Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование компетенций в сфере обеспечения качества продукции, подтверждения соответствия, регулирования и обеспечения единства измерений, практических навыков и умений в области метрологии в условиях появления новой техники, новых методов и новых технологий.
Задачи дисциплины: Получение знаний для осуществления практической деятельности в сфере производства; освоение нормативно-технической документации в сфере метрологии; изучение правил и порядка проведения измерений различных величин, приобретение знаний и навыков проведения измерений, методов обработки результатов измерений. Получение знаний, умений и навыков по оценке и подтверждению соответствия продукции и изделий.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать: Основные виды и характеристики средств измерений и контроля для реализации в основных принципах оценки, контроля и менеджмента качества; для освоения новой техники, новых методов и новых технологий; для участия в разработке организационно-технической документации, выполнения задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов.
|
|
уметь: организовывать измерения и контроля для реализации в основных принципах оценки, контроля и менеджмента качества; для освоения новой техники, новых методов и новых технологий; для участия в разработке организационно-технической документации, выполнения задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов.
владеть: разработкой организационно-технической документации, выполнением задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к дисциплинам базовой части.
Для изучения дисциплины студент должен
знать: физические величины, основы работы с компьютером, математику;
уметь: читать нормативно-техническую литературу;
владеть: навыками геометрических и алгебраических вычислений.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: Философия, Химия, Экономика, Инженерная и компьютерная графика, Русский язык и культура речи, Физика (среднее (полное) общее образование), Информатика (среднее (полное) общее образование), Математика (среднее (полное) общее образование).
Требования к результатам освоения дисциплины
Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п З | Знания |
1. | Основных видов и характеристик средств измерений и контроля для реализации в основных принципах оценки, контроля и менеджмента качества; для освоения новой техники, новых методов и новых технологий; для участия в разработке организационно-технической документации, выполнения задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. |
|
|
Умения, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п У | Умения |
1. | Организации измерения и контроля для реализации в основных принципах оценки, контроля и менеджмента качества; для освоения новой техники, новых методов и новых технологий; для участия в разработке организационно-технической документации, выполнения задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. |
Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
№ п/п Н | Навыки |
1. | Разработки организационно-технической документации, выполнения задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. |
Компетенции, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
Компетенции | Знания (№№ из 3.1.) | Умения (№№ из 3.2.) | Навыки (№№ из 3.3.) |
ОПК-4.Способность применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества. | 1 | 1 | 1 |
ОПК-7.Способность к освоению новой техники, новых методов и новых технологий. | 1 | 1 | 1 |
ОПК-8.Способность участвовать в разработке организационно-технической документации, выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. | 1 | 1 | 1 |
Структура и содержание дисциплины
Разделы дисциплин и виды занятий
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды контактной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||
лек. | прак | лаб. | СРС* | |||||
1. | Техническое регулирование и стандартизация | 2
| 1-2 | 4 | 2 | 5 | 6 | Защита лабораторной работы №1, работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий |
2. | Оценка и подтверждение соответствия | 3-5 | 6 | 8 | - | 8 | Работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий | |
3. | Основные термины метрологии и принципы измерений | 6-8 | 6 | 1 | 7 | 10 | Защита лабораторной работы №2, работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий | |
4. | Средства измерений | 9-12 | 10 | 3 | 4 | 10 | Защита лабораторной работы №3, работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий | |
5. | Система погрешностей | 13-14 | 6 | 2 | - | 8 | Работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий | |
6. | Курсовая работа | 36 | Защита КР | |||||
7. | Зачет | 15 | 2 | Устный опрос | ||||
8. | Всего |
| 32 | 16 | 16 | 80 |
* включая курсовое проектирование
Содержание разделов курса
№ | Раздел дисциплины | Знания (№№ из 3.1.) | Умения (№№ из 3.2.) | Навыки (№№ из 3.3.) |
1 | Техническое регулирование и стандартизация Цель и роль технического регулирования. Стандартизация. Международная стандартизация. Гармонизация стандартов. | 1 | 1 | 1 |
2 | Оценка и подтверждение соответствия Понятие, формы, значение подтверждения соответствия. Схемы декларирования соответствия и сертификации. Основные этапы проведения сертификации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация. | 2,3 | 2,3 | 2,3 |
3 | Основные термины метрологии и принципы измерений Роль измерений и значение метрологии. Основы технических измерений. Основное уравнение измерений. Виды физических величин. Системы единиц физических величин. Международная система единиц физических величин. Классификация измерений. Принципы измерений. Методы и методики измерений. Методы уменьшения погрешностей результатов измерений. Понятие точности измерений. Классификация средств измерений. Эталоны физических величин. Методы обработки результатов измерений. | 4 | 3 | 2,3 |
4 | Средства измерений и их классификация Классификация измерений. Методы повышения качества измерений. Метрологические характеристики средств измерений и контроля. Принципы выбора средств измерений. Устройство средств измерений. | 5 | 4,5 | 4 |
5 | Система погрешностей Погрешность измерений. Погрешность средств измерений. | 6,7 | 5 | 5 |
|
|