Общие методические указания

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания и контрольные

задания для обучающихся заочной формы обучения

по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания среднего профессионального образования (по программе базовой подготовки)

 

Великий Новгород 2016

 

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания

 

Разработчики:

Иванова Н.Ф. преподаватель истории и обществознания НТТТ 

Садыкина Е.В., методист ресурсного центра НТТТ

 

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Основы философии» для обучающихся заочной формы обучения по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания  

 С. 19

 

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

Дисциплина «Основы философии» носит общий методологический характер и включает в себя темы по теории мировой философии. Содержание тем определяется требованиями ФГОС по специальностям СПО.

Контрольная работа при заочной форме обучения является средством контроля самостоятельного освоения обучающимся дисциплины, его полноты, глубины и качества. Подбор материала, его структурирование и изложение в целом отражает, насколько уровень самостоятельной подготовки обучающегося соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО к результатам освоения дисциплины.

Целями и задачами дисциплины являются: формирование научно-методических, социально-педагогических навыков при работе с подрастающим поколением. Кроме данных функций знания философии позволяют не только воспитывать, но и воспитываться самому. Кроме того, изучение философии позволит, изучающему данную дисциплину, приобщиться к большому пласту человеческой мудрости, позволит лучше разбираться в культурно- просветительской деятельности, с большим пониманием исследовать культурное своеобразие различных народов на различных этапах исторического развития.

 Одной из главных целей и задач, является формирование собственного мировоззрения, которые по своей структурной сложности, позволит, изучающему философию, ориентироваться многочисленных направлениях, течениях и учениях.

Изучение философии предполагает:

· ознакомление с историей развития философского знания;

· умение осуществлять научную деятельность, начиная от осознания проблемы и заканчивая, получением искомого результата;

· владение основными навыками реферативной работы, умение применять, полученные знания, при реализации учебно-научной деятельности;

· понимание тенденции и основных направлений развития науки и техники, основных экологических проблем современной цивилизации;

· умение оказывать помощь учащимся в самопознании, формировании собственного мировоззрения.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта по философии студент должен иметь представления и знать следующие категории, понятия и темы:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенствовании человека в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность мышления, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Вопросы для самоконтроля.

1. Истоки философии. Мировоззрение и его типы. Философия и мировоззрение.

2. Предмет и объект философского познания. Структура философского знания. Социально-культурные функции философии, и ее личностный смысл.

3. Основные тенденции развития античной философии, ее периодизация. Проблема первоначала в ранней греческой философии (Милетская школа, Элейская школа, Гераклит, Пифагор).

4. Атомистика Демокрита и Эпикура, их воззрения на человека и общество.

5. Жизненный путь и философия Сократа. Объективный идеализм Платона. Учение о познании. Концепция идеального государства.

6. Философские воззрения Аристотеля.

7. Этика стоиков и философия киников.

8. Неоплатонизм, его характерные особенности.

9. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий: номинализм и реализм. Теоцентризм.

10. Проблема разума и веры в учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

11. Гуманистическая философия Возрождения: Н.Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм.

12. Философия Нового времени: проблема метода научного познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт).

13. Пантеистическая философия Б.Спинозы.

14. Проблема субстанции в философии Г.В.Лейбница. Монадология.

15. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Д.Дидро и Ж.Руссо.

16. Немецкая классическая философия: И.Кант. Учение о познании и морали. Агностицизм.

17. Диалектический идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Учение об Абсолютном духе.

18. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

19. Философия марксизма.

20. Основные идеи русских философов кон.XIX-нач.XX в.

21. Основные направления современной западной философии вт. пол. XIX-нач.XX в.

22. Категория “бытие” в философии. Эволюция философских воззрений на бытие. Монизм и плюрализм. Основные формы бытия.

23. Категория “субстанция”, ее атрибуты. Материализм и идеализм как основные подходы к решению проблемы субстанции.

24. Понятие материи. Возникновение и развитие философских представлений о материи. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.

25. Пространство и время как философские категории. Концепции пространства и времени в философии и естествознании.

26. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем.

27. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия.

28. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания.

29. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Скептицизм, агностицизм и гносеологический реализм в решении проблемы познаваемости мира.

30. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Роль предпосылочного знания (интуиции) в гносеологии.

31. Проблема истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины.

32. Понятие науки. Структура научного познания и его специфика. Методы научного познания.

33. Основные формы научного знания: факт, гипотеза, проблема, теория, закон.

34. Научная картина мира, ее основные варианты. Религиозная и философская картина мира.

35. Рациональное и иррациональное в познавательной практике. Научные революции и смена типов рациональности.

36. Наука и техника. Философское осмысление техники. Проблема виртуальной реальности.

37. Бытие человека. Основные философские концепции природы и сущности человека. Природное и социальное в человеке.

38. Проблема смысла человеческого бытия. Представления о совершенном человеке и смысле жизни в различных культурах.

39. Сознание, самосознание, личность. Структура сознания.

40. Общество как особая форма бытия, его структура. Гражданское общество и государство.

41. Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

42. Культура как способ бытия человека. Материальная и духовная культура. Культура и цивилизация.

43. Человек, культура и глобальные проблемы современности.

44. Целеполагание: нормы и ценности. Виды ценностей.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества. Концепция постиндустриального общества

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при сдаче зачета;

- сформированность общеучебных умений;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять ее;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

 

Общие методические указания

 

Основной формой изучения курса «Основы философии» для обучающихся заочно является самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, сборниками задач и упражнений, справочниками. Список основных и наиболее доступных из них приводится в конце пособия.

К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения соответствующего материала курса. Изучение любого раздела курса следует начинать с конспекта установочных лекций, соответствующих глав учебника, учебного пособия или руководства к решению задач, в которых имеется необходимая теория, приводятся расчетные формулы и решения задач по темам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: