Экономическая | § установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; | § контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; | § непосредственное осуществление экономической деятельности; | § поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте. | ||
Социальная | § установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.); | § поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.); | § обеспечение занятости; | § развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д. | ||
Финансовая | § установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; | § проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.); | § контроль за денежным обращением в стране и проч. | |||
Экологическая
| § установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.); | § контроль за соблюдением природоохранного законодательства. | — | |||
Функция развития культуры, науки и образования | § государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; | § сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; | § охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; | § выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие. |
Классификация внешних функций государств
Внешние функции государств – основные направления деятельности государства, которые связаны с решением задач на международной арене. |
Характеристика основных внешних функций Российского государства
| |||||
Обеспечение Мира и поддержание Правопорядка | § политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; | § участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; | § сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.). | ||
Функция интеграции в мировую экономику
и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем | § участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; | § участие в деятельности международных экономических организаций; | § предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д. |
Формы и методы осуществлений функций государства
Правовые формы (Однородная деятельность органов государства, связанная с принятием НПА и влекущая юридические последствия) | Организационные формы |
§ правотворческую (выражается по подготовке и принятию нормативных актов); | § организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.); |
§ правоприменительную (выражается в деятельности по реализации НПА, путем принятия актов применения права. Повседневная работа по выполнению законов и по разрешению различных вопросов управленческого характера); | § организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.); |
§ правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.). | § организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и т.д.). |
Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д. |
Механизм государства
Механизм государства в широком смысле –совокупность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющие государственное управление обществом и защиту его интересов.
Механизм государства в узком смысле –аппарат государства, представляющий систему органов государства, создаваемый в порядке, установленным законом, наделенный властными полномочиями для решения определенных задач.
Элементы механизма государства:
1. Государственный орган - составной элемент механизма государства, имеющий собственную структуру в соответствии с законом, финансовую и материальную базу, наделенный полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни, взаимодействующий с другими частями государственного механизма, которые образуют единое целое.
2. Государственная организация – часть механизма государства, создаваемая для осуществления государством своих функций.
3. Государственные учреждения – некоммерческая организация, осуществляющая практическую деятельность по выполнению управленческих, социально-культурных функций и иных функции государства некоммерческого характера.
4. Государственные предприятия – элемент механизма государства, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность, производящие продукцию, оказывающие услуги для извлечения прибыли.
5. Государственные служащие – лица, занимающие постоянную или временную должность в аппарате государства, действующие на основании и во исполнении законов от имени и по поручению государства и его органов.
6. Хозяйственные и финансовые средства - необходимые силы для эффективного и стабильного функционирования государства.
|
|
Законодательные (представительные) органы государственной власти - законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления, формирующиеся путем избрания их населением страны, действующие от его имени и несущие ответственность перед ним.
Парламент -высший представительный и законодательный орган власти, представляющий суверенитет народа, основная функция которого – осуществление законодательной власти.
Местное самоуправление -форма народовластия, предполагающая возможность для населения самостоятельно решать вопросы местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и действующая в пределах определенного административно – территориальной единицы.
Исполнительные органы государственной власти -органы, обеспечивающие реализацию государственной политики и выступающие как непосредственные исполнители законов.
Правительство -высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который осуществляет полномочия по управлению страной.
Министерство -центральный орган управления, который обладает реальной государственной властью.
Государственный комитет -федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в определенной сфере.
Органы судебной власти -независимая и самостоятельная ветвь власти, имеющая специфические компетенции, реализующая полномочия на основе осуществления правосудия.
Суд -орган государственной власти, реализующий правосудие, разрешая уголовные, гражданские и административные дела, в установленном законом порядке.
Конституционный Суд -судебный орган самостоятельно и независимо осуществляющий конституционное судопроизводство.
Верховный Суд -высший судебный орган по гражданским уголовным, административным делам, делам по разрешению экономических споров и иным делам, рассматривающий дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Прокуратура -система органов, осуществляющая надзор за исполнением законов всеми органами государства и обеспечивающая законность и правопорядок.
Нотариат -органы государства, осуществляющие удостоверение юридических актов, засвидетельствование подлинности копии документов и подписей на документах.
|
|
Правовое государство
Развитие идей правового государства:
Мыслители: Платон, Аристотель а также Цицерон, Полибий и Гераклит. |
Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность, как для правителей, так и для населения. |
Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. |