Изучение особенностей образовательного процесса по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях

 

Целью практического педагогического исследования было выявление особенностей образовательного процесса по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях.

В процессе практического педагогического исследования возникла необходимость выяснить:

- в каком объеме и в рамках какой дисциплины изучаются основы административного и уголовного права в профессиональной образовательной организации;

- используются ли и насколько эффективно практические задания по основам административного и уголовного права в анализируемой профессиональной образовательной организации;

- отношение обучающихся к изучению норм административного и уголовного права;

- актуальные знания обучающихся о нормативно-правовых актах административного и уголовного законодательств;

- потенциальные возможности практических заданий в освоении положений основ административного и уголовного права.

Основными методами сбора первичной информации об особенностях образовательного процесса по основам административного и уголовного права в профессиональных образовательных организациях стали методы наблюдения, анализа программно-методической документации. Цель применения данных методов – определение роли практических заданий и их значимости в процессе изучения основ административного и уголовного права в исследуемой профессиональной образовательной организации.

Анализ программно-методической документации, разработанной преподавателем основ права и утвержденный на заседании Предметно-цикловой комиссии, показал, что всего на освоение данной дисциплины рабочим учебным планом отведено 48 часов, из них 32 часа – обязательная аудиторная нагрузка, 16 часов – самостоятельная работа.

Дальнейший анализ документации, а именно рабочей программы, показал, что на освоение основ административного и уголовного права в анализируемой образовательной организации отведено 6 часов – 4 часа аудиторной нагрузки – по 2 часа на теоретическое обучение и на практическую работу, и 2 часа – самостоятельная работа.

Для обеспечения практического занятия по основам административного и уголовного права в рабочей программе были представлены следующие задания и требования к их выполнению.

 

Таблица 2

Задания и требования к их выполнению

 

Вид и наименование работ

Вид контроля

Критерии оценки

«отлично» «хорошо» «удовл» «неудовл»
Творческая работа. Составление искового заявления, жалобы на неправомерные действия должностного лица. Работа с правовым словарем проверка письменного задания, выборочно - защита творческой работы устно -тексты составлены в соответствии с правилами делопроизводства. - в текстах имеются несущественные неточности - в текстах имеются существенные ошибки -работа не выполнена

 

Таким образом, в контексте рассматриваемой темы мы видим, что при изучении основ административного и уголовного права преподаватель использует практическое задание – составление процессуального документа, по ситуации из реальной жизни. Обучающимся предлагается образец договора, в который нужно вписать недостающие данные.

Безусловно, такое задание обладает практической направленностью и возможностью применения в реальной жизни, однако оно не слишком продуктивно. Документ составляется не «с нуля», образцов предлагается достаточное количество, обучающиеся проявляют творчество лишь в додумывании данных к документу.

Итак, анализ учебно- и программно-методической документации показал, что при изучении основ административного и уголовного права в обучающимся предлагаются практические задания, но они не позволяют реализовать один из главных принципов обучения – связи теории с практикой, поскольку в процессе дополнения образца процессуального документа как такового практического применения норм административного и уголовного права не происходит. Указанное отражает необходимость в разработке таких практических заданий по административному и уголовному праву, которые имели бы продуктивный уровень и были направлены на действительное решение практических ситуаций.

В ходе наблюдения на последующем этапе исследования было выявлено, что учебные занятия по основам права, с методической точки зрения, были составлены грамотно и педагогически целесообразно. Они логически построены и соответствует возрастным особенностям обучающихся, присутствуют средства наглядности и новизна. Кроме того, занятия максимально в таких условиях насыщены необходимым для работы оборудованием, дидактическим и раздаточным материалом. Занятия, в основном, проходят в традиционной форме. Обучающиеся при этом зачастую пассивны.

В ходе практического исследования нами была также проведена первичная диагностика особенностей исследуемого процесса. Обучающимся 3 курса (25 человек) был задан ряд вопросов. Целью опроса явилось выявление заинтересованности обучающихся основами административного и уголовного права и практической составляющей учебных занятий по освоению категорий. Опросник включал в себя как закрытые вопросы с выбором варианта ответа из предложенных, так и вопросы с возможностью формулирования собственного ответа.

На вопрос «Знаете ли вы свои права в сфере имущественных отношений. Какие именно?» положительно ответили 12 человек (48%), которые называли такие права, как: право совершать сделки, право распоряжаться своими доходами, иметь вещи в пользовании и т.д.

Остальные 13 человек (52%) отметили, что затрудняются ответить на этот вопрос.

На вопрос «Несут ли несовершеннолетние ответственность за свои поступки в сфере уголовных отношений?» 13 человек (52%) ответили, что несут правовую ответственность за свои поступки. 7 человек (28%) ответили отрицательно. 5 человек (20%) посчитали, что уголовную ответственность за несовершеннолетних несут их родители.

На вопрос, для чего необходимо изучать административное и уголовное право, получены следующие данные: 32% (8) обучающихся ответили – чтобы знать свои права; 28% (7) говорят, что это предусмотрено в образовательной программе; 40% (10) – чтобы уметь применять законы в реальной жизни. Из полученных данных видно, что не проявляется сильной заинтересованности в учебе вообще и в изучении административного и уголовного права – в частности, однако большинство обучающихся хотят усвоить новые навыки решения правовых задач. У них преобладают практико-ориентированные мотивы в изучении основ административного и уголовного права.

После введения в курс административного и уголовного права, определения основных положений данной отрасли и характеристики общественных отношений, регулируемых его нормами, и перед проведением практического занятия обучающимся были заданы следующие вопросы. На вопрос, какой из разделов административного и уголовного права они хотели бы на практике изучить подробнее, количество ответов распределились следующим образом: 28% (7) – права и обязанности участников гражданско-правового оборота, 20% (5) – наследственные правоотношения, 44% (11) – право собственности, 8% (2) – гражданско-правовая ответственность. Именно на эти темы и был нами сделан упор при отборе содержания практических заданий.

На вопрос, какой подход в решении задач наиболее интересен обучающимся, получены следующие ответы: 20% (5) – решение у доски, 28% (7) самостоятельная работа в подгруппах, 40% (10) – решение задач с преподавателем, 12% (3) – индивидуальная самостоятельная работа. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что обучающиеся лучше усваивают учебный материал, если преподаватель занимается с каждым из них, объясняет каждому логику выполнения задания.

На вопрос, какая форма проведения занятий по основам административного и уголовного права вам представляется наиболее полезной, 13 обучающихся (52%) отметили решение задач и анализ ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни, по 5 человек (20%) отметили изучение норм правовых актов об ответственности за причинение вреда, и анализ «живых» примеров педагогом, еще 2 человека (8%) затруднились с ответом.

Обучающиеся затруднялись назвать нормативные акты, регламентирующие имущественные права несовершеннолетних, ответить на вопросы, связанные с процедурами защиты гражданских прав и свобод, продемонстрировали достаточно слабые знания.

Итак, в ходе изучения особенностей образовательного процесса по основам административного и уголовного права мы пришли к выводу, что у обучающихся слабо развиты умения разрешать практические юридические ситуации, нивелировать частно-правовые конфликты.

В определенной части решению обозначенных проблем и посвящена образовательная направленность практических заданий по основам административного и уголовного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: