Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп.
Социальная психология – достаточно сложная и многопрофильная отрасль психологической науки. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей в социуме: социальное общение и взаимоотношения людей в обществе, психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы, конфликты и общественные настроения. Социально-психологические знания нужны любому человеку, поскольку каждый общается, взаимодействует с другими людьми, сталкивается с межличностными проблемами.
Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:
• психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;
• проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;
|
|
• психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
• психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.
В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся:
– личность в группе (системе отношений);
– взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);
– малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);
– взаимодействие в системе "личность – группа" (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);
– взаимодействие в системе "группа – группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);
– большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).
Задачи состоят в изучении такие феноменов как:
1) Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
2) Массовые психические явления.
3) Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
4) Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей;
|
|
5) усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации);
6) исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Социальная психология призвана заниматься вопросами, волнующими конкретное сообщество. В одних частях нашей планеты наиболее актуальны проблемы межрасовых отношений, дискриминации женщин. В других – вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации труда, экологического сознания, изменения института семьи и брака и т.д. Изучая личность, социальная психология одновременно учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая общественные явления, она помогает попять чувства, ценности, мотивы, стоящих за ними реальных людей.
Вербальное и невербальное общение.
НЕМОВ: дать определение коммуникации/общению.
Раскрыть вебальное и невербальное общение.
В невербальной говорить о мимике и жестах, пантомимике, как средсве общения, о паралингвистических компонентах, языке телодвижений. Есть понятие социальной дистанции (расстояние на котором люди общаются друг с другом), что это может означать.
---
Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.