Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в России

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. существенно повлияли на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы отразились и закрепились в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Однако произошедший в 1990-х гг. в нашей стране социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство в значительной мере ушло из сферы образования, которая была вынуждена заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Профессиональное образование, к сожалению, еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. Вместе с тем право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, которая разрабатывается на конкурсной основе и утверждается федеральным законом.

Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования – это Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», а также принятые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Федеральные законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Одновременно субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в данной сфере. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством страны.

Задачи нормативно-правового обеспечения образования:

разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования: начального, основного, среднего (полного) и начального профессионального, а также на конкурсной основе бесплатность профессионального образования (среднего, высшего, послевузовского) в государственных и муниципальных учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В России устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем, учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Содержание образования определяется образовательными программами, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Различают программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом и осуществляет образовательный процесс, т. е. проводит в жизнь одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся.

Такие учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Содержание профессионального образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося картины мира, соответствующей современному уровню знаний и образовательной программы (ступени обучения);

интеграцию личности в национальную и мировую культуры;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

получение профессии и соответствующей квалификации обучающимся.

Профессиональные образовательные программы, в том числе программы для людей с отклонениями в развитии, для инвалидов, реализуются в учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) учебных заведениях для названных категорий обучающихся.

Учебные заведения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального или среднего уровня профессионального образования с учетом его профиля.

Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в учебное заведение профессионального образования.

Профессиональная подготовка нацелена на ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения им определенной работы, ряда работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка может быть получена в учебных заведениях начального профессионального образования, а также в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а в порядке индивидуальной подготовки – у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и(или) квалификации.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

Квалификации, указанные в документах о начальном, среднем, высшем уровнях профессионального образования, и ученые степени, указанные в документах о послевузовском профессиональном образовании, дают их обладателям право заниматься профессиональной деятельностью, в том числе получать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.

Получение (на конкурсной основе) бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего и высшего уровней профессионального образования в пределах федерального компонента Государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение.

Объемы и структура приема на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В случае, если субъекты РФ вводят региональный компонент Государственного образовательного стандарта, финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.

В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов: устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также определяют порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Из федерального бюджета выделяются средства на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента, обучающегося за счет средств федерального бюджета, ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.

Для организации социальной поддержки студентов учебных заведений среднего и высшего уровней профессионального образования создается специальная система кредитования в виде личного социального образовательного кредита.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: