Изучение биографии писателя в школе

В массовой школьной практике биографии авторов изучаются, но редко бывают попытки установить связь между их биографией и творчеством, кроме прямых совпадений. Но и в таком случае прямое отражение пережитого автором события в творчестве может быть гипотезой критиков и читателей, если автор сам не упомянул о таком совпадении и личном мотиве творческого выбора. Вопрос о роли биографии в школьном изучении литературы давно является объектом пристального внимания и споров педагогов-словесников и методистов.

Еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий, прежде всего как средства воспитания человека. В изложении биографий великих людей и рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков. Идея о том, что при изучении писательских биографий решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач, разрабатывается и претворяется в жизнь многими учеными. Для первой встречи с писателем важно, читал ли ученик его произведения или он о них ничего не знает. Часто бывает так, что в памяти ученика хранятся и название произведения, и фамилия автора, а связаны они друг с другом неверно. Многие жанры биографического повествования нам привычны и закреплены практикой. Выбор каждого из них определяется массой привходящих обстоятельств — это и возможности возраста, и уровень подготовленности учеников, и время, которое можно отвести на рассказ о жизни и творчестве. В средних классах ученики обычно лишь мельком встречаются с писателем — это встречи-эпизоды. В старших классах знакомство может быть достаточно обстоятельным.

Задача учителя — в каждой ситуации найти форму для педагогически целесообразного воплощения конкретной биографии. Выбор варианта обычно осуществляется учителем в зависимости от самых различных обстоятельств. Хорошо, когда учитель стремится сделать занимательным свой короткий рассказ, который может содержать лишь один-единственный эпизод биографии. Это может быть эссе, очерк, но можно претендовать и на повествование с напряжённым сюжетом — своеобразную новеллу. Таковы биографии писателей с драматической судьбой. В старших классах учитель стремится овладеть и достаточно объёмными формами биографического повествования. Для того чтобы старшеклассники приблизились к восприятию обстоятельных биографических рассказов и стали успешно воспринимать лекции, они должны освоить манеру связного и относительно подробного описания каких-то эпизодов биографии в 8-м и 9-м классах. Только в старших классах можно рассчитывать на неторопливый монолог учителя о жизни и деятельности писателя. Именно тут он пробует себя в жанре лекции, а ученики, в свою очередь, делают доклады или сообщения на биографическую тему, а также могут подготовить урок-концерт, который завершит изучение конкретной монографической темы. Определим требования, которые мы считаем важными, подыскивая “биографические подходы” к изучению произведения в 10–11-м классах. При этом мы всегда помним, что наш биографический рассказ должен быть чётким, занимательным, эмоционально ярким.

Размышляя о манере нашего повествования, мы неизбежно столкнёмся с необходимостью выбора жанра. Этот выбор зависит от характера материала, а также от того, как этот же вопрос был решён при изучении прочих тем.

Типы повествования:

1) обстоятельное знакомство с жизнью и творчеством писателя — его жизнеописание или историю жизненного и творческого пути. Краткая история жизни и творчества писателя — этот вариант биографического рассказа о классиках XIX и XX веков.

2) Краткий очерк жизни и творчества — этот тип повествования особенно часто используется при обращении к литературе ХХ века.

3) Слово о писателе — эмоциональное, но краткое повествование, цель - привлечь внимание и симпатии к облику автора произведений.

4) Краткая биографическая справка — это первое и беглое знакомство с писателем для самой поверхностной и общей ориентации читателя. Оно часто используется в обзорных темах старших классов при характеристике состояния литературы.

5) Эпизод или эпизоды биографии — это тоже справка, но она дана целенаправленно, касаясь событий или обстоятельств, которые раскрывают личность автора и подготавливают восприятие конкретного текста. Форму и манеру биографического повествования часто подсказывают авторы биографических произведений. Это может быть рассказ на тему «Один день из жизни писателя» (один месяц, один год…). Однако, какой бы жанр мы ни избрали, следует помнить - “Вызови интерес к автору и его творчеству”. Среди частных вопросов об организации материала биографии немного особняком стоит вопрос об использовании портрета писателя.

Мы рекомендуем учителю использовать хорошие по качеству репродукции. Стоит сосредоточить внимание на одном портрете (это может быть произведение искусства), сопровождая его комментариями, которые помогут школьникам воспринять личность писателя. При обращении к творчеству В.Я. Брюсова можно использовать портрет, созданный Михаилом Врубелем. Особую роль в обзоре творчества могут сыграть памятники, и даже история их создания. Так, например, история памятника И.А. Крылову, созданного на народные деньги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: