Занятие 4. Методы исследования

 

Чтобы стать хоро­шим исследователем надо уметь наблюдать.

Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Посто­янно используется наблюдение обычным человеком в повсе­дневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоце­нимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные прибо­ры и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

Выполним задания!

1. Перед вами парные картинки, содержащие различия. Найдите два одинаковых предмета.

Что у них общего? _________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Чем они отличаются?______________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Определите, какие предметы изображены на рисунке?

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Каждый исследователь – мы­слитель. Ммыслить, значит высказывать суждение. Суждение – одна из основных форм логического мышления. Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связыва­ются между собой. Формой связи понятий друг с другом и явля­ется суждение, умозаключение.

3. Найдите ошибки художника.

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару, соединив их стрелками

Схема молния
Вода скорость
Гроза текучесть
Лед лампочка
Движение холод

Особое место в науке и наших повседневных исследова­ниях принадлежит эксперименту. Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках. Слово «эксперимент» проис­ходит от латинского, переводится на русский как «проба», «опыт». В отличие от наблюдения, только фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

5. Проведите мыслительный эксперимент, ответив на вопрос: Что можно сделать из куска бумаги? ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Сделайте предположение, какие эксперименты могут проводить ребята?

6.1. _________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.2. _________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

6.3. ________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

6.4. ________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Проведите эксперимент с реальными объектами и определите плавучесть предметов.

7.1. Возьмите десять самых разных предметов: деревянный кубик, чайная ложка, яблоко, камешек, бумажный кораблик, резиновый мячик, шарик из пластилина, кнопка, картонная коробка, пластмассовый шарик.

 

7.2. Предположите, какие предметы, по вашему мнению, утонут, а какие будут плавать.   __________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

7.3. Проверьте свое предположение – гипотезу:

Запишите результаты в таблицу и проверьте, совпадают ли они с вашим предположением. Совпадения подчеркните синим карандашом, а различия – красным карандашом.

 

Плавающие предметы Утонувшие предметы
   

 

8. Сколько раз (как минимум) необходимо повторить эксперимент, чтобы он был достоверным? ____________________________________________

Ответ поясните _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вывод.   Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с предметами и их свойствами, с использованием различных приборов и инструментов.

9. Рассмотрите приборы и инструменты, изображенные на рисунке, подпишите их название и подумайте, для чего они применяются

  ______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

10. При проведении любого эксперимента очень важно соблюдать технику безопасности. Поэтому предлагаем Вам определить, что верно, а что неправильно на изображении с точки зрения соблюдения безопасности?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Мы с Вами наблюдали, анализировали, делали предположения и т.д. и все это относится к методам исследования.

11. Соедините стрелками метод исследования и его определение, используя словарь терминов, прочитайте специальные методы, применяемые при изучении природы и природных явлений.

Общенаучные методы исследования

Анализ метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.
Синтез метод исследования путем рассмотрения отдель­ных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь
Дедукция метод рассуждения от частного к общему.
Индукция метод исследования явления в его единстве и вза­имной связи частей, обобщение, сведение в единое целое дан­ных, полученных анализом
Интервьюирование письменный опрос
Анкетирование форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом
Наблюдение воспроизведение какого-нибудь явления экспери­ментальным путем, создание чего-нибудь нового в определен­ных условиях с целью исследования, испытания
Эксперимент описательный исследовательский метод

Специальные методы исследования (область науки – физика, естествознание)

Обработка и анализ данных

Документальный метод

Рентгенологический метод

Тестирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: