Выступление с опорой на текст

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основ­ные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положе­ния речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выде­лить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. п.

Система обозначений и выделений может быть са­мой разнообразной (прямая, волнистая, пунктирная линии; обведение в квадрат, кружок; римские и араб­ские цифры; использование цветных карандашей и фломастеров и т. п.).

Таким текстом легко пользоваться во время вы­ступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слу­шателями.

Выступление без записей.

Мечтой многих ораторов остается умение высту­пать перед слушателями без всяких записей. Возможно ли это?

С самого начала надо опи­раться на полный текст, писать все, что собираетесь сказать. Когда оратор привыкнет к публичным выступлени­ям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влия­нием случайных факторов, можно переходить к по­дробному конспекту. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно; по этим «нотам» можно разыгрывать любые словесные вариа­ции.

В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

1. первую фразу или даже 2-3 фразы;

2. концовку (2-3 фразы);

3. наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;

4. цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. п.

Постепенно от конспекта можно перейти к плану. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фикси­руется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержа­ния. Важно, чтобы формулировка пункта плана вызы­вала у оратора достаточно четкое представление о том или ином смысловом блоке.

Высший класс умений публичного выступления — речь вообще без всякой бумажки.

Итак, назовем еще раз рекомендуемые специалис­тами основные формы работы над выступлением:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формуляров -ками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Неподробный конспект с обозначением перехо­дов, от блока к блоку, цитатами и т. п. План с цитатами и т. п.

4. Речь без бумажки.

Выступление экспромтом.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступ­ления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экс­промтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесе­ния. При этом требуется большая мобилизация памя­ти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, ус­танавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за необработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопро­сы остаются неосвещенными.

Неизбежны какие-то отступления, вызванные но­выми ассоциациями, не всегда точными бывают фор­мулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, кото­рый имеет большой запас знаний и владеет необходи­мыми риторическими навыками и умениями.

Особенности подготовки к публичному выступлению

1) Выступление перед воображаемой группой слушателей

(Такое выступление позволяет оттачивать формулировки, логично и убеждённо строить те или иные суждения, в реальной обстановке оратору будет легче подстраиваться под конкретные условия, в которых ему придётся выступать).

2) Краткое содержание выбранного текста.

3) Использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений

(Воспринимая свое собственное выступление со стороны, оратор замечает встречающиеся ошибки и шероховатости и имеет возможность исправить их в дальнейшем).

4) Отработка определений каких-либо терминов и понятий

(Когда человек четко ориентируется в терминологии, ему становится проще строить выступления, делать логические связи и обобщения).

Структура выступления:

1. вступление, стержневая идея доклада (акцентировать внимание слушателя на предмете доклада)

2. краткая история рассматриваемого вопроса;

3. тенденции развития проблемы;

4. накопленный опыт решения рассматриваемых вопросов;

(2,3,4 в совокупности должны составлять примерно половину выступления)

5. формулирование предложений по решению проблемы, поднятой докладчиком следует считать основной частью выступления.)

6. заключение (повторить стержневую часть и главные предложения по решению проблемы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: