Связь характера с темпераментом

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека

Соотношение характера и темперамента меняется отождествления до противопоставления. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:
1. отождествление темперамента и характера
2. противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений
3. признание темперамента элементом характера
4. признание темперамента основной природой характера

Точка зрения 1: Темперамент = Характер

Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы. Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов (см. например «Структурная теория черт», Р. Кеттел).

Точка зрения 2: Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Характер же формируется под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать. Т.е. Х-р есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Такую точку зрения можно найти у авторов: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев.

 

Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной (врожденной) особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой здесь понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.
Характер же, напротив, находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение«. Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

 








Проблема социальной обусловленности психики.

НЕМОВ: Ответ начать с того, что существуют две разные точки зрения относительного того чем обсуловлена пихические явления или каковы их причины: биологическая и социальная. Согласно биологической точки зрения психические являения зависят от устройства и работы организма. Согласно социальной теории обусловленности психики они определяются социально-культурными процессами, которые происходят в обществе. Обе точки зрения имеют право на существование. Например, темперамент человека является биологически обусловленным, характер человека, система его ценностей, мораль, всё, что касается личности – социально обсуловлено.

Далее более подробно раскрыть или описать те социальные условия или факторы, которые влияют на психику человека. Начать с культурно-исторической теории происхождения развития высших психических функций Выготского, который показал, что даже познавательные процессы человека, когда они проявляются на высшем уровне как высшие психические функции, являются социально обусловленными. Их социальная обусловленность объясняется тем, что они тесным образом связаны с речью и являются опосрдествованными. Социально обусловленными являются черты характера человека, поскольку они формируются и развиваются в завимости от условий жизни людей. Социально обсуловленны способности, т.к. они формируются и развиваются на базе задатков природных, но под влиянием обучения и воспитания. Социально обусловленными являются черты характера и т.д.

            Вопрос: Проблема социальной обусловленности психики?

Ответ: Под социальной обусловленности психики человека понимается зависимость человеческой психики от общества в котором он рождается, живет и развивается. Общество накладывает определенный отпечаток на человека и формирует его психику. Это социальная обусловленность психики человека. Но гипотезы или теории социальной обусловленности психики противостоят в психологии гипотезе о природной обусловленности человеческой психики. В этой гипотезе предполагаю, что особенности психики человека зависят не от общества в котором он живет, а от генотипа, от наследственности, от устройства работы организма. И в психологии давно существуют дискуссии о том, чем же на самом деле обусловлены особенности человеческой психики, природой, наследственность или социальной средой. Эта проблем не имеет однозначного решения. Потому что есть некоторые особенности психики человека обусловленные наследственностью, например, темперамент человека, возможно задатки к развитию некоторых способностей, например, общие интеллектуальные способности. И есть доказательства того, что другие психические свойства человека имеют социальную обусловленность. Например, характер человека, его система ценностей, его моральные качества и так далее. Под проблемой социальной обусловленности понимается принципиально правильные решения вопроса о том, в какой мере психологические свойства человека и характерные особенности поведения действительно социально обусловлены. Эта проблема может по разному решаться в психологии, например, в дифференциальной психологии она решается с помощью метода близнецов, его суть в том, что берутся пары близнецов с одинаково и разной наследственностью, гомозиготные и гетерозиготные. И сравниваются эти пары близнецов между собой по тем или иным психологическим свойствам. Если оказывается, что изучаемые или интересующие психолога свойства одинаково выражены и эта одинаковость продолжает сохраняться на протяжении многих лет, то делается вывод в пользу генетической обусловленности. Если между парами гомозиготных и гетерозиготных близнецов наблюдаются существенные различия, то опять же делается вывод в пользу социальной обусловленности свойств психологических качеств, потому что природой обуславливается в процессе жизни человека под влиянием социальной среды не меняется. Ну и наконец если мы сравниваем гомозиготных и гетерозиготных близнецов и не обнаруживаем различий между изучаемыми психологическими качествами, то это значит, что речь идет о свойствах, которые генетически обусловлены. Так как в данном случае среда не оказала сильного влияния на психологические особенности, и они остались схожими. Вот в чем заключается проблема социальной обусловленности психики и примерно так и следует отвечать.

---


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: