Расчет посадки для подшипника скольжения

        Условие. Рассчитать и выбрать стандартную посадку с зазором из системы ЕСДП для опорного подшипника скольжения по заданному варианту (рис. 2.1, табл. 2.1), работающего в условиях жидкостного трения, при средней температуре смазочного слоя 700 С. Коэффициент запаса точности КТ = 1,5. Для выбранной посадки: начертить схему полей допусков сопрягаемых деталей; определить наибольшие и наименьшие предельные размеры вала и отверстия, наибольший и наименьший зазоры, допуск посадки. Вычертить эскиз соединения, обозначив на нем посадку и эскизы сопрягаемых деталей, проставив размеры с предельными отклонениями.

Примечание. Право выбора материалов деталей предоставляется студенту.

Указания к решению

Известно, что при гидродинамическом режиме работы масляный клин в подшипнике скольжения возникает только в области определенных зазоров между цапфой вала и вкладышем подшипника. Поэтому задачей настоящего расчета является нахождение оптимального расчетного зазора и выбор по нему стандартной посадки.

Таблица 2.1

Вариант Номин. диаметр со-единения d н.с., мм Длина подшипника l, мм Число оборотов вала n, об/мин Радиальная нагрузка на цапфу Fr, Н Марка масла Вариант Номин. диаметр со-единения d н.с., мм Длина подшипника l, мм Число оборотов вала n, об/мин Радиальная нагрузка на цапфу Fr, Н Марка масла
1 80 125 1200 25000 Авт. АС-6 26 50 60 3250 4800 Турб. Т 30
2 85 125 1200 30000 Авт. АС-6 27 56 65 3250 8000 Турб. Т 46
3 90 125 1200 40000 Авт. АС-8 28 60 70 3000 12500 Турб. Т 46
4 95 125 1150 40500 Авт. АС-8 29 70 80 3000 17200 Турб. Т 46
5 100 125 1150 36000 Авт. АС-8 30 80 95 3000 43000 Турб. Т 57
6 105 125 1150 37000 Авт. АС-10 31 90 105 2750 58500 Турб. Т 57
7 110 160 1000 50000 Авт. АС-10 32 50 60 3000 3000 Сепар. Т
8 120 160 1000 90000 Авт. АС-10 33 50 50 3000 2800 Сепар. Т
9 105 160 1000 29000 Турб. Т 22 34 60 60 2500 9000 И-40А
10 70 75 2500 15000 И-40А 35 100 120 1500 43000 Турб. Т 46
11 70 90 2500 17500 И-40А 36 45 65 2250 3900 И-25А
12 75 65 2250 11000 Авт. АС-6 37 50 80 2000 2000 Сепар. Л
13 100 90 2000 25000 И-20А 38 56 50 2500 1000 Сепар. Л
14 105 100 2000 26000 И-20А 39 56 80 2800 12000 И-40А
15 115 80 1800 18000 Турб. Т 22 40 60 80 1500 7000 Авт. АС-6
16 120 110 1800 29000 Турб. Т 22 41 60 100 1500 8000 Авт. АС-6
17 105 135 1800 50000 Турб. Т 22 42 67 80 1200 5500 Турб. Т 22
18 45 70 3000 6000 Авт.. АС-6 43 67 100 1200 9000 Турб. Т 22
19 50 75 3000 9500 Авт. АС-8 44 75 80 1600 12000 И-40А
20 55 88 2750 12000 Авт. АС-8 45 75 100 1600 22000 И-40А
21 60 90 1800 13000 Авт. АС-10 46 75 80 2000 16000 Авт. АС-8
22 70 100 1800 27000 Авт. АС-10 47 80 100 1950 8000 Сепар. Л
23 80 100 1800 50000 Авт. АС-10 48 80 80 1950 5000 Сепар. Л
24 90 120 1500 32500 Турб. Т 46 49 60 90 1800 10000 Авт.. АС-10
25 100 120 2000 15000 И-20А 50 105 110 2000 25000 И-20А

Рассмотрим упрощенный метод расчета и выбора посадок, изложенный в работе [6].

Толщина масляного слоя в месте наибольшего сближения поверхностей отверстия и вала ,

где S – диаметральный зазор;  – относительный эксцентриситет;        е – абсолютный эксцентриситет вала в подшипнике при зазоре S.

Принципиальный график зависимости толщины масляного слоя от величины зазора S приведен на рис. 2.2.

Как видно из рис. 2.2, определенной толщине масляного слоя соответствуют два зазора. Например, [hmin] соответствуют зазоры [Smin]и [Smax]. Допустимая минимальная толщина масляного слоя, при которой еще обеспечивается жидкостное трение,

[hmin] = K×(RZD + RZD + gg) =

=K×(4RaD + 4Rad + gg),

где К³2 – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя; gg – добавка на неразрывность масляного слоя

(gg = 2-3 мкм).

Поэтому необходимо соблюдать условие

h ³ [hmin], Smin ³ [Smin],                                       (2.1)

где [Smin] – минимальный допустимый зазор, при котором толщина масляного слоя равна допустимой [hmin].

Относительный эксцентриситет хmin, соответствующий зазору Smin, из-за возможности возникновения самовозбуждающихся колебаний вала в подшипнике рекомендуется принимать не менее 0,3, т.е. xmin ³ 0,3.

Для определения х используем приведенную в [8] зависимость

,

где w - угловая скорость вала, рад/с; СR – коэффициент нагруженности подшипника; P – среднее удельное давление (Па);

,

где Fr – радиальная нагрузка по цапфу, Н; l, dH.C. – длина подшипника и номинальный диаметр соединения, м; m - динамическая вязкость смазочного масла при рабочей температуре tn, H×с/м2,

,

Здесь  – динамическая вязкость при tи = 50oC (или 100оС) (табл. 2.2);
 tи – температура испытания масла (50 или 100°С); n – показатель степени, зависящий от кинематической вязкости масла n:

n50 20 30 40 50 70 90 120
n 1,9 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 3,0

Обозначив , из формулы (2.1) получим:

 .                                      (2.2)


Таблица 2.2

Наименование и марка масла

Стандарт

ГОСТ

Вязкость

кинематическая, сСТ динамическая, m×103 Н×с/м2

 

Легкие индустриальные:

Сепаратное Л

-

Вязкость при 50оС

6,0-10,0 5,4-9
Средние индустриальные: Сепаратное Т - 14-17 12,6-15,3
И-20А 20799-75 17-23 15,3-20,7
И-25А 20799-75 24-27 21,6-4,2
И-30А 20799-75 28-33 25,2-29,7
И-40А 20799-75 35-45 31,5-40,5
Турбинные: Т22

32-74

20-23 18-20,7
Т30 28-32 25,2-28,8
Т46 44-48 39,6-43,2

Т57

55-59 49,5-53,1

Вязкость при 100оС

Тяжелые индустриальные: Автомобильные: АС-6

10541-78*

³ 6 ³ 5,4
АС-8 8 ± 0,5 7,2 ± 0,45
АС-10 10 ± 0,5 9 ± 0,45

На рис. 2.3 приведены зависимости А от х и отношения l/dH.C. Для определения хminпо формуле (2.2) необходимо определить Аh, соответствующее [hmin]: .

 По рис. 2.3 можно определить хmin– относительный эксцентриситет, соответствующий зазору [Smin]; хопти Аоп т – относительный зазор и параметр А, соответствующие оптимальному зазору Sопт, при котором толщина масляного слоя достигает наибольшего значения h/; А х – значение параметра А при х = 0,3.

 

 


Минимальный допустимый зазор

,

где Кj - коэффициент, учитывающий угол охвата (табл. 2.3).


Таблица 2.3

Угол

охвата j, град.

Отношение l/dH.C.

0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1 1,2 1,3 1,5

Коэффициент Кj

3600 0,896 0,913 0,921 0,932 0,948 0,963 0,975 0,990 0,982 1,009 1,033
 1800 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
 1200 0,958 0,908 0,921 0,907 0,891 0,872 0,860 0,852 0,821 0,829 0,814

 

Максимальный допустимый зазор при h = [hmin]

.

При выборе посадки необходимо выполнить условие

Smax £ [ Smax].                                                (2.3)

При этом

,

где - поправка, связанная с различием коэффициентов линейных расширений материалов вала и втулки или существенным различием температур соединенных деталей, . Здесь aD, ad – коэффициенты линейного расширения втулки и вала (табл. 2.4); DtD, Dtd - разность между рабочей и нормальной (20оС) температурами; - поправка, связанная с наличием неровностей на поверхностях вала и втулки, =8×(RaD + Rad); Тизн – допуск на износ.

Таблица 2.4

Марка материала Коэффициент линейного расширения a×10-6 1/град. Марка материала Коэффициент линейного расширения a×10-6 1/град.
Сталь 30 12,1 Чугун 11
Сталь 35 12 Бронза БРОЦС6-6-3 17,1
Сталь 40 11,9 Бронза БРАЖ9-4 16,2
Сталь 45 11,9 Латунь ЛАЖМц60-1-1 21,6
Сталь 50 11,2 Латунь ЛМцС 56-2-2 21

 

Величина допуска на износ может задаваться числовым значением, рассчитанным по требуемой долговечности подшипника, или определяться по предписанному коэффициенту запаса точности КТ:

,

где .

При выборе посадки необходимо использовать дополнительное условие, по которому средний зазор SC в посадке должен быть примерно равен оптимальному Sопт:

.

Если при выборе посадки не удается выполнить условия (2.1) и (2.3), то следует произвести проверку правильности выбора посадки теоретико-вероятностным методом, определив для этого вероятностные зазоры:

;     .

При невыполнении условий

и

необходимо провести повторный расчет. При этом разрешается выбрать другую смазку (изменить m).

Пример. Рассчитать и выбрать по ГОСТ 25347-82 посадку с зазором для подшипника скольжения, работающего в условиях жидкостного трения при следующих данных: dH.C. = 115 мм; l = 100 мм; n = 800 об/мин или ; масло И-20А с m50= 20×10-3 H×с/м2  (см. табл. 2.2); КТ = 1,5; Fr = 16000 H.

Принимаем, что подшипник с углом охвата j = 360о работает при температуре tn = 70оC, вкладыш – из бронзы БРОЦС6-6-3, вал – из стали 40.

Решение

1.  Среднее удельное давление

.

2.  Допустимая толщина масляного слоя

  [hmin] = 2(4RaD + 4Rad + gg)×10-6 = 2×(4 × 0,4 + 4 × 0,2 + 3)×10-6 = 10,8×10-6м,

где RaD = 0,4 мкм, Rad = 0,2 мкм приняты по приложению Б.

3. Динамическая вязкость масла при температуре работы подшипника

где n = 1,9 (см. стр. 15).

4. Значение

5. По рис. 2.3 при Ah = 0,236 и l/dH.C.  = 100/115 = 0,9 для подшипника с углом охвата j = 360о находим хmin < 0,3 (принимаем хmin = 0,3); хmax = 0,932; хопт = 0,49; Аопт = 0,435; Ax = 0,409 (значение А при х = 0,3).

6. Минимальный допустимый зазор

где Кj = 0,963 для j = 360о взят из табл. 2.3.

7. Максимальный допустимый зазор

8. Максимальный допустимый зазор с поправками

=

= 305,9×10-6–0,115(17,1×10-6×50 – 11,9×10-6×50) –8(0,4 + 0,2)×10-6=270,05×10-6м,

где aD = 17,1×10-6 для бронзы БРОЦС6-6-3, ad = 11,9×10-6 для стали 40 взяты из табл. 2.4.

9. Допуск на износ при запасе точности КТ = 1,5

Максимальный допустимый зазор с учетом допуска на износ

10. Для выбора посадки желательно, чтобы средний зазор в посадке SC был примерно равен оптимальному Sопт:

Толщина масляного слоя при Sопт

11. Выбираем посадку по табл. А.3 приложения А из условия

Smin ³ [Smin],    Smax £ [Smax].

Отсюда                   .

Для выбранной посадки Smin = 36 мкм, Smax = 210 мкм, SC = 123 мкм, ТD = 87 мкм, Тd = 87 мкм. Выбранные Smin, Smax не отвечают требованиям условия, однако эти отступления незначительны.

12. Допустимость принятия выбранной посадки проверим теоретико-вероятностным методом:

;

.

Следовательно, посадка выбрана правильно. Выполнить условие равенства SC и Sопт не удалось, поскольку потребовалось бы значительно сократить допуски TD и Td, что нежелательно.

13. Схема полей допусков представлена на рис. 2.4, а эскизы соединения и сопрягаемых деталей – на рис. 2.5.

 

 



Вопросы для контроля

1. Какой режим работы обеспечен в выбранной Вами посадке?

2. Как влияют вязкость масла и частота вращения на величину зазора в посадке?

3. Какова нормальная температура и как влияет рабочая температура на величину зазора в посадке?

 

Задача 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: