Тенденции и перспективы развития профессионального образования

 

Изменения экономической формации сделают профессиональное образование в РФ многоуровневым и более специализированным, а систему образования – ориентированной на запросы изменяющейся конъюнктуры рынка. В современных условиях необходимо сохранить существующий потенциал педагогических кадров с учетом их миграции в другие отрасли экономики и естественной смены поколений преподавательского состава. Одновременно надо подготавливать новые кадры преподавателей для обеспечения учебного процесса по новым направлениям и специальностям.

На деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования существенно повлияют ожидаемый демографический спад и сокращение спроса на образовательные услуги со стороны населения.

Сокращение контингента абитуриентов (а следовательно, и контингента обучающихся) повлечет для профессионального образования следующие основные последствия (при существующих нормативах):

уменьшится общая учебная нагрузка преподавательского персонала (т. е. потребность не только в увеличении, но и в сохранении нынешней его численности);

высвободится часть учебных площадей;

приемы во многие государственные учебные заведения профессионального образования, прежде всего среднего профессионального образования, станут практически бесконкурсными;

произойдет изменение структуры намерений населения на получение профессионального образования: относительно уменьшится спрос на начальное и среднее уровни образования, но возрастет на высшее;

при сохранении сложившихся размеров приема за счет бюджета в государственных и муниципальных учреждениях профессионального образования сократится сектор платного обучения;

сократится сеть негосударственных образовательных учреждений, особенно высших.

Если к этому присовокупить отток преподавателей в другие отрасли экономики, происходящую в настоящее время смену поколений преподавательского состава и отсутствие преподавателей по многим специальностям, вводимым в систему образования, то может возникнуть проблема с педагогическими кадрами в системе профессиональной подготовки. Учитывая общие тенденции изменения спроса населения на получение профессионального образования определенного уровня, учитывая и изменения спроса экономики на различных специалистов, а также возможность снижения доли подготовки кадров на уровне начального профессионального образования при возрастании ее для среднего и высшего уровней образования, требуется пересмотр системы приема в государственные учебные заведения. При этом имеется в виду общая объективная тенденция постепенного продвижения содержательной стороны деятельности этих заведений на более высокие уровни образования: от начального к среднему, от среднего к высшему. Определенная часть учебных заведений начального профессионального образования (лицеи), вероятно, начнет к 2010 г. реализовывать программы среднего профессионального образования, а часть учебных заведений среднего профессионального образования (колледжи) – программы высшего образования.

Начальное профессиональное образование. Общий объем приема в учебные заведения начального профессионального образования к 2010 г. составит около 60 % по отношению к показателям 2000 г. В связи с этим имеющийся учебно-материальный и кадровый потенциал окажется востребованным на 60 – 65 %. Его эффективное использование необходимо развивать в двух направлениях.

Первое направление – это создание (на базе существующих профессиональных училищ и лицеев) центров непрерывного профессионального образования с различным набором профессиональных образовательных программ, реализуемых в соответствии с полученной ими лицензией. При этом предусматриваются более широкая реализация программ допрофессионалъной подготовки и начало реализации программ среднего профессионального образования. Все это позволит более полно и гибко учитывать образовательные потребности молодежи.

Высвобождающуюся учебно-материальную базу, а также кадры преподавателей и мастеров можно за счет средств фонда занятости, за счет работодателей и за счет средств других внебюджетных источников использовать для расширения объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослых из числа незанятого населения и высвобождающихся работников. Этот вид деятельности приобретает особую значимость в условиях структурной перестройки производства, его технического и экономического перевооружения.

Второе направление – это дальнейшее включение названных учебных заведений (курсов) для взрослых в образовательные комплексы различного типа.

Среднее профессиональное образование. Общий прием в государственные учебные заведения среднего профессионального образования сократится к 2010 г. на 22 – 25 % по сравнению с показателями 2002 г.

Наряду с базовой подготовкой специалистов потребуется расширить функции учебных заведений (для повышения квалификации работающих и для переподготовки высвобождающихся работников); включить средние специальные учебные заведения в образовательные комплексы; организовать подготовку по программам высшего профессионального образования.

Реализация предлагаемых направлений реформирования среднего профессионального образования должна сопровождаться оптимизацией сети учебных заведений этого уровня с ликвидацией отдельных учебных заведений (преимущественно путем объединения их в более крупные либо включения в образовательные комплексы).

Высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Прием в вузы в 2010 г. по сравнению с 2000 г. может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общего контингента студентов. Одновременно возрастут контингенты обучающихся по таким программам послевузовского образования, как аспирантура, докторантура, интернатура, ординатура, переподготовка и повышение квалификации. Кроме того, возрастет спрос на получение второго высшего образования, что потребует решения проблемы государственной (полной или частичной) поддержки этого процесса. Развитие данного направления позволит существенно повысить социальную мобильность занятого населения и создать условия для эффективного удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах.

В значительной мере также может увеличиться контингент студентов из зарубежных стран, особенно из СНГ.

Одним из направлений решения возникающих задач должна стать оптимизация сети вузов путем их объединения в университетские комплексы различных типов, включающие также образовательные учреждения, реализующие образовательные программы других уровней, а также повышение квалификации и переподготовку работающих и высвобождающихся работников. Особенно существенным должно стать упорядочение сети иногородних подразделений вузов путем ликвидации части филиалов, не располагающих необходимым кадровым, финансовым и материально-техническим потенциалом, или объединением филиалов разных вузов на одной территории в хорошо оснащенный филиал университетского комплекса.

Все предполагаемые мероприятия по отношению к системе образования в целом и к отдельным ее уровням должны разрабатываться и реализовываться с учетом специфики каждого уровня образования, каждого региона, условий функционирования каждого конкретного учебного заведения.

Рекомендуемая литература

 

1. Вопросы экономики. – 1996. – № 1.

2. Высшее и послевузовское профессиональное образование. – М., 2002.

3. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический справочник. – М., 2001.

4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации – 1998 / Под ред. Ю.Е. Федорова. – М., 1999.

5. Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие. – М, 1995.

6. Конституция Российской Федерации. – М., 1994.

7. Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. – М, 1995.

8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 гг.).: Постановление Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910 – р. М., 2001.

9. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001.

10. Россия в цифрах: Крат. стат. сборник / Госкомстат России. – М., 2000.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1993.-Т. 1.

12. Судьба образования в России: Сб. статей. – М., 2001. – Вып. 2.

13. Щетинин В. П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б. С. Экономика образования: Учеб. пособие. – М., 1998.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.1992 г., №3267-1. – М., 1992.

15. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"». – М., 1995.

16. Финансы современной школы / Под ред. В. И. Ерошина. – М., 1995.

17. Чекмарев В. В. Экономические проблемы сферы образования. – Ч. I, II / Под общ. ред. М.И. Скаржинского. – Кострома, 1996.

18. Экономика народного образования: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Под ред. С. Л. Костаняна. – 2-е изд. – М., 1986.

19. Экономика образования. – Кострома, 1999. – Вып. 2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: