Организуя деятельность ребенка, надо учитывать возраст и состояние здоровья, индивидуальные особенности, жизненный опыт, Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливости или перевозбуждение — игры-занятия следует прекратить.
С детьми от полутора до 3 лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю, по два занятия в день (утром), продолжительностью 8 - 10 мин., с детьми 4-х лет – 11 занятий по 15 мин., 5 лет – 12 занятий по 20 мин., 6 лет – 15 занятий по 25 мин., в подгоовительной группе - 17 занятий по 30 мин. У детей старше 5 лет допускается проведение одного занятия после дневного сна, но не более 3 раз в неделю.
Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей в течение дня строится на основе программы воспитания и обучения в ДОУ (табл. …….).
Увеличение умственной и физической нагрузки детей - негативная неправомерная практика, вызывающая у детей переутомление, невротизацию, негативно отражающаяся на состоянии их здоровья.
|
|
Вид занятий | Группа | |||
Младшая (3-4 года) | Средняя (4-5 лет) | Старшая (5-6 лет) | Подготовительная (6-7 лет) | |
Ознакомление с окружающим миром | - | - | 1 | 1 |
Развитие речи | 1 | 1 | 1 | 2 |
Ознакомление с художественной литературой | 1 | 1 | 1 | 1 |
Развитие элементарных математических представлений | 1 | 1 | 1 | 2 |
Изобразительная деятельность: Рисование Лепка | 1 1 | 1 1 | 2 1 | 2 Через неделю |
Аппликация Конструирование | Через неделю Через неделю | Через неделю Через неделю | 1 1 | Через неделю 1 |
Музыкальные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Основные особенности организации учебного процесса в ДДОУ. Понятие «школьная зрелость», ее критерии. Требования к обучению шестилетних детей.
Школьная зрелость- это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.
Последний год пребывания ребенка в детском саду переломный, критический в психологическом отношении. Для подготовки к новому образу жизни, к новым форм деятельности, к успеху выполнения школьных обязанностей необходимо организовывать воспитание, во1-ых- биологическое развитие во 2-ых-определенной психофизиологической зрелости.
Готовность к школе: Умение:
- составить рассказ по картинке,
- отвечать на элементарные вопросы,
- решать простейшие задачи,
- планировать свои действия при выполнении простейших практических заданий,
|
|
- логически (примитивно, просто) рассуждать
- сосредотачиваться на различных задачах
- умение ребенка читать, писать и считать.
Успешность обучения определяется «качеством здоровья», а также наличием следующих умений:
- Есть ли желание учиться
- Развита ли у ребенка речь
- Достаточно ли развит фонематический слух
- Умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное
- Достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка сложно обучить письму.
Коммуникативная готовность - умение общаться и взаимодействовать с людьми
Когнитивная готовность - уровень развития познавательных процессов:внимания, мышления и воображения.
Эмоциональная готовность - умение управлять своими чувствами, преодолевать агрессивность, чувствовать сопередивание.
Личностная готовность - осознание ребенком себя как личности, способность сравнивать себяс другими, представлять себя взрослым.
Гигиенические проблемы - бурное развитие современной науки и техники требует модернизации, расширение и углуб обучения подростающего поколения. Практически завершен переход на обучение детей с 6летноего возраста.
Готовность 6 летнего ребенка к обучению в школе.
Успешность обучения работоспособность и адаптации детей к учебным нагрузкам зависят о функциональной готовности. Определение готовности детей к обучению в школе проводится во время дошкольного образователього учреждения или детской поликлиники.
Медицинские критерии:
-уровень биологического развития
-состояние здоровья в момент осмотра
-острая заболеваемость за предшествующий год
Психофизиологические Критерии:
-результат теста керна-иразека-нарисовать человека
-качество звукопроизношения
-результаты мотометрического теста (вырезание круга)
Гигиенические требования к школьной мебели (парты, столы, доска). Физиолого-гигиеническое обоснование требований к школьному оборудованию.
Группа мебели | Рост учеников, см | Высота заднего края сиденья над полом, см | Высота переднего края сиденья над полом, см | Цвет маркировки | Дифференциия, см |
А | до 130 | 54 | 32 | Желтый | 22 |
Б | 131-145 | 60 | 36 | Красный | 24 |
В | 146-160 | 66 | 40 | Голубой | 26 |
Г | 161-175 | 72 | 44 | Зеленый | 28 |
Д | выше 175 | 78 | 48 | Белый | 30 |
Парты.
В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 - 2,5 см) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают), положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.
Классная доска
Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.
|
|
Чертежные столы
Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.
Лабораторная мебель
Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.”), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика - не менее 120´ 60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.
Мебель в мастерских
Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.
|
|
Мебель столовых
В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.