Субъекты и особенности досудебного расследования на Руси во времена «Русской правды»

Русская Правда предусматривала и особую процедуру подготовки к су­дебному разбирательству, кᴏᴛᴏᴩая называлась «ϲʙᴏд и гонение следа». По­терпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, кра­же вещи или раба). Кстати, эта процедура называлась «заклич». Виновный, у кото­рого обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя винов­ным, уплатить штраф и вернуть вещь. В случае если он отказывался ϶ᴛᴏ сделать, дело передавалось в суд.

«Свод и гонение следа» заключались в розыске преступника по его сле­дам. Считалось, что куда привели следы, там и находится преступник. В случае если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекра­щалось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ об­щины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - большого штрафа по усмотрению суда.

-5-

Правоохранительная деятельность на Руси в X–XV вв.

Охрана общественного порядка в Киевском государстве и в период феод-й раздробленности.

Полиц-е функции в Рус-м гос-ве задолго до образования спец полицейс-х учреждений, осуществляли, наряду с др-ми функциями управления(судеб-ми,, финансовыми, воен-ми), центральные и местные органы власти.

 

 В древнерусском гос-ве большое значение имело поддержание в надлежащем порядке путей сообщения(знаменитый «путь из варяг в греки»). Русская правда закрепляла обязанности представителей гос-й власти по строительству и ремонту мостов, благоустройству городов и видимо по надзору за из сохранностью и порядком передвижения. А 30-х годах в 13 в появился спец-й акт- Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц. Особые чиновники(мытники), собиравшие торговые пошлины(мыт), осуществляли также надзор за внутренней торговлей, соблюдением мер и весов.

 

До 17 коренное население России (кроме крепос.крестьян) могло свободно передвигаться по стране, однако издавна существовали ограничения для иностранцев. Еще в Древнерусском государстве было установлено требование «знатка для каждого чел-ка, не принадлеж-го к общине,т.е. какой либо член общины должен был поручиться за него. С 13в известны проезжие грамоты для иностранцев, которые были своеобразным удостоверением личности и позволили местным властям контролировать их поведение.

 

Развитие торговых и дипломатических отношений с др. странами обусловило появление проезжих грамот для русских, отъезжающих за границу.

 

В древнерус. Гос-ве складываются различные форм и методы борьбы с уголовной преступностью. В Рус правде упоминается о такой процес-й форме как гонение следа т.е. розыск преступника по его следам. Гонение следа определяется в ст.77 правды пространной как розыск, отыскание преступника не пойманного на месте преступления, по оставленным следам. Куда приводил след, тот и вор. Община могла сдать вора либо отвести след т.е. вор ушел за территорию общины. Если же они не давали провести расследование, то платили виру(называется дикая вира) Если же след выводил в пустое место то поиск заканчивался. гонение следа производилось по убийствам и разбоям(где труп лежит там и преступник).Обычно розыском лица соверш прест-е занимался пострадавший. Гос орг-ы играли роль арбитра в спорах, защищая богатых людей.но были и лица наделен-е государством и полномочиями вести розыск преступника. Долж лица которые занимались расследованием и при этом получали довольствие(вирники, метельники, мечники,писцы,тиуны,десяцкие.

 

После образования Русского централизованного государства и свержения монголо-татарского ига возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, судебными и др. делами. В этой связи начали развиваться в органах дворцового управления особые ведомственные «пути», «избы», управляемые боярами или дьяками. Позже они развивались в сложные и постоянные присутственные места – приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Приказная система была типичным проявление феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы нераздельности административной и судебной власти. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Ряд приказов выполнял и полицейские функции – обеспечение порядка в населенных пунктах, на дорогах, сбор платежей и налогов и др.

 Для Древнерусского государства большое значение имело поддержание в надлежащем порядке путей сообщения (знаменитый "путь из варяг в греки"). "Русская Правда" закрепляла обязанности представителей государственной власти по строительству и ремонту мостов, благоустройству городов и, видимо, по надзору за их сохранностью и порядком передвижения. А в 30-х гг. ХIII в. появился специальный акт – "Устав князя Ярослава" о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц. Специальные чиновники (мытники), которые собирали торговые пошлины (мыт), осуществляли также надзор за внутренней торговлей, за соблюдением мер и весов.

В связи с централизацией с централизацией Рс.гос. и объединения вокург Москвы форм. Центральный аппарат упарвления. Появляется новый институт - царя. 1497 г – принятые судебника Ивана3, в котором четко формируется «лихое дело и появляется понятие «лихой человек», т.е преступник. В суд Ивана3 появлдяется такие понятие как рецедив, за последующие прест наказывались еще жестче

 

-6-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: