За основу этого опросника был принят опросник Курта Левина, который рассматривает влияние на человека его прошлого опыта, так и планов на будущее, которые затрагивают настоящее поведение человека. Временная перспектива по Левину это «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время». Как мы воспринимаем наше прошлое, влияет на наши решения и действия в настоящем; а также и то, как мы воспринимаем наше будущее, каким мы его видим, как его планируем (если планируем), также влияет на процесс принятия решений в данный момент (в настоящем).
В форме субъекта и объекта его двойственности В. М. Бехтерев (крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог), видел активность личности. Он утверждал следующее; с одной стороны, ответственность и активность личности, а с другой — снимал с нее ответственность за преступления. Он считал, что бесчеловечное общество так или иначе вынуждает человека на совершение преступления.
|
|
Личностный план рассматривается сточки зрения опредмечивания, сущность его сил в продуктах его произведения, в созидании общественных отношений. С другой стороны личностный план, это реакция на социальные стимулы (Нормы ожидания предписания).
Если деятельность человека имеет направленность на создание продукта, то его поведение — утверждение, отстаивание ее жизненных целей, преодоление препятствий на пути к ним. В таком случае борьба будет лидирующим мотивом в поведении. Исход которой будет включать победа и триумф, или же неудача, поражение, крах личности. В формировании характера эти исходы очень важны и играют важную роль.
Поведение имеет, мотивационные эффекты, связанные с тенденциями личности. Деятельность его изменяет субъективные свойства (оперативные) связанные с потенциалом субъекта. «Когда заинтересовала именно личность и ее структура, можно считать поведение человека в обществе родовой характеристикой, по отношению к которой все виды деятельности (например, профессиональо-трудовая) имеют частное значение».Когда же речь заходит о субъекте, его родовая деятельность становится презентующей характеристикой. Следуя логике Б.Г.Ананьева, можно расценить один и тот же феномен социальной активности, как деятельность и поведение. Ананьев считал, что следует говорить не только о правомерных поступках но и о трудовых действиях, которые становятся вехами биографии и ее поворотными моментами в судьбе; таковыми являются, спортивные и трудовые рекорды, величайшие сыгранные роли, картины и книги, научные достижения, взятыепо отношению к личности, к его статусу в обществе и самосознания. После совершения революционного открытия, спортивного достижения, исполнения важной сценической роли, написания книги или картины человек возвышается и поднимается на новую ступень в глазах окружения, а так же в собственном мнении. Обобщение этих произведений, оформляют потенциал личности, который он накопил, и переводят человека в новую для него фазу - фазу жизненного пути. В следствии такого трудового поступка может измениться вся жизнь человек, а поэтому он — неотъемлемое биографическое событие.
|
|
Разработанное понятия поведения Б. Г.Ананьевым, позволяет более глубоко и дифференцированно представить и раскрыть природу активности человека, и не делать попыток к сведению его деятельности только к предметной, ведь в формах поведения человека проявляется его активность. Взаимодействие может проявляться различных коммуникативных ситуациях и социально-исторических событиях, а так же при общении с другими людьми. Феномены Фрустрации, помощи, подвига, паники в терминах поведения, адекватно описываются. Взятые идеи Ананьева о социальном поведении личности и современные представление общей и социальной психологии хорошо взаимодействуют.
Характер- завершает систему личностных свойств, так же он является структурной интеграцией. Характеристики личности, такие как статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все, это определяющие ее мировоззрение, общественное поведение, жизненную направленностьосновные тенденции развития. Совокупность же данных свойств, это составляющая характера и представляет его как систему свойств личности, ее субъективных отношений к другим людям, обществу, деятельности, самой себе. Образ жизни человека постоянно реализуются в общественном поведении, за счет закрепления этих свойств.
Психологические исследования в сфере торговли.
Сфера обслуживания ставит разные задачи, решение которых связано с теми или иными особенностями работников предприятия. Так для того, чтобы осуществить одну из важных целей сферы обслуживания – это обеспечение наиболее удачного удовлетворения потребностей населения, необходимой и основной задачей является осуществление эффективного подбора кадров торгового предприятия. В сложившейся рыночной экономике, главной целью является повышение уровня продаж и главной целью каждого предпринимателя и торгового работника. Залог хорошей и сделки всецельно зависит от умений и навыков продавца. Выручка вданном случае может осуществляться не только путем сохранения доходов конкретных предприятий, но и связано с сохранением рабочих мест на этих предприятиях. Так же с этим связан уровень экономики в отдельно взятой стране, регионе.
Важными проф. качествами специалиста в сфере обслуживания (торговле) являются, его личностные компоненты в ходе выполнения определенной деятельности. Такими являются; наличие психологических аспектов взаимоотношений работника торговли и покупателя построенных на простейших манипуляциях. Уникальной особенностью профессиональной деятельности продавца является то, что в процессе своей работы он не столько манипулирует предметами, сколько создает взаимоотношения с людьми. Основным оценивающим продуктом труда является определенная ситуация, а именно совершение сделки, продажа товаров и услуг. От работника торговли требуется не только профессиональные знания, но навыки а также умение грамотно общаться, суметь наладить отношения с разными людьми, умение брать на себя ответственность, адекватно воспринимать ситуации успеха и неуспеха. Благодаря известной в отечественной психологии классификации профессий Е.А. Климова, можно выделить набор качеств, которые важны в работе представителей профессий типа: «Человек-человек»:
|
|
1) потребность в общении;
2) хорошее устойчивое настроение в процессе работы с людьми;
3)уметь понимать намерения, помыслы и настроения людей;
4) умение чувствовать психофизиологическое состояние людей;
5) оказывать влияние на других людей;
6)наличие речевых способностей;
7) уметь быстро разбираться во взаимоотношениях людей;
8) умение находить общий язык с разного рода людьми;
9) уметь устанавливать и поддерживать контакты в процессе работы;
10)уметь оказывать влияние на других людей;
11) умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность;
12) развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня;
Для того чтобы успешного справляться с задачами, профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей профессиональной области. Рассматривая профессию, связанную со сферой обслуживания, а именно профессию работников торговли, то предмет их обслуживания, здесь являются различные группы населения, и люди разных возрастов и категорий.
За теорией профессионального выбора американского исследователя Дж. Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигается положение, что выбор профессии зависит от того, какой тип личности сформировался. Например у торговых работников (продавцов) можно отнести как к предпринимательскому, так и к социальному типу. Когда работодатель берет на работу сотрудников торговли, руководители торговых предприятий, отталкиваются от потребности в определенных категориях специалистов, учитывая их личностные и профессиональные качества. Часто нанимая на работу продавцов, от них ожидают проявления таких качеств: как работа в команде – стремление эффективно работать в коллективе и помогать коллегам.Недовольство существующим положением дел отмечена стремлением к успеху, стремление к новому, установление высоких стандартов и сложных задач и постоянное их перевыполнение.
|
|
О. Апина и Н. Моисеенко (современные российские HR-специалисты) относили к идеальному профилю должности продавца;
Его коммуникативные навыки: умение слушать, эффективность взаимодействия, (межличностное понимание), умение гибко общаться, решать конфликты с клиентами. Разработанная ими модель компетенций требует личные качества продавца, такие как: дисциплинированность, исполнительность, ответственность, работоспособность, стрессоустойчивость/саморегуляция, готовность к изменениям/саморазвитию.
Т.М. Бабаевым выявлена особенность когнитивной и личностной сферы профессии продавца. В его исследовании продавцы были поделены на группы: успешных продавцов и менее успешных продавцов. Объёмы продаж и выручка были критериями их исследования. Они получили следующую психологическую характеристику. Успешные продавцы знают предмет своей деятельности, т.е. всесторонне компетентны в ней, так же замечено качество располагать к себе людей, вызывать у них доверие, способны к быстрому установлению контактов, вести деловую беседу, переговоры. Также имудается ясно и убедительно говорить, речь отличается живостью и конкретностью, они четко понимают поставленную цель. Когда личные цели совпадают с целями организации, где они работают, то такое совпадение приводит к успеху в профессиональной деятельности взятой группы испытуемых. У этих продавцов отмечена контактностью, умением работать с людьми и приносить прибыль фирме, благодаря их настойчивости и общительности, понятна глубокое понимание своей деятельности и маневренность. Они способны к быстродействию в условиях ограниченного времени, так же уравновешенны, в конфликтных ситуациях у них присутствует самообладание. Процесс продажи для них является творческим процессом. Именно благодаря таким одаренным талантам, обычно и рождаются новые методы, а также способы работы с клиентами. Эти продавцы способны учитывать возраст покупателя, его внешность, догадываться о возможной профессии и знают, как правильно и эффективно показать. Показать - все равно, что наполовину продать. Также замечено их качество делать упор на постоянный личный рост, использовать сильные эмоции в процедуре продажи. Они умело убеждают с помощью эффективного использования телодвижений, Изменяя силу воздействия на клиента и овладевая при этом разными невербальными средствами, которые применяются в процессе продажи, они сумели вовремя преподнести товар или услуги. Профессионализм этих продавцов заключается в том чтобы пропустить покупателя через все этапы продажи. Благодаря этому успешные продавцы, как правило, имеют большой объем продаж и выручку.
У менее успешных продавцов было отмечено то, что они недостаточно хорошо знают предмет своей деятельности, т.е. слабо осведомлены о своей профессиональной деятельности. Недостаточно хорошо располагают к себе клиентов, с трудом умеют устанавливать контакт с новыми покупателями, не вызывают у них доверия, слабо ведут деловую беседу и переговоры. Они мало уделают внимание интересам покупателей и не в состоянии организовать для них доброжелательную встречу. Не сообщают достаточно полезной информации для клиента и не имеют необходимой контактности, часто не общительны и не особо настойчивы. В состоянии утомления за таким продавцами можно наблюдать агрессию. На основной сути работы они не сосредоточены, они плохо переносят провалы и полосу невезения, по этой причине не могут заранее предотвратить неудачи. Они не знают какой товар предложить покупателю и часто теряются, также было отмечено, что они не обладают достаточной способностью управлять собой , поступками, эмоциями и поведением. Не могут по долгу работать на одном месте и в результате всего этого, они имеют небольшой объем продаж и малую выручку.
Осуществляя психологический анализ деятельности продавца Е.С. Романова, составил профессиограммы этой наиболее популярной профессии. Им были выделены следующие качества, а также способности, которые обеспечивают и влияют на эффективность выполнения деятельности продавца и то что препятствует его эффективности:
1. Личностные качества, склонности и интересы: общительность; самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением); выдержка; терпение; снисходительность; ровное и спокойное отношение к людям; эмоциональная устойчивость; расторопность; оперативность; ответственность; внимательность; честность; доброжелательность; умение убеждать; наблюдательность.
2. Способности: грамотная, краткая, выразительная, понятная речь; хорошая память; активность; хорошее развитое обоняние/тактильная чувствительность/зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина); хороший глазомер; развитое воображение; большой объем, концентрация, переключение и распределение внимания; артистичность; выдержка.
3. Качества, которые препятствуют эффективной профессиональной деятельности: нечеткая речь; плохая память (заикание и т.д.); нерасторопность; медлительность; грубость. Эффективность труда чаще рассматривается как комплексная характеристика профессиональной деятельности, выраженная в ее количественнокачественных показателях, а также детерминированная интегральными свойствами человека как личности, которая обеспечивает достижение достаточно высокого социально значимого результата и получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества. Близкие понятия – результативность, успешность, продуктивность, оптимальность, рациональность.
Особое место проблема эффективности профессиональной деятельности продавца приобрела в такой науке как психология труда, психологии профессионализма и акмеологии. Наукой был накоплен не малый обьем материала к изучению эффективности и различным подходам к нему.Принципы, по которым выявляют закономерности, а также поиск психологических факторов, которые повышают эффективность профессиональной деятельности руководителей и специалистов, является ведущим в работах отечественных исследователей.
По утверждениям М.А. Дмитриевой на качество труда влияет то, что человек может (мотивация), желает (задатки, способности), знает (знания, умения, навыки) и успевает (рабочее состояние).
Н.С. Пряжниковым были определены следующие факторы сопутствующие эффективнго выполнения деятельности:
1) объективные факторы (организация рабочего места и деятельности);
2) субъективные (уровень подготовленности); профессионально-важные качества; (мотивация); санитарно-гигиенические; психофизиологические; эстетические и социально психологические факторы.
В.А. Бодров отметил ряд других качеств
а) групповые (объектные) факторы: средства деятельности, условия, содержание, организация, критерии оценки и методы субъекта деятельности. б) индивидуальные (субъектные): проф.качества, психологические, физиологические и физические особенности, морально нравственные качества.
Эффективность может иметь свою систему и критерий показателей. Анализ литературы в ходе исследований показал, что критерии и показатели профессионализма и эффективности можно рассматривать как общие.
Н.В. Кузьминой был рассмотрен профессионализм деятельности личности
Ее диссертационная работа показала, что эффективность профессиональной деятельности была определена как комплексная характеристика, выраженная в количественно-качественных показателях, и обеспечивает достижение высокого социально значимого результата, получение продуктов труда (духовных материальных), которые соответствуют требованиям общества, а также учитывает затраты психофизиологические и временные. Детерминанты индивидуального и группового развития являются лидирующими в эффективности оценки профессиональной деятельности торговых работников. Психологическими особенностями являются в первую очередь коммуникативная насыщенность процесса деятельности, адаптивность торгового работника влияние в группе торговых работников наэффективность профессиональной деятельности, стрессоустойчивость, владение навыкам выходить из конфликтных ситуаций, учитывать необходимость соблюдения баланса интересов организации в получении прибыли и учет интересов покупателя.
Общая классификация критериев эффективности была предложена заслуженным деятеле науки В.В. Назаренко. Их эффективность оценивается показателями деятельности торговых работников двумя группами критериев.
1)Объективные (экономические) критерии: качество, производительность, надежность, ритмичность, оптимальность, мобильность, слаженность в работе.
2)Субъективные (психологические) критерии: работоспособность, удовлетворенность работой, мотивированность, напряженность, компетентность, целенаправленность, умение выстраивать отношения.
При обработке результатов было выяснено, что у торговых работников являются высокий уровень общительности, высокая вербальная культура, личная мотивированность на достижение, высокий уровень развития мнемических процессов, развитые социально-перцептивные способности (умение правильно оценить людей, высокие общие интеллектуальные способности, выявить их сильные и слабые стороны), любовь к труду, коммуникативная компетентность (умение слушать других и учитывать их мнение), дипломатичность, конформность, быстрая и правильная вербализация своих мыслей. Эти качества важны для успешной и эффективной деятельности торговых работников.
Факторы низкой эффективности деятельности торговых работников включает индивидуальную психологическую детерминанту. К ним можно отнести эмоциональную неустойчивость, прямолинейность, отсутствие чувства такта психическое нездоровье, нетерпимость к людям,,неуравновешенность, эгоистичность, низкие общие умственные способности, недостаточная профессиональная компетентность, склонность к доминированию в коллективе и над покупателями.
Высокие общие умственные способности, дипломатичность, зависимость, комфортность, являются факторами эффективности профессиональной деятельности торговых работников, входящими в индивидуально-психологическую детерминанту. Их интегральность состоит в непосредственном и одновременном влиянии на эффективность и опосредованном, через детерминанту группового воздействия (сплоченность, социометрический статус).
Эффективный работник по мнению Н. В. Гришиной должен опираться в своей работе на концепцию «помогающих отношений», которые разработали (К.Роджерс, Е.П.Кораблина, А.Ф.Бондаренко), и реализовывая тем самым клиент-центрированиый подход. Это тем самым повышает уровень требований к кандидатам при отборе его на должность продавца. Наряду с трудовым стажем, опытом работы, знаниями и умениями, продавцу как работнику торговли необходимо владеть набором психологических особенностей, которые могут отчасти определять его эффективность или неэффективность как субъекта профессиональной деятельности.
Вывод по 1 главе
Обобщая выводы ученых и исследователей, которые изучали смысложизненные ориентации, можно сделать вывод, что это актуальная тема, как для работников торговли, так и для исследователей. Интерес носит прежде всего научный характер и берет начало в психологической среде.
Учеными с разных сторон рассматривалась проблематика смысла жизни. Ей занимались, как отечественные так и зарубежные ученые. В их основе всегда было изучение ценностной и смысложизненой ориентации, разными подходами и методами. Исторически первыми подходом была философская концепция, позже она сменилась психологическим и научным методом.
Работники торговли самое уязвимое звено в этом плане т.к. они больше всех подвержены эмоциональному выгоранию стрессам и психическим нагрузкам. Особый интерес представляет их смысложизненные ориентации и ее взаимосвязь с временной перспективой. Чему посвятить свое время? Меняется ли смысложизненые ориентации с течением времени у представителей и работников торговли? Этот интерес затрагивает актуальную для современных работодателей проблемы оптимизации, методов поощрения, и ключами подхода к персоналу.
Не стоит упускать из виду направленность их деятельности в контексте временных этапов прошлое настоящее и будущее. Максимально ли проявлена их жизнь? Стоит ли посвящать свою жизнь карьере и профессиональному развитию? Этот вопрос интересен, как для исследователей, так и для фирм где трудятся работники торговли.
Особенностью изучения смысложизненных и временных перспектив является возможность увидеть эту взаимосвязь на разных этапах жизненного пути. Стоит ли выделять работников торговли в отдельную категорию для изучения их особенностей? На сегодняшнем рынке самой востребованной профессией является менеджеры, а торговля важный компонент экономических отношений между людьми.