Урок 4: Тема «Форма положительная и отрицательная»

Всякая поверхность, за исключением плоскости, имеет выпуклости – положительная форма и вогнутости – отрицательная форма.

Выпуклость - это характеристика формы, в которой отражается увеличение толщины от краев к центру плоскости. Ассоциативно-эмоциональные особенности восприятия таких форм в следующем: положительная форма наступает на зрителя, создавая ощущение наполненности и внутреннего напряжения.

Вогнутость - характеристика формы, в которой отражается уменьшение толщины от краев к центру плоскостности. Ассоциативно-эмоциональные особенности восприятия таких форм в следующем: отрицательная форма отступает от зрителя, создавая ощущение разрежённости и отсутствия внутреннего напряжения.

Урок 5: Тема «Разрыв формы»

Первый вариант разрушения объёма можно рассмотреть как: вертикальный, горизонтальный или диагональный просветы и форме. Второй вариант разрушения объёма целесообразно рассмотреть как: наличие в форме отверстий и их эмоционально – ассоциативное воздействие на зрителя, которое впрямую связано с геометрической формой таких отверстий.

1. Квадратное отверстие. Образованно равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, это устойчивая, тяжелая, малоподвижная форма.

2. Отверстие в форме прямоугольника во многом аналог отверстия в форме квадрата, но фигура более динамичная по сравнению с ним так как имеет некоторую протяжённость. Отверстие в форме прямоугольника может вызывать ощущение стремления вверх (если оно расположено вдоль горизонтали своей наименьшей стороной). Отверстие в форме прямоугольника может вызывать ощущение спокойствия и статики (если оно расположено вдоль горизонтали своей наибольшей стороной). Отверстие в форме прямоугольника может вызывать ощущение динамики и крайней степени неустойчивости (если оно, условно говоря, опирается на один из своих углов, наклоняясь вправо или влево).

3. Отверстие в форме треугольника активная форма, развивающаяся в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может восприниматься как нечто резкое, острое, выражать активное движение и даже агрессию. В положении вершиной вверх отверстие в форме треугольника весьма устойчиво. Отверстие в форме треугольника, расположенное вершиной вниз - абсолютно неустойчиво. В таком положении оно может выжать беспокойство, угрозу, дисбаланс.

4. Отверстие в форме круга в наибольшей мере выражает образ движения вовнутрь формы оно создаёт ощущение втягивания и проникновения так же оно может, в некоторой степени, характеризовать вращательное движение.

5. Отверстие в форме эллипса обладает текучестью и выражает неустойчивые по эмоционально-ассоциативному характеру образы. Восприятию отверстий яйцеобразной формы сопутствует ощущение динамики, где сменяется ощущение интенсивного и замедленного движения.

Урок 6: Тема «Поверхности и их разрушение.»

Мир поверхностей очень разнообразен. Они играют огромную роль в науке, архитектуре и технике. Поверхности третьего порядка могут быть образованы нелинейными поверхностями, которые образованны поступательным движением различной траектории. Любой элемент пространственно – предметной среды ограничен в пространстве поверхностями первого, второго и третьего порядка.

Поверхности первого порядка- любая плоскость в пространстве является поверхностью первого порядка, и любая поверхность первого порядка в пространстве есть плоскость. Поверхности первого порядка в пространстве образуют гранные тела они представляют из себя совокупность пересекающихся плоскостей – граней. Линии пересечения граней – ребра. Точки пересечения ребер – вершины.

Поверхности второго порядка- это, как правило, поверхности тел вращения. Тело вращения – это тело в пространстве, которое возникает при вращении какой-нибудь плоской фигуры.

Поверхности третьего порядка- Поверхности третьего порядка могут быть образованы нелинейными поверхностями, которые образованны поступательным движением различной траектории.

Любой элемент так же может быть составлен из поверхностей разного порядка. В архитектуре и скульптуре художники и архитекторы в поисках эмоционально - образного воплощения замысла всегда опираются на глубокий психологический анализ формы создаваемого произведения. Они всегда либо интуитивно, либо сознательно - учитывают силу эмоционального воздействия на зрителя структурных элементов произведения. Дизайнер, проектируя разнообразные формы, должен также учитывать эти обстоятельства.

В пространственной композиции под разрушением поверхности понимают частичное отсутствие плоскости или поверхности другого порядка организованное таким образом, чтобы вызвать вполне определённое эмоционально – ассоциативное воздействие на зрителя, тесно связанное с основной задачей дизайн проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: