Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

 

Детей второго года жизни знакомили с народными песенками, потешками, сказками, стихами и рассказами поэтов и писателей России. С повторения этих произведений и следует начинать новый учебный год. Можно поиграть с детьми в «Ладушки», вспомнить, как шагают большие ноги и топают маленькие ножки («Большие ноги…»), попросить водичку умыть личико («Водичка, водичка…»), спросить у петушка, почему он рано встает («Петушок, петушок…»), и т. п.; рассказать сказки про Репку, Курочку Рябу, про то, «Как коза избушку построила», напомнить стихи А. Барто (из цикла «Игрушки») и С. Маршака (из цикла «Детки в клетке») и т. д.

Если дети третьего года жизни только начали посещать детский сад, программные произведения станут для них открытием. А уже посещавшие дошкольное учреждение малыши иначе – с некой долей компетентности – будут реагировать на знакомые тексты, тем более что произведения или сопровождают игру (а играть – всегда удовольствие), или обыгрываются с использованием игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театров.

В списке литературы для детей 2–3 лет много русских и зарубежных фольклорных произведений (песенок, потешек, сказок), авторских стихотворений, сказок, рассказов.

Освоение новых произведений, особенно в первой половине года, следует чередовать с повторением уже знакомых.

Во многих дошкольных группах, к сожалению, встречаются дети, которым дома мало читают, рассказывают, редко рассматривают с ними книжки. Поэтому работу с книгой надо начинать так, чтобы все дети, хотя бы на короткое время, заинтересовались тем, что показывает и рассказывает педагог. Обращаясь к малышам, он говорит примерно следующее: «У Вовы мишка, у Оли слоник, у Саши кукла Ляля. А у меня… (пауза, интрига). А у меня книжка. У меня книжка с чудесными картинками. Вот нарисована хорошенькая девочка, на нашу Алину похожа. (Воспитатель рассматривает книгу, не показывая картинки детям.) А вот белая большая собака… На этой странице черненькая кисонька и мышка. Кому картинки показать? (Рассматривает картинки с желающими детьми.) А мышка выглядывает из книжки, на Юру глядит. Почему Юра не идет картинки смотреть? А можно мы с мышкой, кошкой и собачкой сами к тебе, Юра, придем? Собачка и к Ирине в гости хочет. Помани ее вот так (показывает жест) или скажи: „Иди, иди ко мне!“».

В последующем, приглашая детей рассмотреть эту же книжку, можно обратить их внимание на взаимоотношения персонажей. «У меня знакомая вам книжка. Узнали ее? – интересуется воспитатель. – И как мы раньше не заметили, что Жучка на кошку рычит, а кошка сердится. Ей не нравится, что мышка к ней прицепилась. Ну и дела! Посмотреть хотите?»

Если дети чувствуют, что педагог с удовольствием рассматривает с ними книжки, они начинают подражать ему. Заметив, что кто‑то из ребят по собственной инициативе листает книжки, воспитатель должен рассказать об этом всем детям сразу же или когда будут подводиться итоги прожитого отрезка времени (до прогулки, после дневного сна и т. д.).

Разглядывая рисунки в книге, даже в незнакомой, дети безошибочно выбирают положительного героя, провозглашая: «Это я! И вот еще я!».

На книжном столике должно быть не менее 5–6 книг (программные и непрограммные произведения). Если интерес к какой‑либо книге исчезает, ее на время заменяют другой. Следует мягко пресекать небрежное отношение детей к книгам, попытки рассматривать их на полу. Заниматься «ремонтом» книг надо обязательно в присутствии детей.

Уже отмечалось, что в списках программных произведений много песенок, потешек, закличек. И это понятно. Литературным миниатюрам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ).

 

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

– А что в кузовочке?

– Лесные грибочки,

Грибочки‑груз дочки

Для сына и дочки.

 

Бежала лесочком лиса с кузовочком, русская народная песенка

Многие народные песенки и авторские стихотворения (в том числе и переводные) отвечают потребностям маленьких детей в игре. В этих играх могут участвовать одновременно все малыши («Наши уточки с утра…», «Заяц Егорка» – русские народные песенки; «Три веселых братца», пер. с немецкого Л. Яхнина; «Бу‑бу, я рогатый…», литовская песенка, литературная обработка Ю. Григорьева и др.). Или, используя стихотворение, воспитатель может играть с желающими детьми (по очереди), например, педагог читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.

 

Три веселых братца

Гуляли по двору.

Три веселых братца

Затеяли игру:

Делали головками –

Ник‑ник‑ник,

Пальчиками ловкими –

Чик‑чик‑чик,

Делали ладошками –

Хлоп‑хлоп‑хлоп,

Топотали ножками –

Топ‑топ‑топ.

 

Три веселых братца, пер. Л. Яхнина

Приведем другой пример. В разгар самостоятельной деятельности детей, когда становится особенно шумно, воспитатель негромко читает стихотворение Н. Пикулевой «Лисий хвостик».

 

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал,

Вернулся назад –

И рад!

 

Не все дети услышат стихотворение, но кто‑то обязательно окажется рядом с воспитателем. «Здравствуй, Лисий хвостик! – Педагог заключает ребенка в объятия. – Как я рада, что ты вернулся. Мосточком бежал? Листочком дрожал?». Таким способом воспитатель включает ребенка в игру. Затем и другие дети решают быть лисьими хвостиками. Взрослый несколько раз читает стихотворение, сопровождая общение объятиями, которые доставляют детям особую радость.

С помощью стихотворения легче успокоить чем‑либо огорченного малыша. Маленькие дети часто отнимают друг у друга игрушки, проявляя агрессивность. Плачущего ребенка надо прижать к себе, успокоить. Потом тихонечко, как бы убаюкивая, можно прочесть стихотворение:

 

Бедный Федотка – сиротка.

Плачет несчастный Федотка.

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его…

 

К. Чуковский. Бедный Федотка

«Только Анна Ивановна, Оля да Саша, только Дима да Коля». – Воспитатель перечисляет детей, которые, как и он, сочувствуют огорченному малышу. Он начинает слушать, кто его жалеет, и окончательно успокаивается, а то, что он не Федотка, ребенка не смущает.

В течение года детей знакомят с русскими народными и авторскими сказками отечественных и зарубежных писателей (Л. Толстой, В. Бианки, В. Сутеев, Д. Биссет, С. Капутикян и др.).

Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения (дети показывают, как трудно было вытягивать большую‑пребольшую репку), использует разнообразные наглядные пособия.

Наибольший эффект достигается, если воспитатель сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).

Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Это не означает, что вовсе исключается рассказывание сказки без показа.)

После первого рассказывания воспитатель обычно помогает детям припомнить содержание сказки, планируя параллельно задания, которые позволяют им сменить позу, выполнить двигательное упражнение (показать, как тянули репку; попрыгать, как лягушка, и т. п.). В этой части занятия припоминаются (воспроизводятся) отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи («Лягушка в теремок…» (прыгнула), «Лисичка в теремок…» (забралась), «А волк…» (влез)).

Восприятие некоторых сказок идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, перед тем как рассказать сказку «Козлятки и волк», воспитатель показывает иллюстрации и характеризует животных: «Козлятки маленькие, волк большой, очень страшный». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть травку шелковую, пить воду студеную». А уже затем педагог предлагает послушать сказку про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого, злого волка.

Целесообразно заканчивать занятия самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций. Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж; воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценирования.

Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности, те, которые легче забываются или наиболее интересны в плане обогащения речи детей. Воспитатель начинает рассказывать отрывок один, а продолжает совместно с детьми. Здесь обязательны задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи. Например: «Вот уже бабка и дед тянут репку. Кого же позовут они на помощь?» – размышляет педагог. «Внучку позовут», – подсказывают дети. «Что‑то нет внучки. Наверное, далеко убежала. Давайте поможем деду и бабке позвать ее», – говорит воспитатель. «Внучка, иди репку тянуть!» – зовут дети (хоровое и индивидуальные высказывания).

Или, утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети отрабатывают восклицательную интонацию («Не плачь, дед!»); интересуясь, кто живет в теремке, отрабатывают вопросительную интонацию («Терем‑теремок, кто в теремке живет?»); в разной тональности воспроизводят реплики трех медведей («Кто сидел на моем стуле?») и т. д.

При повторении сказок желательно обучать детей элементам драматизации. Это доставляет малышам много радости. И, хотя охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок нередко забывает ее, не всегда согласует свои действия с действиями партнера, воспитателя не должны смущать эти трудности. Надо помнить, что такие упражнения требуют чуть большего такта, терпения и значительно более частого одобрения действий детей, оценки их речи (как ее содержательной, так и эмоциональной стороны).

При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают, мычат; бодаются, как телята; ловят хвостики, как котята и т. п.).

Повторное чтение можно организовать по‑разному:

• использовать те же приемы и наглядный материал, что и при первом чтении;

• читать произведение, не прибегая к наглядности;

• использовать дополнительный наглядный материал. Например, к детям в гости могут прийти игрушечные коты и попросить прочитать про них стихи («Как у нашего кота», «Пошел кот под мосток», «Пошел котик на торжок»; В. Берестов. «Котенок»);

• вставлять в текст имена присутствующих при чтении детей: «Наша Маша (Аня, Таня) маленька», «Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке, Оленьке, Мишеньке) снесть» и т. п.

Программные произведения, как уже говорилось выше, неоднократно читаются в течение года: на занятиях, во время самостоятельной деятельности детей, на праздниках, на прогулке и т. п. Приведем пример занятия.

 

Знакомство со сказкой Д. Биссета «Га‑га‑га»

 

Цель. Вызвать симпатию малышей к герою сказки – маленькому гусенку Вилли; поупражнять детей в произнесении звукоподражаний, несложных фраз.

Ход занятия

Педагог рассказывает сказку, показывая картинки на фланелеграфе или игрушки.

– Вилли отправился гулять и встретил котенка, собаку, лошадь, взрослого человека, мальчика, золотую рыбку, коров, кур, петуха, пчелу и голубой автомобиль. Все, кого встретил гусенок, не умели «гагакать», а отвечали на приветствие Вилли всяк по‑своему. Гусенка никто не понимал, и он огорчался. Но случилось чудо! Гусенка поприветствовал голубой автомобиль. «Га‑га‑га!» – сказал автомобиль и проехал мимо.

Воспитатель повторяет сказку (целиком или отдельные эпизоды), побуждая детей проговаривать звукоподражания, слова и фразы. Целесообразно воспроизвести следующие диалоги.

«Потом пробежали дети. Один мальчик подбежал к Вилли и крикнул:

– Кыш!

Вилли… (огорчился). У него даже в горле… (пересохло)…»

«Потом он встретил кур.

– Ко‑ко‑ко, – закудахтали куры. – Ко‑ко‑ко!

А петух добавил:

– Ку‑ка‑ре‑ку‑ууу!»

«Голуби… (ворковали), утки… (крякали), а вороны… (каркали), сидя на верхушках деревьев. И никто, никто не сказал ему… (га‑га‑га).

Бедный Вилли даже… (заплакал), и слезы закапали с клюва на его… (хорошенькие красные лапки)».

«Га‑га‑га! – повторил автомобиль (все английские автомобили говорят „га‑га‑га“, а вовсе не „би‑би‑би“) и скрылся за… (поворотом).

– Га‑га‑га! – крикнул ему вдогонку Вилли».

К концу года дети самостоятельно читают наизусть песенки и небольшие авторские стихотворения, но желательно, чтобы взрослый (особенно при посторонних людях в группе, на праздниках) был рядом и активно помогал. При помощи воспитателя малыши могут разыграть сказки «Теремок» и «Репка». При этом не надо поправлять детей, пусть они говорят, как им хочется, как получается. Несложные атрибуты (шапочки, накидки и т. п.), музыка (если она уместна) сделают обычный спектакль праздничным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: