Организация медицинского обслуживания детей и подростков. Основное содержание работы и до-кументы врача ДДОУ. Санитарный режим и противоэпидемические мероприятия в ДДОУ.
Проблемы современной школы. Школа и здоровье ребенка. Возрастная структура заболеваемости школьников.
Показатели заболеваемости детей школьного возраста возросли:
- по болезням нервной системы в 2 раза;
- органам пищеварения в 2,5 раза;
- МЧП в 3 раза;
- эндокринной системы в 4 раза;
- болезни крови и кроветворных органом в 3 раза;
- нарушение зрения в 5 раз;
- сколиоз в 4,6 раза.
Сифилис увеличился за 10 лет в 36 раз
Туберкулез за 5 лет вырос на 42%
Наркомания за 10 лет увеличилось в 40 раз
ВИЧ инфекции (1 января 2000г)-280 человек из них 102 больны СПИДом
На 2003год-642ребенка больны СПИДом
За период с 1995-2005год от СПИДа умер 71 школьник
5,9% детей больницы больны хроническим вирусным гепатитом В
По данным ставропольского санэпиднадзора – 52% школ не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
16%-нуждаются в капитальном ремонте.
Типовые спортзалы имеются только в 49% школ.0
Классификация факторов, влияющих на здоровье школьников. Причины школьных болезней. Школьные факторы риска.
1. Недостаточная двигательная активность.
2. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.
3. Нарушение гигиенических требований к учебной деятельности.
4. Нарушение организации питания.
5. Отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек.
6. Неблагоприятный психологический микроклимат в школе.
Гигиенические нормы и правила планировки и структуры школьного здания. Классификация учебно – воспитательных учреждений для детей и подростков, их характеристика.
Для оборудования учебных кабинетов в основном необходимы два номера мебели. Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. В школах на 22 класса и более предусмотрено оборудование соответствующей мебелью учебных кабинетов отдельно для учащихся 4—5-х, 6—8-х и 9—10-х или 4—5-х и 6—10-х классов. В кабинетах физики, химии и биологии используют комплекты двухместных ученических лабораторных столов со стульями: для лаборатории физики — 20% В, 70% Г, 10% Д; химии - 15% В, 75% Г, 10% Д; биологии — 30% В, 60% Г, 10% Д. Кабинеты черчения и рисования оборудуются специальными одноместными столами с подъемной крышкой, которой придается соответствующий наклон: 30° для черчения и 60° для рисования.
При подборе мебели измеряют рост школьников в классе. Для этой цели удобно иметь в каждом учебном помещении рядом с дверью мерную линейку, на которой нанесены цветные полоски шириной 15 см соответственно группе мебели. Для правильного рассаживания школьников желательно в начале учебного года заполнить листок здоровья. В нем указывают фамилию, рост, состояние зрения и слуха школьника, а также необходимую группу мебели. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми столами в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха; школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами. Школьников, часто болеющих простудными заболеваниями, сажают дальше от окон. С целью профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту детей. Физиологическими исследованиями установлено, что наиболее высок уровень зрительной работоспособности учащихся при работе с классной доской темно-зеленого цвета при написании текста ярко-желтым мелом: видимость повышалась на 11%, а при работе с черной доской — на 0,1%.Нижний край классной доски над полом устанавливается для учащихся подготовительных классов на высоте 70—75 см, для учащихся 1—3-х классов — 75—80 см, для учащихся 4—10-х классов — 80— 90 см.
Гигиенические требования к школьному участку, его функциональные зоны. Характеристика зон школьного участка и их значение.
Гигиенические требования к территории общеобразовательной школы
1. Для образовательного учреждения выделяется земельный участок с расстоянием от здания школы до дороги не менее 25 м2. Размеры участка определяются типом учреждения и его вместимостью, при этом на 1 учащегося должно приходиться не менее 40-50 м2 общей площади. 3. На участке должны быть выделены следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, зона отдыха, хозяйственная,
4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площади его территории. 5. Здание должно иметь блочную планировку несколько 2 - 3-этажных зданий, соединенных между собой теплыми переходами.
Требования к школьному зданию. Устройство и содержание основных школьных помещений. Обоснование гигиенических требований к воздушно – тепловому режиму школьных помещений.
Гигиенические требования к зданию общеобразовательной школы
1. Учащиеся 1 ступени (младшие классы) должны заниматься в закрепленных за каждым классом помещениях.
2. Учащихся 2 и III ступени (средние и старшие классы) должны заниматься по классно-кабинетной системе, которая предусматривает обучение в классе- кабинете, оборудованном пособиями и техническими средствами обучении.
3. Площадь кабинетов определяется из расчета 2,5 м2 на 1 учащегося. Кабинет информатики и вычислительной техники должен иметь площадь 6 м2 на I рабочее место у дисплея.
4. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже. При спортивны залах должны быть: снарядные, раздевальные мальчиков и девочек с душевыми и туалетными, комната для инструктора.
В школах должны быть две мастерские либо допускается устройство одного комбинированного помещения, оборудованного станками для обработки дерева и металла. Площадь мастерских определяется из расчета б м2 на 1 учащегося.
5 К вспомогательным школьным помещениям относятся гардеробы, рекреационные помещения, библиотека и актовый зал, столовая, медицинский пункт, санитарные узлы и административно-хозяйственные помещения.
Физиологическая и функциональная готовность детей 6-7 лет к систематическому обучению, методы ее определения. Возможные стрессовые ситуации у школьников и роль врачебного контроля в их предупреждении.
Медицинские критерии готовности детей к обучению:1.уровень биологического развития;2.состояние здоровья в момент осмотра;3.острая заболеваемость за предшествующий год.
Психофизиологические критерии развития:1.результаты выполнения теста Керна — Иразека, состоящего из трех заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу («Он ел суп»), срисовать группы точек
2. качество звукопроизношения (наличие дефектов):3.результаты выполнения манометрического теста «вырезание круга».
Оценка готовности детей к систематическому обучению в Республике Беларусь1.Первое углубленное медицинское обследование детей (плановая диспансеризация) проводится в детском саду или детской поликлинике, в октябре — ноябре, то есть, практически за год до поступления в школу. 2.В те же сроки врачом детского образовательного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое исследование развитии: школьно-необходимых функций.3. Детям, у которых имеются нарушения в состоянии здоровья, или выявлено отставание в развитии необходимых движений, особенно мелких движений кисти, плохо развита речь, имеются нарушения в произношении отдельных звуков, рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции.4.Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляют врачи — специалисты детской поликлиники. 5. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводит врач-логопед.6.Упражнения или занятия но развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и др.) проводят воспитатели детских садов или родители. 7. Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролируют выполнение назначенных мероприятий.
Медицинские показания к отсрочке обучения детей 6-летнего возраста
Начнёт ребёнок своевременно учиться в школе или нет, решается при повторном медицинском осмотре, который проводят перед поступлением детей в школу (в апреле — мае).1.Отсрочку получают дети 6-летнего возраста, если они на протяжении последнего года перенесли острое заболевание (инфекционный гепатит, пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит, миокардит, менингит, туберкулез, ревматизм, болезни крови).2.Дети, имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации (вегетососудистая дистония, порок сердца, хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония, язвенная болезнь, анемия, гипертрофия небных миндалин или аденоидные вегетации III степени, неврозы, эндокринопатии, и т.д. При других заболеваниях вопрос о поступлении в школу решает комиссия.3.Дети с отставанием биологического развития (длина тела ниже М-lo по местным стандартам физического развития; прибавка в длине тела за последний год менее 4 см; полное отсутствие постоянных зубов).5.Дети, не выполняющие тест Керна — Иразека.