Б. По темам и разделам

Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

Утверждено

Ученым советом ВЕИП

«4» октября 2010 г.

Протокол №3

Председатель

Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор

______________________ Решетников М.М.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДетскИЙ и подростковЫЙ психоаналиЗ

Специальность 030301 - Психология

составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

Автор УМК, сотрудник кафедры «Психофизиологии человека»,

Кандидат биологических наук Сергей Евлампиевич Маневский

 

 

Санкт-Петербург

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Рабочая учебная программа дисциплины. 4

1.1. Цели и задачи курса. 4

1.2. Содержание дисциплины: 5

А. По видам учебных занятий. 5

Б. По темам и разделам. 6

В. По времени проведения курса. 7

Г. Текст лекций (Приложение 2). 7

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 7

1.3.1. Список литературы: 7

1.3.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 8

1.3.3. Активные методы обучения. 8

1.3.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 8

2. Методические указания преподавателю. 8

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы. 9

3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к экзамену. 10

4.Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. 11

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 11

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 11

Приложение 1. Вопросы промежуточного контроля. 12

Приложение 2. Конспект лекций к теоретической части курса.. 12

 




Рабочая учебная программа дисциплины.                                         

Цели и задачи курса.

 

    Курс «Теория и практика детской и подростковой психоаналитической терапии» является оригинальным. Логика построения курса соответствует с одной стороны, хронологии возникновения детского психоанализа, детской психотерапии, а с другой, развитию собственно самого терапевтического процесса.

     Тематика курса опирается и отражает не только, ставшие уже традиционными, психоаналитические концепции, но включает современные подходы в терапевтической работе с детьми разного возраста (английские школы объектных отношений и аналитической психологии, французская психоаналитическая школа). 

     В курсе рассматриваются многие аспекты терапевтического взаимодействия (ребенок-терапевт, семья-терапевт, ребенок-семья). По ходу анализа сложных динамических перестроек на всем протяжении онтогенеза особое внимание уделяется игровым аспектам в терапевтическом процессе. Рассматриваются психоаналитические подходы к работе с детьми при нарушениях социальных взаимодействий, в частности, аутистические расстройства.

     Курс предполагает теоретическую (лекционную) часть, семинарские занятия, разбор клинических случаев.

     Спектр технических психотерапевтических и психоаналитических приемов работы с детьми и подростками иллюстрируется многими примерами с использованием креативного материала: от аналитического консультирования родителей до специфических не директивных игровых подходов, таких как Sand Play Therapy.

     В курсе используется современная оригинальная литература (монографии, периодические издания), а также демонстрация видеоматериалов.

     Курс ориентирован на углубление теоретической подготовки и повышение практической квалификации в области психоаналитической терапии детей и подростков.

 

Материал курса имеет межпредметные связи с такими дисциплинами, как

- психофизиология

- физиология ВНД и сенсорных систем

- возрастная психология

 

Из ТСО при проведении занятий используются раздаточный наглядный материал, видеофильмы, фотоматериалы, материалы из специальной периодической печати.

Помимо лекционных занятий предусмотрены семинарские занятия; публичное представление лучших рефератов в конце курса.

Для лучшего усвоения студентами материала используются такой инновационный подход, как моделирование психотерапевтической ситуации с ее анализом и обсуждением.

Самостоятельная работа студентов представляет собой домашние задания по отдельным разделам курса; тестовые задания по отдельным разделам курса; подготовку реферата на тему, избранную студентом и согласованную с преподавателем.


1.2. Содержание дисциплины:


А. По видам учебных занятий.

 

 

 

 

 

 

Наименование раздело и тем

 

Всего часов

Аудиторные занятия,

в том числе:

 

Самостоятель-ная работа

Лекции Семинарские и практические занятия
1   Введение. Классики детского психоанализа и психодинамического направления в терапии детей.     14   10       4
2   Специфика детского психоанализа и психодинамической терапии детей и подростков: сравнительные аспекты.   10   6         4  
3 Предварительное интервью. Беседа с родителями. Начало терапии.   6   4       2  
4 Подтверждение и укрепление контракта и рабочего альянса. Сопротивление.   10   4       6  
5 Особенности динамики пси-хотерапевтического процесса у детей. Фантазии и реаль-ность. Центральная роль игры.   18   8   2   8  
6   Пространство терапии и рамочные условия. 6 4   2
7   Перенос и контрперенос в терапии и в контексте внешнего окружения. Обзор основных типов.   14   6   2     6
8 Защитные реакции и защитные механизмы в терапии. Происхождение, формирование, эволюция и предназначение.   10   6   2   2
9 Интерпретации: формы и виды. 8 4   4
10 Теория и практика Игровой Песочной Терапии. Исторические корни и теоретические основания.   26   12     10   4  
  Всего:   120 64 16 40

Б. По темам и разделам.

 

1. Введение. Классики детского психоанализа и психодинамического направления в терапии детей. Обсуждение вклада М. Кляйн, А. Фрейд, М. Фодэма, Д. Винникотта, Э. Эриксона, Р. Спица, М. Малер, Д. Штерна, Дж. Боулби в развитие психоаналитического подхода при работе с детьми.

 

2. Специфика детского психоанализа и психодинамической терапии детей и подростков: сравнительные аспекты. Рассматриваются ключевые позиции психотерапевтической (аналитической) работы с детьми в сравнении со взрослыми пациентами. Рассматриваются формы и адекватность терапевтических вмешательств.

 

3. Предварительное интервью. Цели интервью, варианты и особенности в детской психотерапии, продолжительность и объем. Анамнез ребенка. Семейный анамнез, особенности отношений в семье. Диагностика. Алгоритм диагностического обследования ребенка. Предварительное определение типа психической организации. Оценка и интеграция данных на основании жалоб, анамнеза, наблюдения. Оценка и использование сведений тестового контроля.

 

4. Подтверждение и укрепление контракта и рабочего альянса. Первичная тревожность ее фокус, распознавание и попытки преодоления. Соотношение внутренних границ, безопасности и свободы действий. Инструментарий терапии. Возраст ребенка и характер терапии. Мотивации и степень вовлеченности в терапевтический процесс родительских фигур.

5. Особенности динамики психотерапевтического процесса у детей. Фантазии, игра, реальность. Природа и функция фантазии, и ее роль в психическом развитии ребенка. Описание игрового взаимодействия в онтогенезе как развития и усложнения «потенциального пространства». Внутреннее и внешнее пространство ребенка. Видоизменения игры и отыгрывания.

 

6. Сеттинг внешний и внутренний. Временные рамки и пространственные параметры терапии.

 

 7. Перенос и контрперенос в терапии и в контексте внешнего окружения. Обзор основных типов. Использование аналитиком собственной психики: от первых эмоциональных откликов в ходе интервью и диагностики, до устойчивых и регулярных в ходе терапии. Клиническое значение, возможности разграничения и опасности смешения понятий.

 

8.     Защитные реакции и защитные механизмы в терапии. Происхождение, формирование, эволюция и предназначение. Классификация. Клинические проявления, связь с сопротивлением и терапевтические возможности. Патологические защиты у младенцев, переживающих сильную или длительную депривацию. Подверженность нарушению взаимоотношениям привязанности, пути и способы психотерапевтического вмешательства. Сопротивления и преимущественные защитные механизмы, их влияние на внутренние психические структуры, поведение и характер психотерапевтических взаимодействий.

 

9. Терапевтическое воздействие общих вербализаций терапевта. Вопросы. Информационные утверждения. Интерпретация и разрешение проблем. Модели интерпретативного процесса.

 

10. Теория и практика Игровой Песочной Терапии (Sand Play Therapy). Исторические корни и теоретические основания. Сферы применения (возрастные группы, характер патологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: