Лекция 1. Роль и место биологии в современной научной картине мира

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Прокопьевский техникум физической культуры

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОКОПЬЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Разработал                                                                      Преподаватель

                                                                                А.Д. Шелепова

 

 

Прокопьевск 2019

ББК 74.5 К43

 

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии специально-теоретических дисциплин

 

Протокол №

от «____» _________ 2019 г.

 

 

Председатель цикловой комиссии                               З.И. Галиева

 

СОДЕРЖАНИЕ

   
1. Введение 4
2. Содержание лекций по разделам и темам 7
3. Глоссарий 71
4. Список литературы 78


ВВЕДЕНИЕ

Курс лекций по учебному предмету «Биология» направлен на формирование у студентов представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Основная цель курса лекций – обобщение и изучение основ биологии, задачей которых является формирование у студентов научных представлений об общей картине мира, выработка творческого мышления, умений и навыков.

Данный курс лекций составлен в форме опорных конспектов, где даётся краткое изложение учебного материала по разделам: «Клетка», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции», «Происхождение и эволюция жизни», «Основы экологии».

Современный студент должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; грамотно работать с информацией. Одной из форм активизации учебной деятельности студентов может быть работа, основанная на применении опорных конспектов лекций проводимых занятий.

В результате изучения учебного предмета создаются условия для освоения следующих общих компетенций.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Освоение содержания учебного предмета «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих предметных результатов:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.



СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ

Раздел 1. Клетка.

Тема 1. Цитология.

Лекция 1. Роль и место биологии в современной научной картине мира.

Цель: формировать знания о важнейших свойствах живых организмов, уровнях организации живой материи; раскрыть роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Задачи: рассмотреть многообразие живых организмов и их классификацию; воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, культуре общения; формировать представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формировать ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

План:

1. Биология- наука о жизни.

2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

3. Свойства и признаки жизни.

4. Уровни организации живой материи.

 

1. Биология– наука о жизни.

Биология (от греч. биос - жизнь, логос - слово, наука) - это комплекс наук о живой природе.

Предметом биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой. Основная задача биологии как науки состоит в истолковании всех явлений живой природы на научной основе, учитывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от его составляющих.

Термин «биология» встречается в трудах немецких анатомов Т. Роозе (1779) и К.-Ф. Бурдаха (1800), однако только в 1802 году он был впервые употреблен независимо друг от друга Ж.-Б. Лaмарком и Г.-Р. Тревиранусом для обозначения науки, изучающей живые организмы.

Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

В основе современной биологии лежат 5 фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия.

Биологические науки

В настоящее время в состав биологии включают целый ряд наук, которые можно систематизировать по таким критериям: по предмету и преобладающим методам исследования и по изучаемому уровню организации живой природы.

По предмету исследования биологические науки делят на бактериологию, ботанику, вирусологию, зоологию, микологию.

Ботаника - это биологическая наука, комплексно изучающая растения и растительный покров Земли.

Зоология - раздел биологии, наука о многообразии, строении, жизнедеятельности, распространении и взаимосвязи животных со средой обитания, их происхождении и развитии.

Бактериология - биологическая наука, изучающая строение и жизнедеятельность бактерий, а также их роль в природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: