Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений

 

Вопросы экономики образования впервые были отражены представителем классической экономической теории Адамом Смитом в 1776 г. в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он, в частности, отметил, что «человека, изучившего с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезмерной ловкости и искусства, можно сравнить с очень дорогой машиной. Следует ожидать, что работа, которой он обучается, возместит ему, помимо и сверх обыкновенной заработной платы, все расходы на обучение, по меньшей мере, с обычной прибылью на капитал равной суммы»*. А. Смит признавал необходимость и высокую эффективность капитальных вложений в обучение квалифицированного работника. Расходы на обучение он сравнивает с расходами на капитал, которые будут возвращены данному работнику с «обычной прибылью».

* Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1993. – Т. 1. – С. 224.

 

Сторонники теории человеческого капитала (американские экономисты Г. Беккер, Т. Шульц и др.) ввели в экономический анализ производительной деятельности дополнительный фактор – человеческий капитал, который формируется за счет инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы.

На современной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Важнейшим активом человеческого капитала является образование – запас знаний. Сегодня данный актив становится решающим фактором рыночного успеха, экономического роста и достойного уровня жизни. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются размерами страны, богатыми природными ресурсами и мощью финансового капитала.

Современные реформы, осуществляемые в России, затрагивают интересы большинства людей, что отражается на их материальном благосостоянии, уровне потребления, продолжительности, качестве и уровне жизни, степени трудовой и социальной активности. Поэтому повышение эффективности использования производительных сил людей, реализующих в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.

Образование относят к важной сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей экономический и социальный прогресс в данном обществе. На протяжении многих столетий образование было косвенно связанно с производством, не оказывало на него существенного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По оценке ЮНЕСКО, на рубеже XIX и XX вв. во всем мире работники просвещения решали в основном педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, так как в развитых странах совершенствовался простой физический труд. Например, в Великобритании он обеспечивал в середине XIX в. существование около двух третей всего населения, и предприниматели могли нанимать рабочую силу в готовом виде. Затраты на ее подготовку были настолько несущественны, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в трудах экономистов данного периода.

В конце XX в. в условиях научно-технической и информационной революции большинство населения экономически развитых стран мира было занято преимущественно умственным трудом. Так, например, в США к 1992 г. из 116,8 млн всех занятых в различных отраслях труда более двух третей населения приходилось на лиц преимущественно умственного труда. Аналогичную картину наблюдалась и в СССР, где свыше 80 % занятых в народном хозяйстве в 1990 г. имели высшее и специальное среднее образование. Процесс повышения образовательного уровня и усложнение функциональной грамотности во всех сферах общественной жизни характерны для всех развитых и развивающихся стран мира.

Созданная система образования все больше поглощала национальный внутренний капитал. И чем сложнее становилось производство образования для всех отраслей производства, чем быстрее развивалась социальная сфера общества, тем больше вложений из государственного бюджета делалось в сферу образования. Эти расходы стали настолько обременительными, что государствам пришлось часть их перекладывать на личные доходы и сбережения населения.

Отрасль образования стала расчетной, что повлекло за собой, с одной стороны, потребность в подготовке специалистов, способных оценивать экономическое состояние образовательной системы, а с другой – необходимость развития экономической грамотности населения страны.

Впервые в истории отечественного законодательства понятие «экономика» было применено к системе образования в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), согласно которому экономика как система образования включает в себя следующие подсистемы: экономику дошкольного образования; экономику среднего специального образования; экономику высшей школы; экономику послевузовского образования. Первым структурным звеном отрасли образования являются образовательные учреждения, имеющие статус юридического лица: детский сад, школа, училище, техникум, вуз и т.д. При этом экономика образования как система сама является подсистемой, частью народного хозяйства, социально-экономической организации общества, активно взаимодействующей с остальными его звеньями.

Результатом экономической деятельности в образовании как одной из отраслей деятельности народного хозяйства являются производство и предложение образовательных услуг. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

В настоящее время удельный вес производства услуг возрос до 55 – 70 % общего объема производства. Это позволяет сделать вывод о том, что приоритетное производство услуг является объективной экономической закономерностью развития общества.

Образовательная услуга как экономическая категория выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе производства этого общественного блага. Данная услуга материальна: она выражается в способностях человека, т.е. имеет своего материального носителя, а ее результат, т.е. результат образовательного производства, – это функциональная грамотность.

Сам индивид потребляет свою функциональную грамотность (обучение) через возможность получения образования, а общество потребляет функциональную грамотность (обучение, воспитание) индивида через включение его в социальную жизнь. Производство потребляет функциональную грамотность (профессиональная подготовка) через подготовку рабочей силы индивида. Среда обитания потребляет функциональную грамотность (образование) через возможность человека уберечь природу от самого себя, т. е. не производить действия, которые могут привести к изменению хода исторических событий.

Изучение образования как особой системы и отрасли народного хозяйства невозможно без выявления особенностей ее производительных сил и экономических отношений. Экономика образования является составной частью системы отраслевых наук, которые занимаются исследованием совокупности производственных отношений во взаимодействии с производительными силами.

Предметом экономики образования является исследование и выявление экономических законов, закономерностей, категорий, которые возникают в процессе производства, реализации, обмена и потребления образовательных услуг в отрасли при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели для максимального удовлетворения потребностей подрастающего поколения, рабочей силы, всего населения данного общества в этих общеобразовательных услугах. Результат удовлетворения названных потребностей – социально-экономическая эффективность развития общества.

Объектом исследования экономики образования является социальное хозяйство, в границах которого исследуется общественное производство, а характеристика названного хозяйства в процессе этого производства претерпевает не только количественное, но и качественное изменение.

Субъектами исследования и изучения в экономике образования является та часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную деятельность: дети, учащиеся, студенты, родители (т.е. все те, кто потребляет образовательные услуги), а также воспитатели, учителя, преподаватели и работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг.

В современных условиях эффективное функционирование рынка труда невозможно без эффективно действующего рынка образования. Рынок труда должен всегда получать пополнение в виде квалифицированных кадров. Роль рынка образовательных услуг в условиях рыночной экономики существенно возрастает, так как он оказывает непосредственное воздействие на темпы экономического роста, конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках, на преодоление макроэкономической нестабильности (в частности, на объем и структуру безработицы), которое благоприятствует устойчивости функционирования рыночной системы в целом.

Другими словами, рынок образования выполняет макро- и микроэкономическую регулятивные функции, способствуя обеспечению общего равновесия экономической системы.

Функционирование рынка образования в условиях рыночной экономики имеет свою специфику, порождаемую особенностями не только образования как важнейшей отрасли народного хозяйства, но и интеллектуального продукта, производимого в ней, например образование по своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах. В современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Образовательные услуги относятся к той группе экономических благ, которые называются общественными. Общественные блага – это такие товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности или являются необходимыми для удовлетворения общественных интересов. Они, как правило, финансируются государством и предоставляются не отдельным индивидуумам, а обществу в целом или отдельным социальным группам.

Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования. Это способствует развитию конкуренции, соперничества в привлечении потребителей образовательных услуг, что приводит к повышению качества и увеличению ассортимента этих услуг. Но даже самое рациональное экономическое поведение потребителей образовательных услуг не в состоянии обеспечить обоснованный прогноз необходимого их количества и качества на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Кроме того, государство должно обеспечивать доступность образования для граждан вне зависимости от того, к какой социальной группе они относятся, создавая предпосылки равных возможностей в учебе, распределяя услуги образования между людьми более равномерно, чем это может сделать свободный рынок.

Поэтому в настоящее время проблема заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования в российской системе образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: