1. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. СПб: Издательство юридического факультета СПБГУ, 2008. 772 стр. ISBN: 978-5-9645-0079-7.
2. Законодательные дефиниции: энциклопедический словарь / под ред. И. В. Рукавишниковой, И. Г. Напалковой, Д. Е. Сухановой. М.: Норма, 2013. 672 с.
Тема 4. Права, свободы и обязанности как содержание правового статуса
Цель занятия: формирование у обучающихся знаний основных прав и обязанностей человека и гражданина, способности осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом требований правовых норм о правах человека, а также толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия на основе гуманистического понимания права и прав человека.
Форма проведения – Дискуссия по вопросам темы, Анализ правовых актов, Тренинг в формате составления схем и сравнительных таблиц, Развернутая беседа с обсуждением доклада.
Вопросы для обсуждения:
1. Позитивистский, естественноправовой и социологический подходы к объяснению прав человека. Понятие прав и свобод человека как сущности объективного права.
|
|
2. Принципы реализации прав человека. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Принцип равноправия. Понятие дискриминации.
3. Классификация прав и свобод человека и гражданина. «Негативные», «активные» и «позитивные» права. Гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Поколения прав человека.
4. Международные стандарты прав человека.
5. Пределы прав человека. Правовые обязанности.
6. Понятие юридического статуса личности. Структура правового статуса. Виды юридического статуса личности.
Контрольные вопросы и задания:
1. Решение кейсов (анализ конкретной ситуации):
Суд в Израиле удовлетворил иск против страховой компании «Битуах Яшир», предложившей своим клиенткам бесплатную замену колеса, в то время как мужчины должны заплатить за эту услугу 80 шекелей. Представитель страховой компании в суде объяснил, что женщине самостоятельно трудно заменить колесо, и, скорее всего, ей для этого потребуется помощь, в то же время водители-мужчины легко справляются с этой работой самостоятельно. Судья Офер Гроскопф в своем решении отметил, что страховая компания ориентируется на устаревшие гендерные стереотипы и укрепляет их. «Снисходительное отношение к женщинам, которые не могут справиться с «мужской» работой, отдаляет общество от равенства полов и не позволяет нам добиться настоящего равенства», – говорится в решении суда.
Оцените данное решение суда с точки зрения основных принципов права. Каким образом данное дело было бы решено Вами?
|
|
2. Изучите главу 2 Конституции РФ и классифицируйте указанные в ней права человека и гражданина по следующим группам и определите, к какому поколению прав человека относится то иное право или свобода:
«Негативные права» | «Активные права» | «Позитивные права» |
Список источников и литературы:
Источники:
Основные
- Ст. ст. 6, 7, 60-64 Конституции РФ.
- Ст.ст.11-13, ст.19-21 УК РФ.
- Ст.1, 2, 8,17,18,21,22,26-30,48,49,124,128 ГК РФ.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163
Литература
Основная
- Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 480 с. [Электронный ресурс http://znanium.com]
Дополнительная
1. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. 3-е изд. М.: Норма, 2015. 512 с.
2. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: монография. М., 2008. 448 с.
4. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник / под ред. О.И.Тиунова. М.: Норма, 2005.
5. Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010. [Электронный ресурс http://teoria-prava.hse.ru/library/59-books/134-chetvernin-law-for-gifted-students]