Основные термины, понятия и сокращения

Методические рекомендации

 по формированию фондов оценочных средств

По образовательной программе

Согласно Приказу МПГУ от 29.12.2017 № 1649

«Об утверждении Положения об образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата,

Программе специалитета, программе магистратуры»

Москва, 2018

 

 

Содержание

 

1. Общие положения. 3

2. Основные термины, понятия и сокращения. 3

3. Описание оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся. 5

4. Описание оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 7

5. Описание оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации 9

6. Критерии оценивания текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации.. 9

Приложение 1. 11

Образец описания оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся. 11

Приложение 2. 12

Образец описания оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 12

Приложение 3. 20

Примерный перечень оценочных средств текущего контроля успеваемости
 и промежуточной аттестации обучающихся
. 20

Приложение 4. 24

Образец описания оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации.. 24

 


Общие положения

Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации)
по формированию фондов оценочных средств по образовательной программе разработаны в соответствии с Приказом МПГУ от 29.12.2017 № 1649
«Об утверждении Положения об образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры»
(далее – Положение об ОП) и в целях разъяснения порядка разработки фондов оценочных средств текущей, промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся по образовательным программам, реализуемым в учебных структурных подразделениях МПГУ.

Фонды оценочных средств разрабатываются в соответствии с Положением
об ОП и настоящими Рекомендациями.

 





Основные термины, понятия и сокращения

Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной, социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения изучения части или всей образовательной программы.

Этап освоения (формирования) компетенции (начальный/промежуточный/ завершающий) – определенная стадия процесса освоения компетенции. Начальный этап освоения компетенции указывается для дисциплины, которая первой начинает формировать соответствующую компетенцию. Завершающий этап указывается для дисциплины, которая заканчивает формировать компетенцию. Остальные этапы формирования компетенции – промежуточные.

Результаты обучения – совокупности компетенций, выражающих,
что обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать по завершении процесса обучения. Устанавливаются ФГОС для соответствующего направления подготовки, примерной основной образовательной программой (при ее наличии), могут дополняться образовательной организацией с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Виды контроля и аттестации обучающихся при освоении дисциплины (модуля):

- текущий контроль успеваемости – один из этапов контроля качества освоения образовательной программы. Это систематическая проверка степени освоения обучающимися учебного материала и полученных практических навыков, проводимая на текущих занятиях по дисциплине (модулю) и в процессе прохождения практики после изучения логически завершенной части программы (темы, подтемы, раздела) в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) и программой практики;

- промежуточная аттестация обучающихся – один из этапов контроля качества освоения образовательной программы. Обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ));

- итоговая (государственная итоговая) аттестация – форма оценки степени
достижения обучающимися планируемых результатов обучения и уровня освоения всей образовательной программы.

Фонды оценочных средств – совокупность оценочных средств (оценочных материалов) для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. Являются частью рабочей программы дисциплины (модуля), программы практики, программы государственной итоговой аттестации. Фонды оценочных средств промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации входят
в комплект фондов оценочных средств по образовательной программе.

Комплект фондов оценочных средств по образовательной программе включает в себя комплект фондов оценочных средств промежуточной аттестации обучающихся по всем дисциплинам (модулям) образовательной программы,
а также фонды оценочных средств государственной итоговой аттестации[1].

Индикаторы достижения компетенций (дескрипторы) – операционализируемые признаки проявления компетенций. Индикаторы достижения компетенций устанавливаются в соответствии с индикаторами, установленными примерной основной образовательной программой (при ее наличии), при отсутствии примерной программы – формулируются самостоятельно. Являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции
в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения компетенций должны быть измеряемы
с помощью средств, доступных в образовательном процессе.

Уровни освоения (сформированности) компетенций – это степень
их выраженности, проявляющаяся в умении реализовывать определенные учебные и профессиональные действия. Уровень освоения компетенций является измеряемым показателем и количественной характеристикой подготовленности студента по образовательной программе, соотносится со шкалой оценивания.

Показатели оценивания компетенций – планируемые результаты освоения образовательной программы, сформулированные в виде знаний, умений, владений. Показатели являются измеряемой характеристикой подготовленности студента
по образовательной программе.

Критерии оценивания компетенций – признаки, на основании которых производится оценка уровня освоения компетенций.

Шкала оценивания – система оценивания, применяемая для оценки текущей, промежуточной и итоговой успеваемости обучающихся. Может быть традиционной пятибалльной, либо иной в соответствии с применяемой балльно-рейтинговой системой оценивания.

Перечень условных обозначений и сокращений

 

ФГОС ВО Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
ОП ВО Образовательная программа высшего образования
РПД Рабочая программа дисциплины
ФОС Фонды оценочных средств
ГИА Государственная итоговая аттестация
БРС Балльно-рейтинговая система оценивания

3. Описание оценочных средств для проведения
 текущего контроля успеваемости обучающихся

Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся по дисциплине (модулю) описываются в подразделе 7.1 Раздела 7 рабочей программы дисциплины (модуля) (Приложение 3 Положения об ОП), являются ее обязательной частью и НЕ оформляются в виде отдельного документа. Утверждаются на заседании кафедры в составе соответствующей рабочей программы дисциплины (модуля).

Для проведения текущего контроля успеваемости могут использоваться следующие оценочные средства:

– деловая или ролевая игра,

– кейс-задача,

– коллоквиум,

– контрольная работа,

– круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты,

– портфолио,

– проект,

– разноуровневые задачи и задания,

– расчетно-графические работы,

– реферат,

– курсовые работы,

– доклад, сообщение,

– собеседование,

– творческое задание,

– тесты,

– тренажеры,

– эссе,

– контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий
и лабораторных работ, а также иные оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения, навыки, овладение компетенциями в ходе освоения дисциплины (модуля)[2].

При выборе количества средств текущего контроля рекомендуется учитывать особенности содержания образовательных программ, реализуемых учебными структурными подразделениями, специфику содержания конкретной дисциплины (модуля), индивидуальные особенности обучающихся в учебной группе, а также руководствоваться количеством контрольных срезов, которые планируется провести в процессе изучения дисциплины (модуля) – не более четырех в семестр[3].

Таким образом, текущий контроль успеваемости рекомендуется проводить
не по каждой теме, а по комплексу тем (разделу) дисциплины (модуля).

 

Подраздел 7.1 рабочей программы дисциплины (модуля) заполняется следующим образом.

Приводится таблица:

 

 

Текст, выделенный курсивом, является рекомендательным.

Удаляется из итогового документа.

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) Средства текущего контроля Перечень компетенций
1   Оценочное средство 1, Оценочное средство 2… Компетенция 1, компетенция 2… (код и формулировка компетенции, этап освоения компетенции – начальный/промежуточный/завершающий)
2      

 

В столбце «№ п/п» указывается порядковый номер раздела дисциплины (модуля).

В столбце «Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля)»указывается наименование раздела дисциплины (модуля), по которой проводится текущий контроль.

В столбце «Средства текущего контроля» указываются оценочные средства, применяемые при оценивании знаний, умений, навыков и уровня освоения компетенций в ходе изучения соответствующих разделов дисциплины (модуля).

В столбце «Перечень компетенций» указываются коды и формулировки компетенций, формирующихся в процессе освоения разделов дисциплины (модуля), согласно ФГОС ВО и учебному плану, а также этапы освоения компетенций (начальный/промежуточный/завершающий).

 

После заполнения таблицы приводятся типовые задания для проведения текущего контроля успеваемости, показатели и критерии оценивания формируемых компетенций, шкалы оценивания (для каждого средства текущего контроля, указанного в таблице).

Образец описания оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся представлен в Приложении 1 настоящих Рекомендаций.

4. Описание оценочных средств для проведения
 промежуточной аттестации обучающихся

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) описываются в подразделе 7.2 Раздела 7 рабочей программы дисциплины (модуля) (Приложение 3 Положения об ОП), являются
ее обязательной частью и оформляются в виде Приложения к рабочей программе дисциплины (модуля). Утверждаются на заседании кафедры в качестве Приложения к соответствующей рабочей программе.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета или экзамена и может быть реализована с применением следующих оценочных средств:

– традиционный билет, включающий теоретические вопросы и практико-ориентированные задания,

– деловая или ролевая игра,

– кейс-задача,

– круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты,

– портфолио,

– проект,

– разноуровневые задачи и задания,

– расчетно-графические работы,

– курсовые работы,

– собеседование,

– творческое задание,

– тесты,

– контрольные вопросы и типовые задания, а также иные оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения, навыки, овладение компетенциями
в результате освоения дисциплины (модуля)[4].

Выбор формы проведения промежуточной аттестации и оценочного средства отражается в рабочей программе дисциплины (модуля) и в фонде оценочных средств.

 

Подраздел 7.2 рабочей программы дисциплины (модуля) заполняется следующим образом.

В тексте РПД прописывается фраза:

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю) представлены в Приложении 1 к рабочей программе дисциплины (модуля)
.

Приложение 1 к РПД оформляется отдельно в соответствии с Приложением 2
настоящих Рекомендаций. Содержит: указание на форму проведения промежуточной аттестации (зачет или экзамен), а также вопросы, практикоориентированные задания, профессионально направленные задачи
для подготовки к зачетам и экзаменам, описание проектов и творческих заданий
и т.п., шкалы оценивания.

5. Описание оценочных средств для проведения
 государственной итоговой аттестации

Оценочные средства для проведения государственной итоговой аттестации
по образовательной программе описываются в программе государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы, оформляются
в соответствии с Приложением 4 настоящих Рекомендаций, утверждаются
на заседании учебно-методического совета МПГУ в качестве Приложения
к программе государственной итоговой аттестации.

Приложение 4 заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями МПГУ по заполнению разделов программы государственной итоговой аттестации.

 

6. Критерии оценивания текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся,
государственной итоговой аттестации

На этапе текущей аттестации оценивается систематическая учебная деятельность обучающихся, а также результаты формирования компонентов компетенций в ходе повседневной учебной работы студентов преимущественно посредством реализации балльно-рейтинговой системы оценивания.

Оценочные средства текущего контроля успеваемости обучающихся определяются рабочими программами дисциплин (модулей) и программами практик. Каждое оценочное средство представляется типовым заданием с описанием критериев и шкал оценивания[5]. Критерии оценивания формируемых компетенций должны сопровождаться пятибалльной шкалой оценивания[6]. Если используется иная шкала (например, начисление баллов производится по балльно-рейтинговой системе), то необходимо привести шкалу перевода баллов в традиционную пятибалльную шкалу.

При использовании БРС система контрольно-оценочных мероприятий фиксируется в рейтинг-плане, который является приложением к соответствующей рабочей программе дисциплины (модуля).

В ходе промежуточной аттестации проверяется степень достижения обучающимися промежуточных и окончательных результатов обучения
по дисциплинам (модулям) и практикам в рамках освоения образовательной программы.

Оценочные средства, показатели и критерии оценивания компетенций
на различных этапах их формирования при проведении промежуточной аттестации обучающихся, а также шкалы оценивания определяются рабочими программами дисциплин (модулей) и программами практик. В качестве шкалы оценивания предлагается три уровня освоения компетенций (пороговый, базовый, продвинутый), каждый из которых описывается посредством критериев оценивания и соотносится с традиционной шкалой оценивания[7].

 

Оценочные средства для проведения государственной итоговой аттестации представляют собой комплект оценочных средств, позволяющих измерить уровень сформированности компетенций, степень достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Показатели и критерии, а также шкалы оценивания уровня сформированности компетенций определяются программой государственной итоговой аттестации
по соответствующей образовательной программе и описываются в соответствии
с методическими рекомендациями МПГУ по заполнению разделов программы ГИА[8].

 

 






























Приложение 1

Образец описания оценочных средств для проведения
 текущего контроля успеваемости обучающихся

 

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины (модуля) Средства текущего контроля Перечень компетенций
1   Оценочное средство 1, Оценочное средство 2… Компетенция 1, компетенция 2… (код и формулировка компетенции, этап освоения компетенции – начальный/промежуточный/завершающий)
2      

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: