Урок 13: «Отношения-пропорции»

Отношения и пропорции определяют соразмерность и связи между элементами композиции и формой в целом. Вначале проектирования целесообразно определить общие отношения. Эти отношения характеризуются тремя параметрами формы: глубиной, шириной и высотой. С композиционно-художественной точки зрения оценить их соразмерность возможно только зрительно и эмоционально.

Для создания пространственной композиции может быть применён пропорциональный модуль. Он дает возможность производить композиционные построения на основе использования кратных величин, их умножения или сокращения в определенное число раз. Как правило, для модуля используются натуральные числа, позволяющие получить в результате их деления или умножения целые, кратные модулю числа. Модулем может быть не только число, но и любая величина, не связанная с системой измерения. Им может быть любой элемент композиции: его ширина, глубина, высота или диаметр. С его помощью можно построить модульную сетку, в которую могут быть вписаны все элементы композиции. На основе такой «сетки» легко строятся самые разные пропорционально-композиционные системы.

Увидеть и научиться применять основные механизмы формообразования, целесообразно развивая свою интуицию и чувство гармонии. Необходимо сказать, что проблема определения пропорций одна из сложнейших художественных проблем, требующих осмысления и развитого чувства гармонии. В конечном счете только выраженное хорошо сбалансированной соразмерностью содержание дизайн - проекта определяет эффективность и выразительность построения композиции.

Урок 14: «Симметрия-асимметрия».

Симметрия - это средство композиции, которое определяет расположение элементов композиции относительно главной оси, которая может быть вертикальной, горизонтальной или наклонной.

Выделяют три главных вида симметрии в композиции: осевая, зеркальная, и винтовая.

Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении тождественных элементов относительно главной оси (крылья бабочки).

Осевая симметрия чаще всего встречается в объемной форме, имеющей центральную ось симметрии, вокруг которой равномерно расположены остальные элементы композиции (цилиндр, конус, шар).

Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей центральную ось и элементы, равномерно развивающиеся в горизонтальном, вертикальном или наклонном направлениях (раковина, часовая пружина).

Основное свойство простой симметричной композиции - равновесие.  Симметрия тяготеет к устойчивости. Симметрия, как правило, гармонична, но если в основу любого проекта, как основу закладывать простую симметрию, то результат будет благополучными, но однообразным, вялым и скучным.  Поэтому для достижения наилучших результатов при создании элементов пространственно - предметной среды, надо уметь сознательно нарушать симметрию в композиции, не разрушая общую гармонию формы. Часто симметрия, и асимметрия в композиции могут быть достигнуты соотнесением нескольких композиционных осей. Гармоничное соотнесение главной оси и подчиненных ей второстепенных осей дают, как правило, хорошие результаты. Однако асимметричная композиция может сохранять целостность в том случае, когда фактическая её неуравновешенность компенсируется общим эмоционально - зрительным восприятием формы.

Ассиметрия - асимметричные композиции не содержат геометрической оси или точки симметрии, формотворчество в них свободное. Однако, именно в асимметричных композициях при проектировании следует уделяют особое внимание созданию уравновешенности как непременному условию грамотного построения формы. В пространственной композиции асимметричность снимает проблему гармонизации и уравновешенности. Композиция может включать в себя асимметрию, построенную на основе соподчинения второстепенных, симметричных частей и главной асимметричной формы. Наибольшую трудность представляет собой случай, когда необходимо установить композиционное равновесие между элементами, оси симметрии которых, расположены в разных координатных направлениях. Решение таких задач типично для построения сложных объемно-пространственных композиций. Важно иметь глубокое чувство гармонизации формы и понимание закономерностей симметричного формообразования, чтобы придать таким композициям уравновешенность. Так же при создании композиции с разными осями симметрии важно учитывать особенности восприятия формы с разных точек зрения в пространстве и особенности восприятия разных ракурсов.

Урок 15: «Открытая композиция».

Ассоциативно-эмоциональное восприятие открытой композиции всегда связано с направлением внимания зрителя за геометрические границы формы. Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному ступенчатому или плавному движению, или к скольжению по спирально расширяющейся траектории.         

Она может быть довольно сложной, но всегда уходящей от композиционного центра. Или это уходящие за пределы общей формы детали, продолжение которых легко себе представить визуально продолжающимися, или это пространство за геометрическими границами формы, в которое делегируется главный фокус восприятия композиции, дающий начало развитию соподчиненных элементов.

В ряде случаев общий центр композиции отсутствует, в такой композиции он может складывается из множества сгармонизированных и подчинённых общему замыслу центров, составляющих композицию в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: