Создание Русского государства – базис формирования отечественной системы таможенного дела и таможенной политики

Лекция 3. Формирование системы таможенного дела и таможенной политики (XV-XVI вв.)

Создание Русского государства – базис формирования отечественной системы таможенного дела и таможенной политики

 

В XV в. было образовано Русское государство (Московское царство) на всей территории Древней Руси, за исключением части, захваченной Польшей. Было создано первое российское собственно государство, поскольку, как уже отмечалось выше данное важное обстоятельство, правильнее считать Киевскую Русь состоянием государственности, а не полноформатным государством со всем набором атрибутов – необходимых государственных признаков. К середине XVI века оформилось создание фундаментальных основ государственно-правового управления в Российском государстве. Дело своего деда Ивана III, объявившего о создании Русского государства на территории, ранее вмещавшей более пяти десятков разрозненных удельных княжеств, и своего отца – Василия III, расширившего эту территорию, завершил Иван IV. Этот замечательный исторический период Лев Гумилев назвал «первым максимумом пассионарности России», т.е. мощного всплеска внутренней энергии русского народа.

         
   

 


    Иван III Великий                Василий III                   Иван IV Грозный

 

В этот период Русь впервые заявила о себе, как о самостоятельном, независимом и едином централизованном государстве, были установлены регулярные дипломатические и торгово-экономические отношения с европейскими странами, что нашло отражение в многочисленных записках иностранцев о средневековой России[1]. Например, в «Сообщении о России» дипломата, грека Георга Перкамота, современника Ивана III, о Руси говорилось, как о вполне цивилизованном государстве по европейским меркам. В трактате венского епископа Иоганна Фабри «Религия московитов», составленном в 1525 г., дается весьма положительное представление о Русском государстве. В нем, в частности, отмечено, что «правители этой страны так же могущественны, как римские императоры», что «русское войско большое и сильное». Автор трактата всячески хвалит русских людей «за честную торговлю и целомудренность». Фабри пишет, что, узнав про русские религиозные нравы, был просто поражен: «Мы были так потрясены, что, охваченные восторгом, казались лишенными ума, поскольку сравнение наших христиан с ними в делах, касающихся христианской религии, производило весьма невыгодное впечатление. Мы считали их ведущими звериный образ жизни, а они благочестивее нас… Русские люди чтят веру отцов и сохранили ее в целости, чистоте и святости». Когда в середине XVI века англичанин Ричард Ченслор открыл северный морской путь в Русское государство, он поразился тому, что Москва по площади больше Лондона со всеми предместьями, а первыми фразами в его сочинении «Книга о великом и могущественном царе России» были: «Россия изобилует землей и людьми и очень богата теми товарами, которые в ней имеются…»[2] Впрочем, было немало и негативных описаний России иностранцами, стремящимися создать нужные западной цивилизации стереотипы, очернить и принизить сильного, не подчиняющегося европейскому давлению, конкурента на международной арене, каковой уже тогда стала Русь. С анализом оценок Руси того времени иностранцами – позитивных и ложно-негативных – можно ознакомиться в докторской диссертации министра культуры России В.Р. Мединского «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII вв.»[3]

Важным следствием объединения русских земель в едином централизованном государстве стал не просто факт его создания, а стремительное формирование сильного, мощного государства, новой державы, которая в XVI в. заняла заметное и прочное место в системе международных отношений в центральной части Евразийского континента. Причем иным, более государственным, стал политический кругозор московских правящих кругов, чему, на наш взгляд, значительно способствовало распространение идей монаха Филофея о Москве, как не рядовом, значимом государстве, Третьем Риме. Впрочем, в то же время, это обстоятельство стало предметом сопротивления со стороны немалого числа бояр – бывших удельных князей, по-прежнему стремящихся к удельщине, суверенизации и децентрализации страны в угоду лично-корыстным интересам.

Сложившаяся тогда в Русском государстве сословно-представительная конструкция государства (сословно-представительная монархия), основой которой была воля всей «земли», т.е. всего народа, всех сословий, трансформировавшаяся через Земский собор, представляла собой форму правления, бывшую, пожалуй, самой передовой в тогдашнем мире, а может быть и ныне являющейся одной из самых удачных в истории человечества.

Высшим органом государственной власти «недавно собранной Русской земли»[4] – причем, законодательной власти – являлся Земский собор, который «увенчал собою объединение Русской земли», и который так же можно называть Большим народным вече, т.к. были введены еще малые, общинные вече – земства, т.е. органы местного самоуправления. Царь был главой государства. Земский собор – это своеобразный съезд представителей всех слоев населения, включая крестьянство, чьи интересы представляли земские старосты, а также боярство, дворянство, духовенство, купечество, посадское, т.е. городское, население, причем обязательным было представительство выборных от всех городов. Возможно, на Земских Соборах, по крайней мере, на некоторых из них, участвовали таможенные головы, о чем можно судить по утвердительной грамоте Земского Собора 1598 г., в которой среди выборных делегатов упоминаются также «головы»[5], правда, не уточняется, какие, возможно, таможенные, а может быть – стрелецкие, а может – и те, и другие. А вот на «неполном соборе» 1681 г., созванном третьим Романовым – царем Федором Алексеевичем, таможенные головы, в качестве выборных делегатов, наверняка, присутствовали. Дело в том, что этот собор был созван с целью наведения порядка в торговле и сборе налогов и пошлин – «государевых и кабацких сборов» (за государевы таможенные и кабацкие сборы как раз отвечали таможенные головы)[6].

Земский собор – это был «орган, в котором земля могла всецело высказаться и заявить свои нужды», через «наказы (договоры)», вручаемые населением выборным людям вместе с «выборным листом», и в которых содержались «обиды, насильства и разоренья и чем Московскому государству полниться, …о местных нуждах и о тех средствах к их удовлетворению, которые, по мнению общества, были бы для того пригодны, …земля высылала своих представителей на земский собор, которые умели рассказать, как полниться государству Московскому»[7]. Практически это был парламент, своеобразный орган представительной, народной власти, который восстановил древнерусское вече (в новом формате), функционировавшее до XIV в. Кстати сказать, парламент Англии, который в Европе считают первым в мире, был создан Кромвелем лишь через 100 лет, в 1648-49 годах.

Первый Земский собор в феврале 1549 года возглавлял царь Иван IV, о его открытии он объявил на Болотной плошади.

Земский собор собирался эпизодически, для решения наиболее важных вопросов, когда у царя и Боярской думы возникала необходимость «посоветоваться с землей». К таким вопросам относились: объявление или завершение войны, изменение системы сбора налогов или системы сбора таможенных пошлин, утверждение царя, утверждение основных законодательных актов – Судебников, затем – Уложений (к примеру, Судебник Ивана IV 1550 года был принят на Земском соборе, Соборное Уложение 1649 года – тоже), утверждение приказов. Например, на первом Земском соборе в феврале 1549 года был создан Посольский приказ, в ведении которого состояли иностранные, а также таможенные дела. Приглашение на Земский Собор рассылалось правительством из Москвы, в виде «пригласительных грамот по всем городам, чтобы высылали выборных людей, …лучших, …добрых и разумных, …которых излюбят местные земщины, причем определялось сколько выборных людей прислать из какого города»[8] (при этом можно было прислать больше делегатов, чем было указано в грамоте, но не меньше).

Примечательно, что инициатором создания государственного института Земского собора, серьезно ограничивавшего власть царя, был сам царь (Иван Грозный), который объявил о созыве выборных людей от всех сословий уже на следующий день после своего венчания на царство. По мнению профессора Московского университета И.Д. Беляева, это мог сделать – т.е. добровольно ограничить свою власть и допустить до власти народ – только этот молодой царь – «от природы одаренный большими способностями и непреклонною волей, а по обстоятельствам жизни очень рано сделавшийся опытным и приобретшим особый взгляд на дела и на людей»[9].

Однако это обстоятельство во многом объясняется тем, что Земские соборы были серьезным, эффективным и надежным инструментом государственного управления в руках главы государства. Дело в том, что, во-первых, мнение «земли», на которое опирался царь, выраженное в наказах выборным делегатам и в соборных грамотах, серьезно ограничивало власть бояр, стремившихся вернуться к удельному, местничковому правлению, т.е. к суверенизации, а во-вторых, консенсус (необходимое стопроцентное принятие решения при голосовании, из-за чего Соборы иногда проводились по нескольку месяцев – пока единогласное решение не будет принято; а речи и решения скреплялись крестным целованием) обязывал затем неукоснительно исполнять решения Собора не только его делегатами (примерно 400-500 человек), но и всеми, кого они представляли, т.е. всей «землей», всем народом. 

В периоды между Земскими соборами высшим законодательным и судебным органом власти была Боярская дума. Поэтому, кстати, указы царя утверждались Боярской думой, и лишь после этого вступали в действие, и назывались они – «именные указы царя с боярским приговором».

Основу Боярской думы составляли бояре – бывшие удельные князья, что, с одной стороны, позволяло учитывать интересы разных земель (прежде всего, уездов, которыми стали называться удельные княжества – от словосочетания «князь уехал» или «князя уехали в Боярскую думу»), а с другой – они представляли собой такой противовес воле царя, который нередко приводил к конфликтам (самый серьезный из которых – «опричнина»).

В этот период впервые в истории страны было создано правительство. Функции правительства исполняла система приказов – отраслевая система управления народным хозяйством, говоря современным языком. Приказы представляли собой органы центрального управления, обязанности которых были схожи с нынешними министерствами. Каждый приказ отвечал за отдельную отрасль. Например, Посольский приказ, в котором находилась государственная печать, и который располагался в Кремле, курировал дипломатическую службу, внешнюю политику, выкуп пленных, договоры с другими странами, в т.ч. торговые, а также таможенное дело. Вполне возможно, Посольский приказ отвечал за сбор выборных людей на заседания Земского Собора, о чем можно судить по грамоте царя и Боярской думы от 12 января 1616 года «о присылке в Москву новых выборных для земскаго собора», разосланной по городам: «Велено вам прислати к нам к Москве, для нашего великаго дела на совет, …по­садских людей, лучших и середних трех человек, добрых, разумных и состоятельных людей; тотчас, не мешкая ни часу, и на Москве тем людям велено явиться в Посольском приказе, думному дьяку нашему Петру Третьякову»[10]. Поместный приказ управлял сведениями о землях. Разрядный и Стрелецкий приказы занимались военными делами, службой, управляли городовыми казаками и стрелецким войском. Разбойный приказ выполнял правоохранительные функции. В приказы Большого прихода и Большой казны поступали, соответственно, подати и таможенные пошлины. Челобитный приказ, в который поступали жалобы от людей, разбирался с самоуправством чинов, мздоимством и взяточничеством, он также осуществлял контроль и надзор над остальными приказами в целях сдерживания самоуправства властей (первый начальник Челобитного приказа – сподвижник царя Алексей Адашев, член «Избранной рады»). Ямской приказ отвечал за почтовую службу. Аптекарский – за лекарства. И так далее. При необходимости создавались временные приказы, которые выполняли отдельные функции, а по завершению их исполнения, распускались.

В систему органов государственного управления органично вписывалась оформленная в этот исторический период система таможенных учреждений. (См. рис. 7).

Сложившиеся к середине XVI века политико-правовые основы Российского государства позволили осуществить ряд реформ, направленных на укрепление единого Российского государства: земскую реформу, губную реформу, судебную реформу, денежную реформу, военную реформу (создание регулярного стрелецкого войска), реформу госслужбы (в т.ч. отмену кормлений), создать органы местного самоуправления (земства). И в том числе – осуществить таможенную реформу, приведшую к созданию системы таможенного дела и формированию охранительной, протекционистской таможенной политики.

Как справедливо отмечается в исследовании Ю.А. Тихонова, «примерно с середины XVI в. аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Появление уставных таможенных грамот и связанное с этим ограничение произвола феодалов в области взимания пошлин содействовали экономическому развитию страны»[11].

Несколько подробнее затронем вопрос денежной реформы. Дело в том, что по мере объединения нескольких десятков русских удельных княжеств в единое государство образовался слишком большой ассортимент монет, который стал затруднять торговлю. Это стало причиной проведения в период царствования Ивана IV денежной реформы, которая началась в 1534 г., а завершилась в 1538 г. созданием единой монетной системы. Допускалось хождение только общегосударственных монет и только одного типа и веса. Такими монетами были установлены: копейка, денга (деньга, 1/2 копейки) и полушка (1/4 копейки). 100 копеек составляли рубль, 50 – полтину, 10 – гривну (гривенник). При этоммонетами были копейки, денги и полушки, а такие денежные единицы, как рубль, полтина и гривенник были только счетными понятиями.

Для чеканки монет были оставлены лишь три монетных двора – Московский, Новгородский и Псковский. На копейках был изображен всадник с копьем – Георгий Победоносец, а надпись гласила: «Царь и князь великий Иван всея Руси». На денгах изображался всадник с саблей, а также надпись: «Царь и князь великий Иван». На полушке были изображены птичка (голубь) и слово «Государь».

Сложившаяся тогда монетная система оставалась неизменной до конца XVII в., изменялись только надписи имен царей. И до наших дней сохранилась заложенная тогда система счета – 100 копеек составляют рубль – и названия основных денежных единиц – рубль и копейка.

Результатом выше названных реформ стал рост количества городов, численность населения значительно увеличивалась. Нарастало производство сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Ширилась торговля, в том числе международная, несмотря на препятствия, создаваемые правителями других стран, не желавших усиления России. В 1550 г. основывается знаменитая ярмарка у Макарьевского монастыря на Волге.

Благодаря тому, что организация таможенного дела в то время была в ведении Посольского приказа, ширились международные торговые связи, причем не только с ближними соседями. В 1550 г. во времена Ивана Грозного был заключен торговый договор между Англией и Россией, который действовал 100 лет. В 1555 г. в Англии была образована Московская (Русская) торговая компания. Ей были предоставлены привилегии на торговлю в Русском государстве.

Результатом действий по государственному строительству стало появление и закрепление на карте мира еще одного сильного государства, нового мирового геополитического центра – Русского (Московского централизованного) государства.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: