наступать на Навуходоносора и колотиться о лицо его.
|
|
– Что это? – завопил Навуходоносор.
– Товарищ тех трех[79], – отвечали ему, – в долине Деире мертвых воскрешает.
Услыша это, поднял Навуходоносор голос свой и воззвал:
«Как велики Его знамения,
Могущественны чудеса Его!
И царство Его – царство вечное,
Владычество – в роды родов!» (Санг, 62)
По сказанию раби Елиазара, воскрешенные Иезекиилем, встав из могил, возносили хвалу Всевышнему и снова возвращались к покою вечному.
По сказанию же раби Елеазара бен р. Иосе Галилейского, воскрешенные из мертвых Иезекиилем ушли в землю Израильскую, взяли себе жен и родили сыновей и дочерей. Живым подтверждением этого являлся раби Иегуда бен Бетера, который, услыша это сказание, встал и заявил:
– Я – один из потомков тех людей, и вот филактарии, оставшиеся мне от деда моего, одного из воскресших в долине Деире. (Там же, 91)
III. Ханания, Мисаил и Азария
Поучение раби Симеона Силоийского:
– В ту минуту, когда три отрока брошены были в калильню, предстал перед Господом Июркелий, дух града, и сказал:
– Господи! Позволь мне сойти и остудить калильню, дабы спасти праведников этих от смерти.
Сказал Июркелию архангел Гавриил:
– В чем же проявится тут могущество Господне? Ты – дух града, а это всем известно, что вода тушит огонь. Я – дух огня; пойду я, остужу печь внутри и раскалю ее снаружи, – это будет двойным чудом.
– Иди, – сказал Господь Гавриилу.
И воспел Гавриил:
«Господня истина – во век.
Аллилуйя!» (Песик., 118)
IV. Пророк Ездра
Раби Иосе учил:
– Ездра, не предупреди его Моисей, был достоен, чтобы через него была дана Тора народу Израильскому. (Санг., 20)
V. Члены Великого Собора [80]
Раби Иегошуа бен Леви учил:
– Почему лица эти названы «членами Великого Собора»? Потому, что ими «возвращен был Божественному Венцу исконный блеск его». Моисей, славя Господа, титуловал его: «Бог великий, могучий и страшный». Иеремия говорил: «Варвары разрушают святилище Господне, – где же страх перед Ним?» И Иеремия опускал название «страшный»[81]. Даниил говорил: «Иноплеменные властвуют над сынами Его и порабощают их, – где же мощь Его?»[82]. И он опускал слово «мощный». Явились мужи Великого Собора и сказали: «Наоборот, – в том и заключается высшее могущество Господне, что Он пересиливает гнев Свой и проявляет долготерпение Свое по отношению к нечестивцам и злодеям.
И страх Господень тем и велик, что только страхом этим одинокое и беззащитное племя продолжает существовать среди враждебных ему народов мира. (Иома, 69; Иалк.)