Институт государственного заказа

Институт квотирования

Квотирование является средством государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленным на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиты экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.

Государственной квотой является административное ограничение на производство или торговлю определенным продуктом, налагаемое государством.

Квотирование - установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении.

Целью торговой политики РФ является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговая политика строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ[1].

Согласно ст. 20 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[2] в РФ может осуществляться нетарифное регулирование в исключительных случаях. Так, например, Правительство РФ в исключительных случаях не более, чем на 6 месяцев может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ.

Выделяются квоты:

общие, определяемые для государственных нужд;

естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Статьей 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»[3] предусмотрено использование (в отношении отдельных иностранных государств) тарифных квот, в пределах стоимости или количества которых импортируемые или экспортируемые товары облагаются льготными (преференциальными) таможенными пошлинами, а в случае превышения установленных пределов к товарам применяются обычные ставки пошлин. В соответствии с данным законом под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственных товаров

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;

ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;

предупреждения истощения природных ресурсов;

достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

защиты национального производства;

достижения сбалансированности торгового баланса;

регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;

реагирования на дискриминационную торговую политику других государств. Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в РФ, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из РФ устанавливаются в соответствии с законом «О таможенном тарифе».

Другим способом установления ограничений внешнеторговых поставок является система лицензирования.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций.

Лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение РФ международных обязательств.

В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара. В этом случае лицензирование тесно связано с квотированием (контингентированием); при этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).

Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальный лицензией. Такое разрешение выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (чаще всего один год).

Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение квартала, полугода или года.

Ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров могут быть запрещены, исходя из соображений:

- государственной безопасности;

- защиты общественного порядка;

- защиты нравственности населения;

- защиты жизни и здоровья человека;

- защиты животных и растений;

- охраны окружающей природной среды;

- защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

- защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности;

- защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- исходя из других интересов РФ, в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

1) не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами РФ;

2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;

3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей;

5) признаны опасными отходами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 «О трансграничном перемещении отходов»[4].

Запрещенными к вывозу из РФ считаются товары, вывоз которых запрещен законодательством, исходя из следующих принципов:

- сохранение исторического, культурного, научного и иного культурного наследия народов Российской Федерации;

- обеспечение национальной безопасности РФ;

- защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

- выполнение международных обязательств РФ;

- по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ.

 

Институт государственного заказа

контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд – это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством РФ и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Государственный контракт – договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Государственный и муниципальный заказчик государственный орган, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казанное учреждение, действующие от имени РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки; муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение[5].

Контрактная система закупок основывается на следующих принципах:

- открытость;

- прозрачность информации о контрактной системе;

- обеспечение конкуренции;

- профессионализм заказчиков;

- стимулирование инноваций;

- единство в системе закупок;

- ответственность за результативность закупок.

 

Планирование закупок осуществляется посредством утверждения планов закупок и планов-графиков. Каждой закупке присваивается идентификационный код, который обеспечивает взаимосвязь документов.

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, в котором указывается наименование и адрес организации, краткое изложение условий контракта, идентификационный код закупки, ограничения участия в закупке, используемый способ определения поставщика, размер денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке[6].

Проведение переговоров заказчиком с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика не допускается до определения победителя.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн.руб, создают контрактные службы. Если менее указанной суммы - назначается должностное лицо, ответственное за осуществление закупки.

Для определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы  определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика.

Конкурентными способами являются:

- открытый конкурс;

- конкурс с ограниченным участием;

- двухэтапный конкурс;

- закрытый конкурс с ограниченным участием;

- закрытый двухэтапный конкурс;

- электронный аукцион;

- закрытый аукцион;

- запрос котировок;

- запрос предложений.

Под открытым конкурсом понимают конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Под конкурсом с ограниченным участием конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

Под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах и услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителям запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену.

Под запросом предложений понимается способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге[7].

Закрытые способы определения поставщиков применяются только в случаях:

- закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о них составляют государственную тайну;

- заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и некоторые другие, указанные в ФЗ «О контрактной системе ….».

Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика, при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта.

При заключении контракта указывается, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, в отдельных случаях указывается ориентировочное значение цены либо формула цены. в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика.

Заказчиком могут создаваться создается конкурсная, аукционная, котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и единая комиссия. Число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек.

Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд осуществляет Федеральная антимонопольная служба [8] .

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: