Опросник Зимбардо по временной перспективе

За основу этого опросника  был принят опросник Курта Левина, который  рассматривает влияние на человека его  прошлого опыта, так и планов на будущее,   которые затрагивают настоящее поведение человека. Временная перспектива по Левину это  «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время». Как мы воспринимаем наше прошлое, влияет на наши решения и действия в настоящем; а также и то, как мы воспринимаем наше будущее, каким мы его видим, как его планируем (если планируем), также влияет на процесс принятия решений в данный момент (в настоящем).

В форме субъекта и объекта  его двойственности В. М. Бехтерев (крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог),  видел активность  личности. Он  утверждал следующее;  с одной стороны, ответственность и активность личности, а с другой — снимал с нее ответственность за преступления. Он считал, что бесчеловечное общество так или иначе вынуждает   человека на совершение преступления.

Личностный план рассматривается  сточки зрения опредмечивания,  сущность его сил  в продуктах его произведения,  в   созидании общественных отношений.  С   другой стороны  личностный план,   это  реакция на социальные стимулы (Нормы ожидания предписания).

Если деятельность человека имеет направленность на создание продукта, то его  поведение — утверждение, отстаивание  ее жизненных целей, преодоление препятствий на пути к ним. В таком случае борьба будет лидирующим мотивом в поведении. Исход которой будет включать победа и  триумф, или  же неудача, поражение, крах  личности. В формировании характера эти исходы очень важны и  играют важную роль.

Поведение имеет, мотивационные эффекты, связанные с тенденциями личности. Деятельность  его изменяет субъективные свойства (оперативные) связанные с потенциалом субъекта.  «Когда заинтересовала  именно личность и ее структура, можно считать поведение человека в обществе родовой характеристикой, по отношению к которой все виды деятельности (например, профессиональо-трудовая) имеют частное значение».Когда же речь заходит о субъекте, его родовая деятельность становится презентующей характеристикой. Следуя логике Б.Г.Ананьева, можно расценить один и тот же феномен социальной активности,   как деятельность и  поведение. Ананьев считал, что следует говорить не только о правомерных  поступках но и о трудовых действиях,  которые становятся вехами биографии и  ее поворотными моментами в судьбе; таковыми являются, спортивные и трудовые рекорды, величайшие сыгранные роли, картины и книги, научные достижения, взятыепо отношению к личности, к его статусу в обществе и самосознания. После совершения революционного  открытия, спортивного достижения, исполнения важной сценической роли, написания книги или  картины человек возвышается и поднимается  на новую ступень в глазах окружения,   а так же в собственном  мнении. Обобщение этих произведений, оформляют  потенциал личности,  который он накопил,  и переводят человека в новую для него фазу -  фазу жизненного пути. В следствии такого трудового поступка может измениться вся жизнь человек, а поэтому он — неотъемлемое биографическое событие.

Разработанное  понятия поведения Б. Г.Ананьевым,  позволяет более глубоко и дифференцированно  представить и раскрыть  природу активности человека,  и  не делать попыток  к сведению  его деятельности только   к предметной, ведь в  формах поведения человека проявляется его  активность. Взаимодействие может проявляться  различных  коммуникативных ситуациях и социально-исторических событиях, а так же  при общении  с другими людьми. Феномены Фрустрации, помощи,  подвига, паники  в  терминах поведения,  адекватно описываются. Взятые идеи  Ананьева о социальном поведении личности и  современные  представление общей и социальной психологии хорошо взаимодействуют.

Характер- завершает систему личностных свойств, так же он является структурной интеграцией.  Характеристики личности,  такие как  статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все, это  определяющие ее мировоззрение, общественное поведение, жизненную направленностьосновные тенденции развития.  Совокупность же  данных  свойств, это составляющая  характера и представляет его  как систему свойств личности, ее субъективных отношений к другим людям, обществу, деятельности, самой себе. Образ жизни человека постоянно реализуются в общественном поведении, за счет закрепления этих свойств.  

         Психологические исследования в сфере торговли.

Сфера обслуживания ставит разные  задачи, решение которых  связано с теми или иными особенностями работников предприятия. Так для того, чтобы осуществить одну из важных целей сферы обслуживания – это обеспечение наиболее удачного удовлетворения  потребностей населения, необходимой  и основной задачей является  осуществление  эффективного подбора кадров торгового предприятия. В сложившейся рыночной экономике,  главной целью является повышение уровня продаж  и главной целью каждого предпринимателя и  торгового работника. Залог хорошей и сделки всецельно зависит от умений  и навыков продавца. Выручка   вданном случае  может осуществляться  не только путем  сохранения доходов конкретных предприятий, но и связано с  сохранением рабочих мест на этих предприятиях. Так же с этим связан  уровень экономики  в отдельно взятой стране, регионе.  

Важными проф. качествами специалиста в сфере обслуживания (торговле) являются,  его личностные компоненты  в ходе выполнения определенной деятельности. Такими  являются;   наличие  психологических аспектов взаимоотношений работника торговли и покупателя построенных на простейших манипуляциях. Уникальной  особенностью профессиональной деятельности  продавца является то, что в процессе своей работы он  не столько манипулирует предметами, сколько создает взаимоотношения с людьми. Основным  оценивающим продуктом труда является определенная ситуация, а именно  совершение сделки, продажа товаров и услуг. От работника торговли требуется не только профессиональные знания, но навыки а также  умение грамотно общаться, суметь наладить отношения с разными людьми, умение брать на себя ответственность, адекватно воспринимать ситуации успеха и  неуспеха. Благодаря известной  в отечественной психологии  классификации профессий Е.А. Климова, можно выделить набор качеств, которые важны в работе представителей профессий типа: «Человек-человек»:

1) потребность в общении;

2) хорошее устойчивое  настроение в процессе работы с людьми;

3)уметь понимать намерения, помыслы и настроения людей;

4) умение чувствовать  психофизиологическое состояние людей;

5) оказывать влияние на других людей;

6)наличие речевых способностей;

7) уметь  быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

8) умение находить общий язык с разного рода людьми;

9) уметь устанавливать и поддерживать контакты в процессе работы;

10)уметь оказывать влияние на других людей;

11)  умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность;

12) развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня;

Для того чтобы успешного справляться с задачами, профессиям этого типа нужно научиться   устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей профессиональной области. Рассматривая  профессию, связанную со сферой обслуживания,  а именно профессию работников торговли, то предмет их обслуживания, здесь являются различные группы населения, и люди разных возрастов и категорий.

За теорией профессионального выбора американского исследователя Дж. Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигается положение, что выбор профессии  зависит от того, какой тип личности сформировался.  Например у торговых работников (продавцов) можно отнести как к предпринимательскому, так и к социальному типу. Когда  работодатель  берет  на работу сотрудников торговли, руководители торговых предприятий, отталкиваются от потребности в определенных категориях специалистов, учитывая  их личностные  и профессиональные качества. Часто  нанимая на работу продавцов, от них ожидают проявления таких  качеств: как работа  в команде – стремление эффективно работать в коллективе и помогать коллегам.Недовольство  существующим положением дел отмечена стремлением к успеху, стремление к новому, установление высоких стандартов и сложных задач и постоянное их перевыполнение.

О. Апина и Н. Моисеенко (современные  российские  HR-специалисты) относили к идеальному профилю должности продавца;

 Его коммуникативные навыки: умение слушать, эффективность взаимодействия, (межличностное понимание), умение гибко общаться, решать конфликты с клиентами. Разработанная ими  модель компетенций требует личные качества продавца, такие как: дисциплинированность, исполнительность, ответственность, работоспособность, стрессоустойчивость/саморегуляция, готовность к изменениям/саморазвитию.

Т.М. Бабаевым выявлена особенность  когнитивной  и личностной сферы профессии продавца. В его исследовании  продавцы были поделены на группы: успешных продавцов и менее успешных продавцов. Объёмы продаж и выручка были критериями их исследования.  Они получили следующую психологическую характеристику. Успешные продавцы знают предмет своей деятельности, т.е. всесторонне компетентны  в ней, так же замечено качество  располагать к себе людей, вызывать у них доверие, способны к быстрому установлению контактов, вести деловую беседу, переговоры. Также имудается  ясно и убедительно говорить, речь отличается живостью и конкретностью,  они четко понимают поставленную цель. Когда  личные цели совпадают с целями организации, где они работают, то такое совпадение приводит к успеху в профессиональной деятельности взятой группы испытуемых.  У этих  продавцов отмечена  контактностью, умением работать с людьми и приносить прибыль фирме, благодаря их  настойчивости  и общительности,  понятна глубокое понимание своей деятельности и маневренность.  Они способны к быстродействию в условиях ограниченного времени,  так же уравновешенны, в конфликтных ситуациях у них  присутствует самообладание. Процесс продажи для них является  творческим процессом. Именно благодаря таким одаренным  талантам, обычно и рождаются новые методы, а также способы работы с клиентами. Эти  продавцы способны учитывать возраст покупателя,  его   внешность, догадываться о возможной профессии и знают, как  правильно и эффективно показать. Показать - все равно, что наполовину продать. Также замечено  их качество  делать упор на постоянный личный рост, использовать  сильные эмоции в процедуре продажи. Они умело убеждают  с  помощью эффективного использования телодвижений, Изменяя  силу воздействия на клиента  и  овладевая  при этом разными невербальными средствами, которые применяются в процессе продажи,  они  сумели  вовремя преподнести  товар или  услуги. Профессионализм этих продавцов  заключается в том чтобы пропустить покупателя через все этапы продажи. Благодаря  этому успешные продавцы, как правило, имеют большой объем продаж и выручку.

У менее   успешных продавцов было  отмечено  то,  что они недостаточно хорошо знают предмет своей  деятельности, т.е. слабо  осведомлены о своей профессиональной деятельности. Недостаточно  хорошо располагают к себе клиентов, с трудом  умеют устанавливать контакт с новыми покупателями, не вызывают у них доверия, слабо ведут деловую беседу и переговоры. Они мало уделают внимание интересам покупателей и  не в состоянии организовать для них доброжелательную встречу.  Не сообщают достаточно полезной информации для клиента и не имеют необходимой контактности,  часто не  общительны и  не особо настойчивы. В состоянии утомления за  таким продавцами можно наблюдать агрессию. На  основной сути работы они не  сосредоточены,   они  плохо переносят провалы и полосу невезения, по этой причине  не могут заранее предотвратить неудачи. Они не знают какой товар предложить покупателю и часто теряются, также было отмечено, что  они не обладают достаточной способностью управлять собой  , поступками, эмоциями и поведением. Не могут по долгу  работать на одном месте и в результате всего этого, они имеют  небольшой  объем продаж и малую выручку.

Осуществляя психологический анализ деятельности продавца  Е.С. Романова, составил   профессиограммы этой  наиболее популярной профессии. Им были выделены следующие  качества, а также способности, которые  обеспечивают и влияют на эффективность выполнения деятельности продавца и то что  препятствует его эффективности:

1. Личностные качества, склонности и интересы: общительность; самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением); выдержка; терпение; снисходительность; ровное и спокойное отношение к людям; эмоциональная устойчивость; расторопность; оперативность; ответственность; внимательность; честность;  доброжелательность; умение убеждать; наблюдательность.

2. Способности: грамотная, краткая, выразительная, понятная речь;  хорошая память;  активность; хорошее развитое обоняние/тактильная чувствительность/зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина); хороший глазомер; развитое воображение; большой объем, концентрация, переключение и распределение внимания; артистичность; выдержка.

3. Качества,  которые препятствуют эффективной профессиональной деятельности: нечеткая речь; плохая память (заикание и т.д.); нерасторопность; медлительность; грубость. Эффективность труда чаще рассматривается как комплексная характеристика профессиональной деятельности, выраженная в ее количественнокачественных показателях, а также детерминированная интегральными свойствами человека как личности,  которая обеспечивает достижение достаточно высокого социально значимого результата и получение продуктов труда (материальных, духовных), соответствующих требованиям общества. Близкие понятия – результативность, успешность,  продуктивность, оптимальность, рациональность.

Особое место проблема эффективности  профессиональной деятельности продавца приобрела в  такой науке как психология труда, психологии профессионализма и  акмеологии.  Наукой был  накоплен  не малый обьем материала   к изучению эффективности и различным подходам к нему.Принципы,  по которым  выявляют закономерности,  а также поиск  психологических факторов, которые повышают эффективность профессиональной деятельности руководителей и специалистов, является ведущим в работах отечественных исследователей.

По утверждениям М.А. Дмитриевой на качество труда влияет то, что человек может  (мотивация), желает (задатки, способности), знает (знания, умения, навыки) и успевает (рабочее состояние).

Н.С. Пряжниковым были  определены следующие факторы сопутствующие  эффективнго выполнения деятельности:

 1) объективные факторы (организация рабочего места и  деятельности);

 2) субъективные (уровень подготовленности); профессионально-важные качества;  (мотивация); санитарно-гигиенические; психофизиологические; эстетические и социально психологические факторы.

В.А. Бодров отметил ряд других качеств

а) групповые (объектные) факторы: средства деятельности, условия, содержание, организация, критерии оценки и методы субъекта деятельности. б) индивидуальные (субъектные): проф.качества, психологические, физиологические и физические особенности, морально нравственные качества.

Эффективность может иметь  свою систему и критерий показателей.  Анализ литературы  в ходе исследований показал, что критерии и показатели профессионализма и эффективности можно  рассматривать как общие.

Н.В. Кузьминой был рассмотрен   профессионализм деятельности  личности

Ее диссертационная работа показала, что эффективность профессиональной деятельности была  определена как комплексная характеристика, выраженная в количественно-качественных показателях,  и  обеспечивает достижение высокого  социально значимого результата, получение продуктов труда (духовных материальных), которые соответствуют требованиям общества,  а также  учитывает затраты психофизиологические и временные. Детерминанты индивидуального и группового развития  являются лидирующими в эффективности оценки профессиональной деятельности торговых работников. Психологическими особенностями  являются  в первую очередь коммуникативная насыщенность процесса деятельности,  адаптивность торгового работника влияние в группе торговых работников наэффективность профессиональной деятельности, стрессоустойчивость, владение навыкам выходить из конфликтных ситуаций, учитывать необходимость соблюдения баланса интересов организации в получении прибыли и учет  интересов покупателя.

Общая классификация критериев эффективности была предложена  заслуженным деятеле науки В.В. Назаренко. Их эффективность оценивается показателями деятельности торговых работников двумя группами критериев.

1)Объективные (экономические) критерии: качество,  производительность, надежность, ритмичность, оптимальность, мобильность, слаженность в работе.

2)Субъективные (психологические) критерии: работоспособность, удовлетворенность работой, мотивированность, напряженность, компетентность, целенаправленность, умение выстраивать отношения.

При обработке результатов  было выяснено,  что у торговых работников являются высокий уровень общительности, высокая вербальная культура, личная мотивированность на достижение, высокий уровень развития мнемических процессов, развитые социально-перцептивные способности (умение правильно оценить людей, высокие общие интеллектуальные способности,  выявить их сильные и слабые стороны), любовь к труду, коммуникативная компетентность (умение слушать других и учитывать их мнение), дипломатичность, конформность, быстрая и правильная вербализация своих мыслей. Эти  качества важны для успешной и  эффективной деятельности торговых работников.

Факторы низкой эффективности деятельности торговых работников включает индивидуальную психологическую детерминанту.  К  ним можно отнести эмоциональную неустойчивость, прямолинейность, отсутствие чувства такта психическое нездоровье, нетерпимость к людям,,неуравновешенность, эгоистичность, низкие общие умственные способности, недостаточная профессиональная компетентность, склонность к доминированию в коллективе и над покупателями.

Высокие общие умственные способности, дипломатичность, зависимость, комфортность, являются факторами эффективности профессиональной деятельности торговых работников, входящими в индивидуально-психологическую детерминанту. Их интегральность состоит в непосредственном и одновременном  влиянии на эффективность и опосредованном, через детерминанту группового воздействия (сплоченность, социометрический статус).

Эффективный  работник по мнению Н. В. Гришиной  должен опираться в своей работе на концепцию «помогающих отношений», которые разработали (К.Роджерс, Е.П.Кораблина, А.Ф.Бондаренко), и реализовывая тем самым  клиент-центрированиый подход. Это  тем самым повышает уровень требований к кандидатам при отборе его на должность продавца. Наряду с трудовым стажем, опытом работы, знаниями и умениями, продавцу как работнику торговли необходимо владеть набором психологических особенностей, которые могут отчасти определять его эффективность или неэффективность как субъекта профессиональной деятельности.

 

 

                                         

                                   

                                          Вывод по 1 главе

Обобщая выводы ученых и исследователей, которые изучали смысложизненные ориентации, можно сделать вывод, что это актуальная тема, как для работников торговли, так и для исследователей. Интерес носит прежде всего научный характер и берет начало в психологической среде.   

Учеными с разных сторон рассматривалась проблематика смысла жизни. Ей занимались, как отечественные так и зарубежные ученые. В их основе всегда было изучение ценностной и смысложизненой ориентации, разными подходами и методами. Исторически первыми подходом была философская концепция, позже она сменилась психологическим и научным методом.

 Работники торговли самое уязвимое звено в этом плане т.к. они больше всех подвержены эмоциональному выгоранию стрессам и психическим нагрузкам. Особый интерес представляет их смысложизненные ориентации и ее взаимосвязь с временной перспективой. Чему посвятить свое время? Меняется ли смысложизненые ориентации с течением времени у представителей и работников торговли? Этот интерес затрагивает актуальную для современных работодателей проблемы оптимизации, методов поощрения, и ключами подхода к персоналу.

Не стоит упускать из виду направленность их деятельности в контексте временных этапов прошлое настоящее и будущее. Максимально ли проявлена их жизнь? Стоит ли посвящать свою жизнь карьере и профессиональному развитию? Этот вопрос интересен, как для исследователей, так и для фирм где трудятся работники торговли.

Особенностью изучения смысложизненных и временных перспектив является возможность увидеть эту взаимосвязь на разных этапах жизненного пути. Стоит ли выделять работников торговли в отдельную категорию для изучения их особенностей? На сегодняшнем рынке самой востребованной профессией является менеджеры, а торговля важный компонент экономических отношений между людьми.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: