Точка КЗ в СЭС может питаться не только от ЭЭС или отдельных электростанций, но и от электродвигателей, которые при внезапном КЗ в СЭС продолжают по инерции вращаться, переходят в генераторный режим и генерируют ток к месту повреждения. В переходном процессе этот ток у синхронного двигателя спадает до установившегося значения (определяется током возбуждения), у асинхронного двигателя - до нуля. Увеличение тока в месте КЗ из-за перехода двигателей в генераторный режим может быть весьма существенным, если мощный двигатель или группа двигателей подключены вблизи точки КЗ, что характерно для сетей и электроустановок напряжением 6 - 10 кВ с двигателями мощностью 1000 кВт и более.
При расчете токов КЗ обычно учитывают только те двигатели, которые связаны с местом КЗ непосредственно через КЛ или токопроводы, линейные реакторы или двухобмоточный трансформатор. Не учитывают токи, генерируемые двигателями, подключенными к секции промышленной подстанции, которая связана с другой секцией, где имеется КЗ, через трансформатор с расщепленной обмоткой или через сдвоенный реактор. В этом случае надо учитывать токи только тех двигателей, которые присоединены ко второй секции.
|
|
Ток, генерируемый двигателями, учитывают при проверке аппаратов и проводников РУ 6 - 10 кВ по условиям КЗ, а также при расчете релейной защиты электроустановок. С этой целью определяют сверхпереходный ток двигателя I"ДВ, ударный ток iУД.ДВ, а также периодическую IДВt, IДВτ и апериодическую iА.ДВt, iА.ДВτ составляющие тока в любой момент t переходного процесса и в момент τ отключения КЗ. При определении токов, генерируемых двигателями в случае КЗ, за базисные величины принимают номинальные напряжения и мощность (ток) двигателей.
Методика расчета токов КЗ с учетом электродвигателей зависит от места их размещения в расчетной схеме. Расчетные схемы могут быть двух видов:
1) радиальные, в которых каждый двигатель связан с точкой КЗ индивидуальным внешним сопротивлением z ВНi (рис. 2.31, а);
2) сложные, в которых точка КЗ находится за общим сопротивлением группы двигателей (рис. 2.31, б) или за общим сопротивлением группы двигателей и системы (рис. 2.31, в).
При включении по радиальной схеме разнотипных двигателей их следует учитывать индивидуально. Остальная часть схемы должна быть преобразована относительно точки КЗ для определения ее результирующего сопротивления и расчета соответствующего тока КЗ I(3)Кt.
Рис. 2.31. Расчетные схемы с электродвигателями
В случае асинхронного двигателя начальное действующее значение периодической составляющей тока КЗ с учетом внешнего сопротивления, через которое двигатель подключен к сборным шинам подстанции, определяется выражением
|
|
(2.62)
где Е"* - сверхпереходная ЭДС двигателя, определяемая по формуле (2.47);
Х"* - сверхпереходное сопротивление двигателя, определяемое по формуле
.
При отсутствии исходных данных приближенно считают, что Е"* = 0,9.
Полное внешнее сопротивление можно не учитывать при z* ВН ≤ (0,1-0,2)·Х"* (сопротивление кабелей длиной не более 200 - 300 м и сечением не менее 50 - 70 мм2). В этом случае при расчетах сверхпереходный ток находят по формулам:
для асинхронных двигателей (кроме серий ВДД и ДВДА)
I"ДВ = I*ПУСК ·IНОМ; (2.63)
для двигателей серий ВДД и ДВДА
I"ДВ = 1,2·I*ПУСК ·IНОМ. (2.64)
Если внешнее сопротивление z* ВН > (0,1-0,2)·Х"*, то его необходимо учитывать в расчете. При этом сверхпереходный ток определяют по формулам:
- для асинхронных двигателей (кроме серий ВДД и ДВДА)
. (2.65)
- для таких же двигателей серий ВДД и ДВДА
. (2.66)
В случае синхронного двигателя начальное действующее значение периодической составляющей тока КЗ с учетом внешнего сопротивления вычисляют по формуле (2.62, 2.64, 2.66). ЭДС Е"* при этом находят по формуле (2.67), считается, что до КЗ двигатель работал в номинальном режиме с перевозбуждением.
, (2.67)
где U(0), I(0), φ(0) – соответственно напряжение на зажимах машины, ток и угол сдвига фаз в исходном режиме.
При отсутствии исходных данных приближенно принимают Е"*=1,1.
Ударный ток КЗ, создаваемый асинхронным и синхронным двигателями, определяется выражением
,
где КУД.ДВ – ударный коэффициент с учетом внешнего сопротивления, который рассчитывают по формулам:
для асинхронного двигателя
, (2.68)
для синхронного двигателя
. (2.69)
Если внешнее сопротивление не учитывают, то КУД.ДВ определяют по таблице 2.7.
Таблица 2.7
Значения постоянных времени и ударных коэффициентов
Параметр | Двигатель серии | ||||||
А | АО | ДАЗО | АТД | АТМ | ВДД, ДВДА | ДАМСО | |
Т΄ДВ.РАСЧ, С | 0,04 | 0,04 | 0,09 | 0,6 | 0,075 | 0,06 | 0,044 |
Т΄ДВ.РАСЧ, С | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0,058 | 0,043 | 0,05 | 0,035 |
КУД.ДВ | 1,56 | 1,49 | 1,5 | - | 1,67 | 1,66 | 1,55 |
При расчете сложных схем короткозамкнутой цепи, в которых электродвигатели соединены с точкой КЗ через общее сопротивление (рис.2.31, б), асинхронные и синхронные двигатели заменяют эквивалентными электродвигателями и определяют начальное значение периодической составляющей суммарного тока группы двигателей по формуле:
.
Для эквивалентного двигателя рассчитывают:
- суммарный номинальный ток
; (2.70)
- кратность пускового тока
; (2.71)
- начальное значение периодической составляющей
(2.72)
Ударный ток КЗ, создаваемый эквивалентным двигателем, определяется выражением
,
где .