Где живет сознание. В РАМТе научные истины стали героями спектакля по пьесе Тома Стоппарда «Проблема»

На этом спектакле придется сосредоточенно вслушиваться в слова и пытаться вникнуть в их смысл. Но если не ждать, что вас будут развлекать специально взбитой...

Марина Токарева15 февраля 2019

СЮЖЕТЫКУЛЬТУРА

На этом спектакле придется сосредоточенно вслушиваться в слова и пытаться вникнуть в их смысл. Но если не ждать, что вас будут развлекать специально взбитой под средние вкусы «театральностью», — какой привилегией вдруг покажется вот это: способность мыслить, производить речь и биться над решением проблемы.

«Проблема» — так называется новый спектакль Алексея Бородина на сцене РАМТа. Он и помещается со зрителями именно на сцене, для которой Станислав Бенедиктов, блистательный сценограф РАМТа, создал рифмованное с задачей пространство.

Завязка: Хилари, перспективная студентка-психолог, и Спайк, ее преподаватель, идейный противник, собираются заняться сексом. Прелюдией служит выяснение научных позиций. В их общей дисциплине — психологии — научная позиция сродни мировоззрению. Конфликт взглядов очевиден, но сексом они все же займутся.

Впрочем, главный эрос здесь не в постели, а в науке, в борьбе за престижную карьерную ступень, в перспективах. Хилари стремится попасть в Крол, элитарный исследовательский институт, где изучают сознание и мозг. Но вдруг Спайк застает ее в момент молитвы. За карьерными устремлениями скрыт личный разлом, объективный исследователь делит сознание Хилари с глубоко верующим человеком.

Том Стоппард, давно классик современной драматургии, идет, похоже, путем Толстого, для которого с движением лет все менее значила «художественность», все более насущной становилась «идейность». Главный предмет пьесы, написанной в 2015 году (перевод Аркадия Островского), и спектакля — жизнь сознания. Загадочность жизнедеятельности мозга, непостижимость человеческой речи — и важнейшая для Стоппарда и Бородина вещь — где и почему в человеке рождается альтруизм?

Как и во имя чего в сознании борются добро и готовность к самопожертвованию со злом и животным инстинктом самосохранения?

Нет, ни драматург, ни режиссер не отвечают на эти вопросы. На них пока не смогла ответить ни история человеческой цивилизации, ни современная наука, которой каждое продвинутое государство сегодня дает свободу на всю катушку финансовых возможностей работать по программе Brain. Мозг и его искусственный аналог, их тайны и возможности — из стержневых направлений мировой научной мысли. Более того — из самых обсуждаемых тем западного общества. И вот тема шагнула на российские подмостки. Шаг интригующий.

Спираль размышлений «утоплена», как часто бывает у Стоппарда, в контекст отношений: Хилари со Спайком; миллионера, бизнесмена от науки Джерри с его дочерью Кэтрин; научных сотрудников института Крола между собой.

 

 

Надо возделывать свой вишневый сад. Валерию Шадрину, директору Чехфеста, — 80 лет

Юбилей — 12 февраля. Валерий Иванович Шадрин был начальником главного управления культуры Москвы в годы перестройки. Вместе с Кириллом Лавровым, Олегом...

Елена Дьякова13 февраля 2019

КОММЕНТАРИИКУЛЬТУРА

Юбилей — 12 февраля. Валерий Иванович Шадрин был начальником главного управления культуры Москвы в годы перестройки. Вместе с Кириллом Лавровым, Олегом Ефремовым, Георгием Товстоноговым, Марком Захаровым возглавил в 1986-м новоучрежденный СТД СССР. Но Чеховский фестиваль стал главным для него. Тем случаем, когда человек и его дело сливаются воедино. И создают — ту самую пресловутую «мягкую силу» России. Начало истории 25 лет спустя кажется героической сагой.

Октябрь 1992 года. Первый фестиваль. Под стоны со всех сторон «Пир во время чумы!» Петер Штайн привозит в обезумевшую полуголодную Москву свой «Вишневый сад». Артисты из Душанбе вырываются в Москву на военном самолете: в Таджикистане идет гражданская война. «В рамках Чехфеста»-1992 театральные менеджеры Европы смотрят дипломные спектакли мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе: история «Мастерской Фоменко» начинается и с этого.

А еще в 1992-м продолжаются (с 1988 года!) переговоры о постановке Петера Штайна в России — первой постановке зарубежного режиссера в России с 1910-х гг.

Штайн прилетит в Москву, чтобы начать репетиции «Орестеи», 3 октября 1993 года. В день, когда танки начнут стрелять по Белому дому. Валерий Шадрин встретит Штайна в Шереметьеве — и предложит ему сразу вернуться в Мюнхен. Тем самым ставя крест на шести годах своей работы.

 

Наши на «Берлинале»: «Кислота» и «Мальчик русский». Смотреть? Рецензии Ларисы Малюковой

Два дебютных российских фильма в основной программе Берлинского кинофестиваля. Значит ли это, что молодое поколение лучше старших чувствует воздух времени?...

Лариса Малюкова12 февраля 2019

КОММЕНТАРИИКУЛЬТУРА

Два дебютных российских фильма в основной программе Берлинского кинофестиваля. Значит ли это, что молодое поколение лучше старших чувствует воздух времени? Во всяком случае, в обеих картинах — попытка ответить на неувядаемый вопрос «легко ли быть молодым?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: