Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образованиЯ
«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждено
Ученым советом ВЕИП
«4» октября 2010 г.
Протокол №3
Председатель
Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор
______________________ Решетников М.М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДетскИЙ и подростковЫЙ психоаналиЗ
Специальность 030301 - Психология
составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ
Автор УМК, сотрудник кафедры «Психофизиологии человека»,
Кандидат биологических наук Сергей Евлампиевич Маневский
Санкт-Петербург
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Рабочая учебная программа дисциплины. 4
1.1. Цели и задачи курса. 4
1.2. Содержание дисциплины: 5
А. По видам учебных занятий. 5
Б. По темам и разделам. 6
В. По времени проведения курса. 7
Г. Текст лекций (Приложение 2). 7
1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 7
1.3.1. Список литературы: 7
1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 8
1.3.3. Активные методы обучения. 8
1.3.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 8
2. Методические указания преподавателю. 8
3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы. 9
3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену. 10
4.Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. 11
4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 11
4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 11
Приложение 1. Вопросы промежуточного контроля. 12
Приложение 2. Конспект лекций к теоретической части курса.. 12
Рабочая учебная программа дисциплины.
Цели и задачи курса.
Курс «Теория и практика детской и подростковой психоаналитической терапии» является оригинальным. Логика построения курса соответствует с одной стороны, хронологии возникновения детского психоанализа, детской психотерапии, а с другой, развитию собственно самого терапевтического процесса.
Тематика курса опирается и отражает не только, ставшие уже традиционными, психоаналитические концепции, но включает современные подходы в терапевтической работе с детьми разного возраста (английские школы объектных отношений и аналитической психологии, французская психоаналитическая школа).
В курсе рассматриваются многие аспекты терапевтического взаимодействия (ребенок-терапевт, семья-терапевт, ребенок-семья). По ходу анализа сложных динамических перестроек на всем протяжении онтогенеза особое внимание уделяется игровым аспектам в терапевтическом процессе. Рассматриваются психоаналитические подходы к работе с детьми при нарушениях социальных взаимодействий, в частности, аутистические расстройства.
Курс предполагает теоретическую (лекционную) часть, семинарские занятия, разбор клинических случаев.
Спектр технических психотерапевтических и психоаналитических приемов работы с детьми и подростками иллюстрируется многими примерами с использованием креативного материала: от аналитического консультирования родителей до специфических не директивных игровых подходов, таких как Sand Play Therapy.
В курсе используется современная оригинальная литература (монографии, периодические издания), а также демонстрация видеоматериалов.
Курс ориентирован на углубление теоретической подготовки и повышение практической квалификации в области психоаналитической терапии детей и подростков.
Материал курса имеет межпредметные связи с такими дисциплинами, как
- психофизиология
- физиология ВНД и сенсорных систем
- возрастная психология
Из ТСО при проведении занятий используются раздаточный наглядный материал, видеофильмы, фотоматериалы, материалы из специальной периодической печати.
Помимо лекционных занятий предусмотрены семинарские занятия; публичное представление лучших рефератов в конце курса.
Для лучшего усвоения студентами материала используются такой инновационный подход, как моделирование психотерапевтической ситуации с ее анализом и обсуждением.
Самостоятельная работа студентов представляет собой домашние задания по отдельным разделам курса; тестовые задания по отдельным разделам курса; подготовку реферата на тему, избранную студентом и согласованную с преподавателем.
1.2. Содержание дисциплины:
А. По видам учебных занятий.
№
|
Наименование раздело и тем |
Всего часов | Аудиторные занятия, в том числе: |
Самостоятель-ная работа | |
Лекции | Семинарские и практические занятия | ||||
1 | Введение. Классики детского психоанализа и психодинамического направления в терапии детей. | 14 | 10 | 4 | |
2 | Специфика детского психоанализа и психодинамической терапии детей и подростков: сравнительные аспекты. | 10 | 6 | 4 | |
3 | Предварительное интервью. Беседа с родителями. Начало терапии. | 6 | 4 | 2 | |
4 | Подтверждение и укрепление контракта и рабочего альянса. Сопротивление. | 10 | 4 | 6 | |
5 | Особенности динамики пси-хотерапевтического процесса у детей. Фантазии и реаль-ность. Центральная роль игры. | 18 | 8 | 2 | 8 |
6 | Пространство терапии и рамочные условия. | 6 | 4 | 2 | |
7 | Перенос и контрперенос в терапии и в контексте внешнего окружения. Обзор основных типов. | 14 | 6 | 2 | 6 |
8 | Защитные реакции и защитные механизмы в терапии. Происхождение, формирование, эволюция и предназначение. | 10 | 6 | 2 | 2 |
9 | Интерпретации: формы и виды. | 8 | 4 | 4 | |
10 | Теория и практика Игровой Песочной Терапии. Исторические корни и теоретические основания. | 26 | 12 | 10 | 4 |
Всего: | 120 | 64 | 16 | 40 |
Б. По темам и разделам.
1. Введение. Классики детского психоанализа и психодинамического направления в терапии детей. Обсуждение вклада М. Кляйн, А. Фрейд, М. Фодэма, Д. Винникотта, Э. Эриксона, Р. Спица, М. Малер, Д. Штерна, Дж. Боулби в развитие психоаналитического подхода при работе с детьми.
2. Специфика детского психоанализа и психодинамической терапии детей и подростков: сравнительные аспекты. Рассматриваются ключевые позиции психотерапевтической (аналитической) работы с детьми в сравнении со взрослыми пациентами. Рассматриваются формы и адекватность терапевтических вмешательств.
3. Предварительное интервью. Цели интервью, варианты и особенности в детской психотерапии, продолжительность и объем. Анамнез ребенка. Семейный анамнез, особенности отношений в семье. Диагностика. Алгоритм диагностического обследования ребенка. Предварительное определение типа психической организации. Оценка и интеграция данных на основании жалоб, анамнеза, наблюдения. Оценка и использование сведений тестового контроля.
4. Подтверждение и укрепление контракта и рабочего альянса. Первичная тревожность ее фокус, распознавание и попытки преодоления. Соотношение внутренних границ, безопасности и свободы действий. Инструментарий терапии. Возраст ребенка и характер терапии. Мотивации и степень вовлеченности в терапевтический процесс родительских фигур.
5. Особенности динамики психотерапевтического процесса у детей. Фантазии, игра, реальность. Природа и функция фантазии, и ее роль в психическом развитии ребенка. Описание игрового взаимодействия в онтогенезе как развития и усложнения «потенциального пространства». Внутреннее и внешнее пространство ребенка. Видоизменения игры и отыгрывания.
6. Сеттинг внешний и внутренний. Временные рамки и пространственные параметры терапии.
7. Перенос и контрперенос в терапии и в контексте внешнего окружения. Обзор основных типов. Использование аналитиком собственной психики: от первых эмоциональных откликов в ходе интервью и диагностики, до устойчивых и регулярных в ходе терапии. Клиническое значение, возможности разграничения и опасности смешения понятий.
8. Защитные реакции и защитные механизмы в терапии. Происхождение, формирование, эволюция и предназначение. Классификация. Клинические проявления, связь с сопротивлением и терапевтические возможности. Патологические защиты у младенцев, переживающих сильную или длительную депривацию. Подверженность нарушению взаимоотношениям привязанности, пути и способы психотерапевтического вмешательства. Сопротивления и преимущественные защитные механизмы, их влияние на внутренние психические структуры, поведение и характер психотерапевтических взаимодействий.
9. Терапевтическое воздействие общих вербализаций терапевта. Вопросы. Информационные утверждения. Интерпретация и разрешение проблем. Модели интерпретативного процесса.
10. Теория и практика Игровой Песочной Терапии (Sand Play Therapy). Исторические корни и теоретические основания. Сферы применения (возрастные группы, характер патологии).