Условие. Рассчитать и выбрать стандартную посадку с зазором из системы ЕСДП для опорного подшипника скольжения по заданному варианту (рис. 2.1, табл. 2.1), работающего в условиях жидкостного трения, при средней температуре смазочного слоя 700 С. Коэффициент запаса точности КТ = 1,5. Для выбранной посадки: начертить схему полей допусков сопрягаемых деталей; определить наибольшие и наименьшие предельные размеры вала и отверстия, наибольший и наименьший зазоры, допуск посадки. Вычертить эскиз соединения, обозначив на нем посадку и эскизы сопрягаемых деталей, проставив размеры с предельными отклонениями.
Примечание. Право выбора материалов деталей предоставляется студенту.
Указания к решению
Известно, что при гидродинамическом режиме работы масляный клин в подшипнике скольжения возникает только в области определенных зазоров между цапфой вала и вкладышем подшипника. Поэтому задачей настоящего расчета является нахождение оптимального расчетного зазора и выбор по нему стандартной посадки.
|
|
Таблица 2.1
Вариант | Номин. диаметр со-единения d н.с., мм | Длина подшипника l, мм | Число оборотов вала n, об/мин | Радиальная нагрузка на цапфу Fr, Н | Марка масла | Вариант | Номин. диаметр со-единения d н.с., мм | Длина подшипника l, мм | Число оборотов вала n, об/мин | Радиальная нагрузка на цапфу Fr, Н | Марка масла |
1 | 80 | 125 | 1200 | 25000 | Авт. АС-6 | 26 | 50 | 60 | 3250 | 4800 | Турб. Т 30 |
2 | 85 | 125 | 1200 | 30000 | Авт. АС-6 | 27 | 56 | 65 | 3250 | 8000 | Турб. Т 46 |
3 | 90 | 125 | 1200 | 40000 | Авт. АС-8 | 28 | 60 | 70 | 3000 | 12500 | Турб. Т 46 |
4 | 95 | 125 | 1150 | 40500 | Авт. АС-8 | 29 | 70 | 80 | 3000 | 17200 | Турб. Т 46 |
5 | 100 | 125 | 1150 | 36000 | Авт. АС-8 | 30 | 80 | 95 | 3000 | 43000 | Турб. Т 57 |
6 | 105 | 125 | 1150 | 37000 | Авт. АС-10 | 31 | 90 | 105 | 2750 | 58500 | Турб. Т 57 |
7 | 110 | 160 | 1000 | 50000 | Авт. АС-10 | 32 | 50 | 60 | 3000 | 3000 | Сепар. Т |
8 | 120 | 160 | 1000 | 90000 | Авт. АС-10 | 33 | 50 | 50 | 3000 | 2800 | Сепар. Т |
9 | 105 | 160 | 1000 | 29000 | Турб. Т 22 | 34 | 60 | 60 | 2500 | 9000 | И-40А |
10 | 70 | 75 | 2500 | 15000 | И-40А | 35 | 100 | 120 | 1500 | 43000 | Турб. Т 46 |
11 | 70 | 90 | 2500 | 17500 | И-40А | 36 | 45 | 65 | 2250 | 3900 | И-25А |
12 | 75 | 65 | 2250 | 11000 | Авт. АС-6 | 37 | 50 | 80 | 2000 | 2000 | Сепар. Л |
13 | 100 | 90 | 2000 | 25000 | И-20А | 38 | 56 | 50 | 2500 | 1000 | Сепар. Л |
14 | 105 | 100 | 2000 | 26000 | И-20А | 39 | 56 | 80 | 2800 | 12000 | И-40А |
15 | 115 | 80 | 1800 | 18000 | Турб. Т 22 | 40 | 60 | 80 | 1500 | 7000 | Авт. АС-6 |
16 | 120 | 110 | 1800 | 29000 | Турб. Т 22 | 41 | 60 | 100 | 1500 | 8000 | Авт. АС-6 |
17 | 105 | 135 | 1800 | 50000 | Турб. Т 22 | 42 | 67 | 80 | 1200 | 5500 | Турб. Т 22 |
18 | 45 | 70 | 3000 | 6000 | Авт.. АС-6 | 43 | 67 | 100 | 1200 | 9000 | Турб. Т 22 |
19 | 50 | 75 | 3000 | 9500 | Авт. АС-8 | 44 | 75 | 80 | 1600 | 12000 | И-40А |
20 | 55 | 88 | 2750 | 12000 | Авт. АС-8 | 45 | 75 | 100 | 1600 | 22000 | И-40А |
21 | 60 | 90 | 1800 | 13000 | Авт. АС-10 | 46 | 75 | 80 | 2000 | 16000 | Авт. АС-8 |
22 | 70 | 100 | 1800 | 27000 | Авт. АС-10 | 47 | 80 | 100 | 1950 | 8000 | Сепар. Л |
23 | 80 | 100 | 1800 | 50000 | Авт. АС-10 | 48 | 80 | 80 | 1950 | 5000 | Сепар. Л |
24 | 90 | 120 | 1500 | 32500 | Турб. Т 46 | 49 | 60 | 90 | 1800 | 10000 | Авт.. АС-10 |
25 | 100 | 120 | 2000 | 15000 | И-20А | 50 | 105 | 110 | 2000 | 25000 | И-20А |
Рассмотрим упрощенный метод расчета и выбора посадок, изложенный в работе [6].
|
|
Толщина масляного слоя в месте наибольшего сближения поверхностей отверстия и вала ,
где S – диаметральный зазор; – относительный эксцентриситет; е – абсолютный эксцентриситет вала в подшипнике при зазоре S.
Принципиальный график зависимости толщины масляного слоя от величины зазора S приведен на рис. 2.2.
Как видно из рис. 2.2, определенной толщине масляного слоя соответствуют два зазора. Например, [hmin] соответствуют зазоры [Smin]и [Smax]. Допустимая минимальная толщина масляного слоя, при которой еще обеспечивается жидкостное трение,
[hmin] = K×(RZD + RZD + gg) =
=K×(4RaD + 4Rad + gg),
где К³2 – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя; gg – добавка на неразрывность масляного слоя
(gg = 2-3 мкм).
Поэтому необходимо соблюдать условие
h ³ [hmin], Smin ³ [Smin], (2.1)
где [Smin] – минимальный допустимый зазор, при котором толщина масляного слоя равна допустимой [hmin].
Относительный эксцентриситет хmin, соответствующий зазору Smin, из-за возможности возникновения самовозбуждающихся колебаний вала в подшипнике рекомендуется принимать не менее 0,3, т.е. xmin ³ 0,3.
Для определения х используем приведенную в [8] зависимость
,
где w - угловая скорость вала, рад/с; СR – коэффициент нагруженности подшипника; P – среднее удельное давление (Па);
,
где Fr – радиальная нагрузка по цапфу, Н; l, dH.C. – длина подшипника и номинальный диаметр соединения, м; m - динамическая вязкость смазочного масла при рабочей температуре tn, H×с/м2,
,
Здесь – динамическая вязкость при tи = 50oC (или 100оС) (табл. 2.2);
tи – температура испытания масла (50 или 100°С); n – показатель степени, зависящий от кинематической вязкости масла n:
n50 | 20 | 30 | 40 | 50 | 70 | 90 | 120 |
n | 1,9 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 |
Обозначив , из формулы (2.1) получим:
. (2.2)
Таблица 2.2
Наименование и марка масла | Стандарт ГОСТ | Вязкость | |
кинематическая, сСТ | динамическая, m×103 Н×с/м2 | ||
Легкие индустриальные: Сепаратное Л | - | Вязкость при 50оС | |
6,0-10,0 | 5,4-9 | ||
Средние индустриальные: Сепаратное Т | - | 14-17 | 12,6-15,3 |
И-20А | 20799-75 | 17-23 | 15,3-20,7 |
И-25А | 20799-75 | 24-27 | 21,6-4,2 |
И-30А | 20799-75 | 28-33 | 25,2-29,7 |
И-40А | 20799-75 | 35-45 | 31,5-40,5 |
Турбинные: Т22 | 32-74 | 20-23 | 18-20,7 |
Т30 | 28-32 | 25,2-28,8 | |
Т46 | 44-48 | 39,6-43,2 | |
Т57 | 55-59 | 49,5-53,1 | |
Вязкость при 100оС | |||
Тяжелые индустриальные: Автомобильные: АС-6 | 10541-78* | ³ 6 | ³ 5,4 |
АС-8 | 8 ± 0,5 | 7,2 ± 0,45 | |
АС-10 | 10 ± 0,5 | 9 ± 0,45 |
На рис. 2.3 приведены зависимости А от х и отношения l/dH.C. Для определения хminпо формуле (2.2) необходимо определить Аh, соответствующее [hmin]: .
По рис. 2.3 можно определить хmin– относительный эксцентриситет, соответствующий зазору [Smin]; хопти Аоп т – относительный зазор и параметр А, соответствующие оптимальному зазору Sопт, при котором толщина масляного слоя достигает наибольшего значения h/; А х – значение параметра А при х = 0,3.
Минимальный допустимый зазор
,
где Кj - коэффициент, учитывающий угол охвата (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Угол охвата j, град. | Отношение l/dH.C. | ||||||||||
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | |
Коэффициент Кj | |||||||||||
3600 | 0,896 | 0,913 | 0,921 | 0,932 | 0,948 | 0,963 | 0,975 | 0,990 | 0,982 | 1,009 | 1,033 |
1800 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1200 | 0,958 | 0,908 | 0,921 | 0,907 | 0,891 | 0,872 | 0,860 | 0,852 | 0,821 | 0,829 | 0,814 |
Максимальный допустимый зазор при h = [hmin]
.
При выборе посадки необходимо выполнить условие
Smax £ [ Smax]. (2.3)
При этом
,
где - поправка, связанная с различием коэффициентов линейных расширений материалов вала и втулки или существенным различием температур соединенных деталей, . Здесь aD, ad – коэффициенты линейного расширения втулки и вала (табл. 2.4); DtD, Dtd - разность между рабочей и нормальной (20оС) температурами; - поправка, связанная с наличием неровностей на поверхностях вала и втулки, =8×(RaD + Rad); Тизн – допуск на износ.
|
|
Таблица 2.4
Марка материала | Коэффициент линейного расширения a×10-6 1/град. | Марка материала | Коэффициент линейного расширения a×10-6 1/град. |
Сталь 30 | 12,1 | Чугун | 11 |
Сталь 35 | 12 | Бронза БРОЦС6-6-3 | 17,1 |
Сталь 40 | 11,9 | Бронза БРАЖ9-4 | 16,2 |
Сталь 45 | 11,9 | Латунь ЛАЖМц60-1-1 | 21,6 |
Сталь 50 | 11,2 | Латунь ЛМцС 56-2-2 | 21 |
Величина допуска на износ может задаваться числовым значением, рассчитанным по требуемой долговечности подшипника, или определяться по предписанному коэффициенту запаса точности КТ:
,
где .
При выборе посадки необходимо использовать дополнительное условие, по которому средний зазор SC в посадке должен быть примерно равен оптимальному Sопт:
.
Если при выборе посадки не удается выполнить условия (2.1) и (2.3), то следует произвести проверку правильности выбора посадки теоретико-вероятностным методом, определив для этого вероятностные зазоры:
; .
При невыполнении условий
и
необходимо провести повторный расчет. При этом разрешается выбрать другую смазку (изменить m).
Пример. Рассчитать и выбрать по ГОСТ 25347-82 посадку с зазором для подшипника скольжения, работающего в условиях жидкостного трения при следующих данных: dH.C. = 115 мм; l = 100 мм; n = 800 об/мин или ; масло И-20А с m50= 20×10-3 H×с/м2 (см. табл. 2.2); КТ = 1,5; Fr = 16000 H.
Принимаем, что подшипник с углом охвата j = 360о работает при температуре tn = 70оC, вкладыш – из бронзы БРОЦС6-6-3, вал – из стали 40.
Решение
1. Среднее удельное давление
.
2. Допустимая толщина масляного слоя
[hmin] = 2(4RaD + 4Rad + gg)×10-6 = 2×(4 × 0,4 + 4 × 0,2 + 3)×10-6 = 10,8×10-6м,
где RaD = 0,4 мкм, Rad = 0,2 мкм приняты по приложению Б.
3. Динамическая вязкость масла при температуре работы подшипника
где n = 1,9 (см. стр. 15).
4. Значение
5. По рис. 2.3 при Ah = 0,236 и l/dH.C. = 100/115 = 0,9 для подшипника с углом охвата j = 360о находим хmin < 0,3 (принимаем хmin = 0,3); хmax = 0,932; хопт = 0,49; Аопт = 0,435; Ax = 0,409 (значение А при х = 0,3).
|
|
6. Минимальный допустимый зазор
где Кj = 0,963 для j = 360о взят из табл. 2.3.
7. Максимальный допустимый зазор
8. Максимальный допустимый зазор с поправками
=
= 305,9×10-6–0,115(17,1×10-6×50 – 11,9×10-6×50) –8(0,4 + 0,2)×10-6=270,05×10-6м,
где aD = 17,1×10-6 для бронзы БРОЦС6-6-3, ad = 11,9×10-6 для стали 40 взяты из табл. 2.4.
9. Допуск на износ при запасе точности КТ = 1,5
Максимальный допустимый зазор с учетом допуска на износ
10. Для выбора посадки желательно, чтобы средний зазор в посадке SC был примерно равен оптимальному Sопт:
Толщина масляного слоя при Sопт
11. Выбираем посадку по табл. А.3 приложения А из условия
Smin ³ [Smin], Smax £ [Smax].
Отсюда .
Для выбранной посадки Smin = 36 мкм, Smax = 210 мкм, SC = 123 мкм, ТD = 87 мкм, Тd = 87 мкм. Выбранные Smin, Smax не отвечают требованиям условия, однако эти отступления незначительны.
12. Допустимость принятия выбранной посадки проверим теоретико-вероятностным методом:
;
.
Следовательно, посадка выбрана правильно. Выполнить условие равенства SC и Sопт не удалось, поскольку потребовалось бы значительно сократить допуски TD и Td, что нежелательно.
13. Схема полей допусков представлена на рис. 2.4, а эскизы соединения и сопрягаемых деталей – на рис. 2.5.
Вопросы для контроля
1. Какой режим работы обеспечен в выбранной Вами посадке?
2. Как влияют вязкость масла и частота вращения на величину зазора в посадке?
3. Какова нормальная температура и как влияет рабочая температура на величину зазора в посадке?
Задача 3