Использование современных средств в процессе преподавания дисциплин уголовное и административное право

 

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.

Практические занятия по решению задач. Для успешного овладения приемами решения конкретных задач можно выделить три этапа. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление обучающихся с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных. На этом этапе учащемуся предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приемы, использующиеся при решении задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены [18, с.67].

Нетекстовые виды информации - аудио и видео являются одним из ведущих средств обучения на сегодняшний день. Это демонстрируемые с помощью компьютера курсы лекций, учебные пособия, учебные презентации, учебные фильмы, видеоуроки.

Мультимедиа являются разновидностью средств наглядности [6]. Воздействуя на органы чувств, они обеспечивают более полное представление образа или понятия, способствуют повышению интереса к знаниям, облегчению процесса их усвоения, повышению эффективности обучения в целом. Возможности использования компьютера на занятии впечатляют, создают атмосферу психологического    комфорта, ведут к успешности [10].

В связи с прогрессом информационных технологий к настоящему времени в образовательном пространстве сложились объективные предпосылки для системного использования на занятиях мультимедийных средств. Наблюдается тенденция увеличения интереса со стороны преподавателей к применению мультимедиа продуктов в своей профессиональной деятельности [11]. В таких обстоятельствах особую актуальность приобретает вопрос разработки методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность такого применения.

Проведение практического занятия включает несколько этапов.

Первый этап - подготовка к проведению занятия.

Проведение практического занятия будет более эффективным, если студенты обладают базовыми теоретическими знаниями по изучаемой теме. Поэтому непосредственному проведению занятия предшествуют лекции, в ходе которых студенты знакомятся с основными теоретическими концепциями и положениями гражданского законодательства. Кроме того, с целью проверки уровня полученных знаний по данной теме проводится семинар. После этого можно приступать к проведению практического занятия по анализу конкретных ситуаций с применением средств мультимедиа для формирования следующих профессиональных компетенций:

-   способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

-   способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

Для проведения такого занятия, включающего обязательный просмотр видеофильма, требуется компьютер, мультимедийный проектор, экран [7].

Второй этап - начало занятия. Практическое занятие начинается со вступительного слова преподавателя о теме занятия, ее актуальности и практическом значении, о цели и задачах проведения и правилах предстоящей работы.

Цель практического занятия - сформировать профессиональные компетенции, включающие способность студента обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права, а также способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

Задачи практического занятия:

1) провести анализ часто встречающихся на практике ситуаций нарушения гражданского законодательства;

2) научиться правильно квалифицировать гражданские действия в конкретных ситуациях, связанных с установлением рабочего времени и времени отдыха;

3) сформировать модель правомерного поведения участников правоотношений в рассмотренных ситуациях;

4) провести оценку уровня сформированности компетенций у студентов.

Третий этап - демонстрация видеофильма. Преподаватель ставит перед студентами первую учебную задачу: «Гражданско-правовой договор».

Четвертый этап - обсуждение допущенных нарушений гражданского законодательства. По окончании просмотра видеофильма преподаватель ставит перед студентами вторую учебную задачу: обобщить в группах выявленные нарушения гражданского законодательства и подготовить презентацию ответа. Студенты распределяются на группы по 4-5 человек. Каждая группа систематизирует подготовленные во время просмотра видеофильма заметки, готовит презентацию ответа и выбирает докладчика.

Для закрепления представленного докладчиками материала и вовлечения в дискуссию большего числа участников преподаватель ставит перед студентами более конкретные вопросы и предлагает ответить на них в ходе общего обсуждения.

Пятый этап - обсуждение правомерных вариантов решения проблемных ситуаций. Преподаватель ставит перед студентами третью учебную задачу: «Проиграть в группах ситуации с начальными условиями видеофильма, моделируя правомерное поведение его героев. Дать правовую оценку этому поведению». Студенты в группах разрабатывают альтернативные модели поведения героев видеофильма и проигрывают ситуации самостоятельно. При моделировании ситуаций студенты должны решать две задачи:

1) учет интересов и целей участников;

2) соответствие трудовому законодательству действий участников, направленных на достижение этих целей.

Шестой этап - анализ результатов занятия. Студенты обсуждают результаты проведенного занятия и демонстрируют умения выявлять нарушения трудового законодательства, квалифицировать действия работодателя и работника, формировать модель правомерного поведения участников правоотношений, защищать свои законные права в ситуациях, связанных с установлением рабочего времени и времени отдыха, для отражения уровня сформированности компетенций ПК-3 и ПК-5.

Седьмой этап - окончание занятия. Преподаватель проводит анализ выступлений отдельных студентов (активность, степень их подготовленности), подводит общие итоги работы групп, обобщает учебный материал по теме, дает ответы на вопросы.

Таким образом, мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации. Вместе с тем эффективность использования средств мультимедиа при формировании учебной деятельности зависит от качества разработки преподавателем методики проведения учебного занятия с их применением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: