Литературный калейдоскоп

 

Цель. Помочь детям вспомнить стихи и сказки; порадовать малышей, прочитав им любимое произведение.

Ход занятия

Воспитатель дважды читает детям следующие стихотворные строки:

 

На дворе мороз,

В поле плачут волки.

Снег крыльцо занес,

Выбелил все елки…

 

В комнате тепло.

Печь горит алмазом,

И луна в стекло

Смотрит круглым глазом…

 

С. Черный. Про Катюшу

Затем педагог спрашивает, понравились ли детям стихи, восхищается описанием луны: «Смотрит круглым глазом». Уточняет, кто из детей видел «круглый глаз» луны. Интересуется, как горит, сверкает, переливается алмаз (дети ранее рассматривали стразы).

Педагог напоминает, что прочитанное стихотворение называется «Про Катюшу». Он интересуется у детей, что сделала девочка.

Появляется лягушка и приветствует детей:

– Квак поживаете? Квак поживаете?

– Хорошо поживаем, – отвечают дети, – а ты квак поживаешь?

– Плохо, потому что вы про Катюшку вспомнили, а про меня, лягушку в зеркале, забыли.

– Так ты та самая лягушка, которая заставила страдать щенка Роджерса? – интересуется педагог и уточняет у детей:

– Щенок веселился или был очень печален? А почему он страдал? Чем сказка закончилась? Как она называется? (Д. Биссет. Лягушка в зеркале.)

– А ты кто? – обращается педагог к другой лягушке, – должно быть, та самая лягушка, которая нянчила глупого мышонка и пела ему:

 

Ква‑ква‑ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

 

– Нет, – говорит лягушка, – в той сказке песню пела жаба.

– В какой той сказке? – выясняет педагог и интересуется у детей, кто еще побывал в няньках у мышонка, что и как пел ему. Заслушивает ответы, напоминает, что «Сказку про глупого мышонка» написал С. Маршак.

В конце занятия педагог, используя фланелеграф или настольный театр, инсценирует одно из любимых детьми произведений (например, А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; стихи С. Маршака из цикла «Детки в клетке» («Жираф», «Зебры», «Страусенок», «Пингвин» и т. д.), Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и магазин»).

 

Литературный калейдоскоп

 

Цель. Порадовать детей, помогая им вспомнить знакомые сказки; в ходе игры по мотивам русской народной песенки «Тили‑бом! Тили‑бом!..» создавать условия для импровизации, формирования у дошкольников интонационной выразительности речи, обогащения словаря.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: «Летят гуси, высоко летят, переговариваются: „Га‑га‑га. Какие мы молодцы! Украли ребеночка. Баба Яга будет довольна“». И уточняет: «Чему это гуси радуются? (Ответы детей.) Спасла Маша братца? Как ей это удалось?».

Воспитатель дает детям возможность высказаться, напоминает, что не следует кричать и перебивать друг друга. Помогает, подсказывает нужное и более точное слово.

«А вот идет медведь с коробом, – говорит педагог, показывая детям картинку. – Он собирается сесть на пенек и съесть пирожок. Откуда у него пирожки? Неужели сам испек?»

«Мне очень понравились Песик и Кошечка, – продолжает разговор педагог, – которые повесили себя сушить на веревку, как белье. Кто же их выстирал? (Ответы детей.) Они мыли пол тряпкой? А как вытирали?» При необходимости воспитатель зачитывает отрывки из книги И. Чапека «Приключения Песика и Кошечки».

«Народная мудрость гласит, что жадность до добра не доведет, – сообщает воспитатель. – Что случилось с двумя глупыми медвежатами, как только они начали жадничать? А из какой сказки эти медвежата?» (Из венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».)

Воспитатель проводит игру по сказке С. Маршака «Кошкин дом». Он выбирает детей на роли кошки, курочки, лошадки, собачки, зайца. Дети помогают воспитателю читать текст произведения.

Воспитатель и дети.

 

Тили‑бом! Тили‑бом!

Загорелся… (кошкин дом).

Идет дым… (столбом)!

 

Дети.

 

Тили‑бом! Тили‑бом!

Тили‑бом! Тили‑бом!

 

Воспитатель.

 

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!

 

Кошка (мечется, кричит). Спасите! Помогите! По‑мо‑ги‑и‑те! Мяу! Воспитатель.

 

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

 

Курочка. Куд‑кудах! Куд‑кудах! Куд‑кудах! (Выливает ведро воды.)

Воспитатель.

 

А лошадка с фонарем.

 

Лошадка. И‑го‑го! И‑го‑го! Тут и так светло! (Гасит фонарь.)

Воспитатель.

 

А собачка с помелом.

 

Собака лает, размахивает помелом.

Воспитатель.

 

Серый заюшка с листом.

 

Заюшка размахивает листом, а дети в такт его движениям проговаривают следующие строки:

 

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

Все!

 

Если дети не устали и играли с удовольствием, то игра повторяется с новыми исполнителями ролей.

 

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

 

Ребенок четырех лет – это уже «потребитель» всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. По‑прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: «Дед хотел уху сварить…», «Барашеньки крутороженьки…», «Лень‑потягота…» и т. д. В программный репертуар включены заклички («Иди, весна, иди, красна»), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети не умеют, но старательно запоминают и проговаривают их, ощущая себя знающими и компетентными.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом без спешки проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: «Сказка ложь, да в ней намек!»

Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова‑Микитова и др.), так и зарубежные («Три поросенка», английская; «Бременские музыканты» (из сказок братьев Гримм), немецкая; «Колосок», украинская; «Хитрая лиса», корякская; «Травкин хвост», эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: «Воробьишко» М. Горького, «Сказка про Комара Комаровича…» Д. Мамина‑Сибиряка, «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» X. К. Андерсена и т. д.

Детям рекомендуется читать главы из «толстых» книг: «В медвежачий час» Г. Цыферова, «Винни Пух и все‑все‑все» А. Милна, «Мафии и его веселые друзья» Э. Хогарт, «Приключения в лесу Елки‑на‑Горке» М. Эгнера и других авторов.

В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев. «Братишка»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; Е. Чарушин. «Лисята», «Воробей») и о детях (М. Зощенко. «Показательный ребенок»; Л. Пантелеев. «На море»; С. Георгиев. «Бабушкин садик» и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»).

В программном списке много стихотворений: о природе и временах года, о животных, детских приключениях и переживаниях. Определены стихи для заучивания. (Воспитатель может выбирать их, учитывая возможности детей своей группы и личные предпочтения.)

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для спектаклей, праздников. Возможно, не все произведения удастся найти, но журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» из номера в номер печатают художественную литературу. Создана также фонохрестоматия лучших программных произведений в исполнении известных актеров театра и кино, с прекрасным музыкальным сопровождением. Это ценнейшее пособие для повторного прослушивания сказок, рассказов, стихотворений. К программе специально подготовлены хрестоматии (см. список литературы в конце книги).

В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживания при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его (аспекты анализа даны на стр. 32).

Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм «Заяц и еж» лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: «А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?» – были самыми разными. Но мнение о зайце‑страдальце изменяется, как только воспитатель повторно зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.

При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.

Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.

Воспитатель, не торопясь, интонационно верно повторяет отрывок, в котором событие или явление описано так, что не представить его невозможно. И на призыв представить себе, как невыносимо трудно героям произведения (или, наоборот, какое удовольствие они от чего‑то испытывают), малыши реагируют особенно чутко.

 

…Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся потеплей.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней…

 

С. Есенин. Поет зима – аукает

 

…К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри…

 

3. Александрова. Дождик

Уже в процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать), венки… (плести), песни… (петь), хороводы… (водить). Только одной Снегурочке… (по‑прежнему не весело)». («Снегурочка», русская народная сказка, обр. А. Н. Толстого.) Или: «Темный лес что… (шапкой) принакрылся… (чудной) и заснул под нею… (тихо, беспробудно)». (И. Суриков. «Зима».)

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. «Прочтите, – просят они, прослушав „Федорино горе“ К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово» («растопырила»).

Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: «И впрямь находчивый этот Жихар‑ка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась». Воспитатель предлагает показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа (прочтите про заиньку‑паиньку), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка (повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.

В средней группе для заучивания подобраны небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания. И все‑таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя. Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.

Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.

Обычно ребенок, читая стихотворение полностью на занятии по заучиванию, утрачивает выразительность (интонации), удававшуюся ему при проговаривании отрывков. Это закономерно, ибо он вынужден одновременно решать несколько задач: вспоминать, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течение года несколько раз.

Рассмотрим эти рекомендации на примере.

 

Заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»

 

Цель. Помочь детям запомнить песенку; научить выразительно читать ее.

Ход занятия

Воспитатель несколько раз читает текст песенки. Спрашивает, понравилось ли детям это забавное, доброе стихотворение. «Давайте поиграем, – предлагает педагог, – я буду спрашивать, а вы отвечайте, подтверждайте мой вопрос.

– Дед хотел уху сварить? (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа. Ответы детей помогают запомнить порядок слов в предложении, иначе дошкольники начинают читать стихотворение так: „Дед уху хотел сварить“ или: „Дед уху сварить хотел“.)

– Дед пошел ершей ловить?» (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа.)

Накануне нужно рассказать детям, что за рыба – ерш, и о том, что эти колючие рыбешки чаще достаются кошкам.

Воспитатель повторяет обе законченные фразы, чтобы на слуху у детей все время был стихотворный текст без искажений.

Затем уточняет: «Один пошел ершей ловить?». Заслушивает ответы детей и читает с их помощью:

 

А за дедом… (кот Лаврентий),

За котом… (петух Терентий).

 

Воспитатель просит детей воспроизвести эти строчки (4–5 ответов). Педагог повторяет четверостишие. Потом уточняет: «Кот и петух просто так идут за дедом или помогают ему?». Заслушивает ответы детей, обращает их внимание на слово «тащат» и просит подумать, легко ли было коту и петуху нести дедовы удочки. «А кто может показать, как животные удочки тащат?» – спрашивает воспитатель. Предлагает послушать, как можно голосом, интонацией передать состояние кота и петуха, которые тащат тяжелые длинные удочки.

 

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

 

Воспитатель просит показать (рукой), как это – «вдоль» и «поперек». Дети повторяют фразу хором, а 3–4 ребенка проговаривают ее самостоятельно, пытаясь передать голосом самоотверженность животных, возможно, таким образом: «Таа‑щат… (пауза) ууу‑дочки… (пауза) вдоль по улочке». Воспитатель выбирает ребенка, который удачнее других воспроизвел отрывок, и просит еще раз повторить его.

Педагог читает текст до слов: «Деду одному невмочь». Уточняет: «А что заставило кота и петуха помогать деду? Как они это объясняют нам?»

 

Деду одному невмочь,

Надо старому помочь.

 

«Молодцы кот да петух! – одобряет педагог поведение животных. – Только думается мне, что один из них внакладе не останется. Как вы думаете, я права?» (Кот – любитель рыбы – точно ершиком полакомится.)

Воспитатель поясняет, что последние строчки тоже вряд ли стоит читать громко и весело, так как Лаврентий с Терентием, должно быть, изрядно устали. Дети упражняются в декламировании двух последних фраз.

Воспитатель читает песенку полностью, а дети помогают ему. Затем он читает песенку еще раз, не прибегая к помощи детей.

На следующих занятиях педагог повторяет детям стихотворение. Через 3–4 дня они его запомнят и будут читать самостоятельно.

 

В средней группе продолжается работа в уголке книг, где представлены иллюстрированные издания программных и непрограммных произведений, рисунки известных художников. Дети должны знать, какие книги есть в библиотеке группы. Нужно периодически давать им задания (общие или индивидуальные), заставляющие искать ответ в книгах. Например: «Интересно, кто может ответить, сколько книжек „Вот какой рассеянный“ С. Маршака появилось в нашей библиотеке? – начинает разговор воспитатель. – А зачем нам три книжки? Разные рисунки? Разные художники? Верно! Кому какая книжка понравилась больше других? Не успели рассмотреть?! Смотрите, время есть, ну а кто готов поделиться со мной своими наблюдениями, буду рада.

Позднее я расскажу, какие рисунки и в каких книжках понравились мне».

Целесообразно устраивать в группе выставки книг, например, русских народных сказок.

Когда дети рассмотрят книги, можно провести занятие.

 

По страницам сказок

 

Цель. Помочь детям понять, что иллюстрированные издания книг следует учиться внимательно рассматривать.

Ход занятия

Дети сидят за столами и рассматривают, передавая друг другу, отдельные издания и сборники русских народных сказок. Выбирают книгу, которая особенно понравилась. На ее примере педагог кратко, но ярко рассказывает о едином стиле оформления книги, об обложке, рисунках, шрифтах и буквицах.

Воспитатель обращает внимание детей на рисунок в одной из книг, просит описать его. Поясняет, что хорошие рисунки следует рассматривать не один раз, потому что каждый раз можно обнаружить в них что‑то такое, что раньше не бросилось в глаза: «Я, например, рисунок, который вы только что рассматривали, много раз видела, поэтому могу рассказать вам о том, что вы не заметили…»

Дети повторно рассматривают книги, обмениваются впечатлениями, делают «открытия», вглядываясь в рисунки.

Выставка остается в группе еще в течение 2–3 дней. Педагог, обратившись к какой‑то книге, каждый раз сообщает детям о своем очередном открытии, вдохновляя их на поиски того, что ранее осталось незамеченным.

Если в этой или другой книге что‑то интересное обнаружил ребенок, воспитатель делает его «открытие» достоянием всей группы, хвалит за наблюдательность.

 

Ежемесячно, как и во второй младшей группе, воспитатель планирует литературную викторину (литературный калейдоскоп). По обложке книги, иллюстрации, отрывку (прочитанному, инсценированному, прослушанному в записи и т. д.) дети узнают и называют произведение, а воспитатель напоминает им фамилию автора. Если это сказки народов мира, целесообразно сообщить детям, с какого языка переведено произведение, где живет народ, говорящий на этом языке (с использованием карты, глобуса).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: