Промышленные рынки характеризуются следующими особенностями.
1. Покупателями являются предприятия и организации. Число их немногочисленно, но они более крупные.
2. Закупки предприятий определяются спросом на конечную продукцию. Производитель продуктов промышленного назначения должен контролировать конечный рынок и своего конечного потребителя.
3. Спрос по цене на многих рынках предприятий чаще всего является неэластичным. Колебания цен на многие товары производственного назначения, особенно в короткий период времени, не оказывают ощутимого влияния на общий объем спроса.
4. Одни товары производственного назначения характеризуются продолжительным жизненным циклом (для оборудования -10,15,20 и более лет), другие в технологическом плане быстро стареют.
5. Закупки осуществляют профессионалы, которые могут сформулировать требования товару с технических, технологических, экономических и логистических позиций
Типология продуктов промышленного назначения.
Товары производственного назначения можно классифицировать следующим образом:
|
|
Сырье
Полуфабрикаты
Комплектующие узлы и детали
Основное оборудование
Вспомогательное оборудование
Вспомогательные материалы
Промышленные услуги
Типы организационных структур
Небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, часто используют более централизованные структуры. Одним из принципов организации управления маркетингом в крупных компаниях является максимальное приближение мест принятия маркетинговых решений к подразделениям, где занимаются практическим маркетингом.
В каждом конкретном случае структура зависит от многих факторов, обобщив которые, можно сделать два практических вывода:
1. Структура функционального типа целесообразна в тех случаях, когда производственно-сбытовая деятельность предприятия отличается однообразием и повторяемостью (например, из года в год производится одна и та же продукция, реализуемая на одних и тех же рынках).
2. Организация по товарам целесообразна в тех случаях, когда работа предприятия связана с решением новых проблем, т. е. приходится иметь дело с новыми ситуациями.
Большинство предприятий одновременно выполняют традиционные работы и решают новые проблемы (например, сбыт традиционных товаров, с одной стороны, и разработка новых видов продукции - с другой).
При определении структуры отдела маркетинга надо искать компромиссное решение вопроса по критерию наивысшей эффективности управления при реализации выбранного варианта.
|
|
Практика показывает, что организационная структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих четырех ориентации:
1) функциональную;
2) товарную;
3) региональную;
4) сегментную.
Особенности промышленного маркетинга
Основные средства коммуникаций в промышленной среде
Можно выделить три основные группы коммуникаций:
1. средства прямого воздействия;
2. косвенные средства рекламы;
3. дополнительные средства.
Средства прямого воздействия:
1.Выставки и специализированные салоны. Участие в таких выставках является насущной необходимостью для предприятия, если оно стремиться зарекомендовать себя на зарубежных рынках. Но и выставки внутри своей страны позволяют поддерживать имидж предприятия, расширить географию поставок.
2. Семинары по подготовке информации для торгового персонала. Предприятие должно заботиться о своевременном информировании независимых торговых посредников. Их следует знакомить с результатами развития фирмы и ее товаров.
3. Презентация и демонстрация оборудования. Периодические презентации и демонстрация оборудования является способом рекламного стимулирования. приглашаются потенциальные потребители из данного региона и представители специализированной прессы.
4. Организация передвижных выставок и демонстраций. При таком способе возможно значительное расширение географии рекламного воздействия с выходом в другие регионы.
Косвенные средства рекламы:
Экономическая пресса и пресса общего содержания
Общая техническая пресса
Специализированная техническая пресса
Почтовая реклама
Специализированные ежегодные справочники
Распространение образцов
Дополнительные информационные средства:
Документация, способствующая продаже
Газета предприятия
Посещение цехов, заводов, «дни открытых дверей»
Технические статьи
Конгрессы, конференции
Распространение фильмов