1) Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что их зовутся устойчивыми словосочетаниями.
Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока.
2) Есть, конечно, и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.
3) Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро, рукой подать – близко.
4) Главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл.
Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла.
Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок.
Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство.
Помните: используя фразеологизмы, не нарушайте их целостности. Например: принимать участие, играть роль, иметь значение
ПРИМЕРЫ фразеологизмов:
Бить баклуши – бездельничать,
|
|
Вилами по воде писано – еще не известно, как будет, исход не ясен,
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом
Играть в бирюльки – заниматься пустяками, ерундой
Семь пятниц на неделе – о человеке, который часто меняет свои планы и решения.
Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости).
После дождичка в четверг – никогда
Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности.
Задать головомойку (баню) - намылить шею, голову - сильно отругать.
Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.
Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)
Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости
Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.
Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся.
ПОДСКАЗКА
Словарь фразеологизмов к ВПР в 6 классе
С сайта «Решу ВПР
алфавит | Толкование фразеологизма | Ситуация | ||
Б | белая ворона — тот, кто отличается от других. | Он никогда не мог произнести грубого слова или обидеть кого-то. Этим он был так не похож на всех остальных детдомовцев. Мы прозвали его белой вороной. | ||
В | Сесть в калошу — попасть в неловкое положение. | Миша с легкостью заявил: «Я тоже так могу». Он разбежался, подпрыгнул и неожиданно для себя бухнулся прямо в лужу. Вот уж, действительно, сел в калошу. | ||
Влипнуть в историю — попасть в неприятную ситуацию. | Когда весь класс решил сбежать с уроков, я присоединился ко всем. Никто теперь не виноват, что я сам влип в историю. | |||
Ж | ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся. | Я нахватал много двоек, и мама сказала: «Нечего ждать у моря погоды. Пора действовать. Садись за учебники!» | ||
З
| задирать нос — важничать, ставить себя выше других, зазнаваться | У меня есть друг. Всегда уверенный в себе, он, вместе с тем, никогда не задирал нос и легко сходился с товарищами по учёбе. Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой. | ||
Засучив рукава — добросовестно, усердно | На субботнике шестиклассники работали засучив рукава. Потому школьный двор стал красивым и чистым. | |||
К | Как две капли воды — одинаковые, похожие. | Братья были похожи как две капли воды. Никто не мог их различить. | ||
как из ведра — очень сильно, в большом количестве. | Мы неделю собирались в поход: закупали всё необходимое, обсуждали маршрут, но поход пришлось отложить: подвела погода. Дождь лил как из ведра. | |||
М | много воды утекло — много времени прошло. | История была забавная. Она памятна мне по сей день, хотя с той поры много воды утекло. | ||
П | пруд пруди — много. | «Да у меня этих конструкторов хоть пруд пруди», — хвастаясь, заявил Борька. Мы, конечно, ему не поверили. | ||
Р | развесил уши — заслушался. | Мы пришли на встречу с путешественником. Он рассказывал о своих приключениях, а мы слушали его, развесив уши. | ||
Т | тише воды, ниже травы — скромно, незаметно себя вести. | Чтобы нас не заметили, пришлось сидеть тихо. Тогда мы узнали о себе, что можем быть тише воды, ниже травы. |
Варианты из Интернета
алфавит | Толкование фразеологизма | Ситуация | ||
Б | бежать высунув язык — бежать очень быстро, на пределе сил. | Совсем недавно мы были свидетелями такой картины: из малинника, высунув язык, бежали два мальчишки. Оказалось, что там уютно расположились осы, которые напали на мальчиков. | ||
бить баклуши — бездельничать, ничего полезного не делать | Некоторые ребята не хотят учиться. Они ленивы и целыми днями только бьют баклуши. | |||
В | в мгновение ока — вмиг, моментально | Однажды я сильно упала, поскользнувшись на льду. И в тот момент, когда я «летела», я подумала: «Вот и жизнь прошла в мгновение ока» | ||
войти в обиход - укрепиться, укорениться, пустить корни, войтив обычай, установиться | Рядом с нами поселились новые соседи. Мы с ними быстро подружились. И посещение друг друга по вечерам у нас вошло в обиход | |||
Г | глаз не отвести — невозможно отвернуться. Речь идет о ком-либо или о чём-либо особенно привлекательном, ладном | В нашем купе сидел один пассажир, молчал, читал или в окно смотрел… Мы с интересом за ним наблюдали: он был красив очень. Мы не могли отвести от него глаз! | ||
Глаз не оторвать - залюбоваться. | Мама посадила разные цветы на клумбе. Когда они выросли и зацвели, то глаз не отвести было от этой красоты. | |||
Д | до сих пор - до настоящего времени, до настоящего момента. | Недавно мы ездили в Воронеж на соревнования по баскетболу. Против нас играли лучшие игроки области. Но мы, молодая и еще неопытная команда, выиграли и до сих пор не можем понять, как это произошло! | ||
З | за тридевять земель – очень далеко | Я люблю собирать марки. Однажды мне пришлось поехать за тридевять земель за интересной маркой. Как же я был рад, когда эта марка появилась в моём альбоме! | ||
И | испокон веков - издавна, с давних, незапамятных времен | Испокон веков люди сочиняли сказки и передавали их из уст в уста. Вот и мы сегодня на уроке литературы тоже стали творцами волшебных сказок. | ||
из века в век — постоянно, непрестанно | Из века в век, из поколения в поколение передавались разнообразные приметы, связанные с погодой. Ведь в давние времена, человек не мог объяснить многих природных явлений. | |||
из года в год — каждый год, ежегодно (употребляется для обозначения непрерывности, постоянства какого-либо действия) | Из года в год в нашей школе существует традиция – в сентябре проводить День В.П.Захарченко. Его имя носит наша школа, и мы бережно храним о нём память. | |||
из уст в уста — от одного к другом(о передаче сообщения, известия, новостей) | Слухи о геройском поведении нашего одноклассника Саши во время пожара передавались изуствуста. И весь наш класс гордится им. | |||
Н
| на краю света — очень далеко, где земля сливается с небом. | Приятель стал объяснять мне, как добраться до его дома. Говорил очень долго. Я понял, что дом находится на краю света. | ||
не верить глазам — сильно удивляться, поражаться увиденному (обычно чему-то неожиданному). | Миша долго лежал в больнице и очень скучал. И вдруг однажды на пороге палаты появились его одноклассники. Он не поверил своим глазам! | |||
О | одерживать верх — победа над кем-то или преодоление чего-либо. | Команда нашего класса долго готовилась к выборам президента школы. Все были счастливы, когда именно наш кандидат одержал верх на выборах. | ||
П | повесить нос — огорчаться, сильно расстраиваться, приходить в уныние | Меня не взяли на олимпиаду по математике. Домой я шёл повесив нос. | ||
путаться под ногами — мешать; является помехой в чем-либо для других. | Приближался праздник, и мама весь день трудилась на кухне, а ей только мешал. В конце концов она сказала: «Сынок, не путайся под ногами! Займись делом: почисти картошку». | |||
по сей день — до сегодняшнего дня | Мы познакомились с товарищем ещё в первом классе и дружим по сей день. Дружба делает нашу жизнь более интересной. | |||
поставить на одну доску — приравнивать, уравнивать полностью или в каком-либо отношении. | Наш классный руководитель никогда не выделяет любимчиков в классе, он ставит всех на однудоску. Поэтому мы его уважаем. | |||
Р
| работать засучив рукава — работать добросовестно, усердно | На субботнике шестиклассники работали засучив рукава. Потому школьный двор стал красивым и чистым. | ||
рукой подать — находиться очень близко, совсем рядом. | Увидев соседа с полной корзиной грибов, ребята решили тоже пойти в лес. Они спросили у бабушки, далеко ли лес. Услышав, что до соснового бора рукой подать, они побежали за корзинами. | |||
С | с гулькин нос — очень мало; | Мы с ребятами делали декорации для спектакля и раскрашивали стены за́мка белой краской. Её осталось буквально с гулькин нос, а ведь нам надо было ещё нарисовать белоснежные горы. | ||
спустя рукава — кое-как, небрежно, без усердия выполнять что-либо; | Мой друг готовился к контрольной работе по истории спустя рукава. Ему лень было повторять даты, изучать атлас, читать дополнительную литературу. Поэтому его отметка за контрольную меня не удивила. | |||
с незапамятных времён — сдавних пор, из века веков, с давнишних пор, издавна, исстари, уже давно, давно | У меня снезапамятныхвремен есть мечта– приобрести собаку. И вот однажды родители решили помочь мне в осуществлении этой мечты и купили мне собаку. | |||
сломя голову — очень быстро, поспешно, опрометью, стремительно, безрассудно, без обдумывания. | Сегодня мы едем на море! Быстро собираем вещи. Выходим на улицу. И вдруг вспоминаем, что забыли билеты. Возвратились! А потом сломы голову мчались на поезд. Слава богу, не опоздали! | |||
Т | топорная работа — работа,сделанная грубо, небрежно, некрасиво | Я очень старался сколотить скамейку для дачи. К сожалению, получилась какая-то топорная работа. |