Педагогический потенциал в системе образования в России конца XX – начала XXI в. представлен в табл. 3.
Таблица 3
Динамика численности преподавателей государственных профессиональных образовательных учреждений
Численность преподавателей (тыс. чел.) | 1991/92 учебный год | 1994/95 учебный год | 1997/98 учебный год | 2002/03 учебный год |
Начальное образование | 159,1 | 154,8 | 156,4 | 157,1 |
Среднее образование | 120,8 | 112,4 | 115,0 | 123,1 |
Высшее образование | 233,5 | 233,5 | 247,5 | 249,6 |
Всего | 513,4 | 500,7 | 519,9 | 529,8 |
Во второй половине 1990-х гг. наметилась тенденция к росту численности преподавателей в системе профессионального образования. Устойчивость состава и рост педагогических кадров в условиях структурного кризиса связаны в значительной мере с сокращением научного сектора страны и естественным стремлением учебных учреждений привлечь высококвалифицированных научных работников. Несколько улучшилось соотношение численности студентов и преподавателей (см. табл. 4).
Таблица 4
Соотношение численности студентов и преподавателей в государственных образовательных учреждениях (на начало учебного года)
|
|
Учебное заведение | 1991/92 | 1994/95 | 2002/03 |
Число студентов на одного преподавателя | |||
Среднее | 18 | 17 | 16 |
Высшее | 13 | 11 | 12 |
Начальное | – | 11 | 10 |
На деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования в обозримом будущем может оказать воздействие демографическое состояние страны.
Сокращение общего контингента школьников замедлится с 2005 г. и практически должно прекратиться к 2010 г. Процесс уменьшения числа выпускников основного и полного уровней общеобразовательной школы будет происходить с 2003 по 2015 г. Сохраняется неблагоприятная возрастная структура профессорско-преподавательского состава, так как замедлился приток молодежи на преподавательские должности в вузы. За последние годы произошел отток перспективных кадров в рыночные секторы экономики, в органы государственного управления и за рубеж.
Подготовка через вузовскую аспирантуру как основной источник пополнения вузов высококвалифицированными педагогическими кадрами сталкивается с определенными трудностями. Число аспирантов начало расти с 1995 г., а прием в аспирантуру по сравнению с 1992 г. вырос более чем в два раза. При этом свыше 70 % аспирантов защищали кандидатские диссертации позже установленных сроков или вообще не защищали их (в 1992 – 1997 гг.). Далеко не все аспиранты вузов в действительности связывают свою учебу с намерением продолжить педагогическую работу. Один из важных мотивов роста аспирантов – отсрочка от призыва в армию.
|
|
Таблица 5
Прием в учебные заведения разных уровней профессионального образования
Уровень профессионального образования | Прием в 2000 г. | Прием в 2010 г. (прогноз) | ||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | |
Всего принятых | 2870,6 | 100 | 1745 | 100 |
Втом числе в учебные заведения: | ||||
начального образования | 886,3 | 29,3 | 505 | 29,0 |
среднего образования | 844,3 | 28,0 | 560 | 32,0 |
высшего образования | 1140,3 | 42,7 | 680 | 39,0 |
Демографические изменения в стране могут серьезным образом отразиться на численности обучающихся на всех ступенях системы образования. Сокращение приема в высшие учебные заведения на 40 % приведет к тому, что учебно-материальный и кадровый потенциалы (с учетом нормативных требований) окажутся востребованными на 60 – 65 %. Сокращение приема в учебные заведения среднего профессионального образования на 22 – 25 % приведет к высвобождению до 30 % учебных площадей и до 25 % преподавательских кадров.
Имеющееся в настоящее время число мест приема в государственные учебные заведения профессионального образования к 2010 г. будет существенно больше, чем численность потенциальных абитуриентов – выпускников основного и полного уровней общеобразовательной средней школы (см. табл. 5).
Прием в вузы в может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общего контингента студентов. Однако предположительно в эти же годы значительно возрастет численность обучающихся по программам послевузовского образования (до 12 – 20 млн человек в год). Должен возрасти спрос на получение второго высшего образования до 0,2 – 0,8 млн человек в год. Это позволит сохранить научно-педагогический потенциал и имеющуюся материально-техническую базу. Одновременно развитие этих направлений создает условия для повышения социальной мобильности занятого населения и более эффективного удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах.
Вузовская наука является неотъемлемой частью научного комплекса страны и составляет более 50 % его потенциала. Только в вузах и организациях Минобразования РФ профессорско-преподавательский состав насчитывает 1832 тыс. человек. Там также работают 16,3 тыс. научных сотрудников. Всего в названном секторе сосредоточено около 40 % докторов наук, свыше 30 % кандидатов наук, около 75 % докторантов, 60 % аспирантов, 55 % соискателей ученых степеней. По профилю деятельности вузы и организации распределены следующим образом: технические – 46,6%; естественно-научные и гуманитарные – 23,6 %; педагогические – 22,8 %; финансово-экономические – 5,6 %; культуры и искусства – 1,4 %. По отраслям знания научные кадры высшей квалификации распределены следующим образом: технические науки – 37,9 % докторов и 38,6 % кандидатов; физико-математические науки – соответственно 14,5 и 12,7 %; экономические науки – соответственно 7,1 и 4,2%.
Большую проблему для развития вузовской науки представляют старение и уход научных кадров из сферы образования, в том числе и эмиграция за рубеж. Анализ возрастного состава кадров высшей квалификации в вузах и организациях Минобразования РФ показывает, что: 2,5 % докторов наук имеют возраст до 40 лет; 20,5 % докторов – до 50 лет; 79,5 % докторов – от 50 лет; 45,6 % – от 60 лет и старше. Среди кандидатов наук: 21 % – до 40 лет, 50,1 % – до 50 лет, а 44,9 % – от 50 лет и старше.