Смоделируйте ситуацию опроса на уроке литературы (класс и произведение – по выбору).
I Организационный момент
Приветствие.
II Основная часть
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание: нарисовать рисунок с изображение березы в то время года, которое вам больше всего понравилось. Написать описательный рассказ своего рисунка.
Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при проверке домашнего задания, а также при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать - другие дополняют.
Какое время года сейчас? Почему? Какое ваше любимое время года? Почему? Что происходит в это время года? Какие бывают виды спорта? Какие вам нравятся? Чем они отличаются?
Разработайте разноуровневые задания для учащихся (произведение – по выбору).
А. С. Пушкин.
Лирика.
I уровень. Выразительное чтение одного стихотворения по каждой теме: 1)гражданско-патриотическая поэзия; 2) политическая лирика; 3) философская лирика; 4) тема любви, лирического переживания.
|
|
II уровень. Какие черты личности А. Пушкина находят отражение в его лирических произведениях? Ответить на вопрос, опираясь на следующие строки поэта:
- «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»)
- «Я гимны прежние пою» («Арион»)
- «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»)
- «Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность»)
- «Служенье муз не терпит суеты» («19 октября»)
- «Я сердцем римлянин: кипит в груди свобода, во мне не дремлет дух великого народа» («Лицинию»)
- «Да здравствует солнце, да скроется тьма» («Вакхическая песня»)
- «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое» («Вновь я посетил…»)
III уровень. Сочинение на тему: «Мой Пушкин» (по лирическим произведениям поэта).
Смоделируйте фрагмент урока сюжетно-композиционного анализа литературного произведения (класс и произведение – по выбору).
Тема: «Девочка на шаре». В. Ю. Драгунский (2 класс).
Ход урока.
I. Вводная часть.
Приветствие учеников.
Подготовка к восприятию произведения: логопед предлагает детям посетить удивительное представление (побывать в цирке). Для этого показываются картинки с представлений и их описание.
После того, как детям было рассказано о цирке, логопед предлагает им познакомиться с произведением В. Ю. Драгунского «Девочка на шаре», в котором речь идет о девочке, выступающей в цирке.
II. Основная часть.
Первичное восприятие произведения: логопед читает детям рассказ, сопровождая его картинками по теме.
Проверка первичного восприятия: логопед задает детям вопрос:
Как вы поняли, о чем говорится в этом произведении?
|
|
После ответов на вопросы ученикам предлагается кратко пересказать произведение по вопросам:
Что понравилось Дениске в цирке в самом начале? Какие чувства он испытывал?
Что произошло во время выступления жонглера?
Что впечатлило Дениску в девочке на голубом шаре? Какие эмоции он испытывал при описании героини?
Впечатлило ли его что-нибудь еще?
Почему он ждал скорейшего возвращения в цирк?
Получил ли он то, что хотел?
Вторичное чтение и анализ произведения:
Ученикам предлагается вторично ознакомиться с произведением посредством прочтение произведения самостоятельно про себя. После прочтения каждому ученику необходимо разделить текст на смысловые части.
Вторичное восприятие произведения:
Когда ученики разделили текст на смысловые части им необходимо описать, что из себя представляет та или иная часть произведение.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:
О каком произведении мы сегодня говорили? О чем оно?
Понравилось ли вам произведение или нет? Почему?
Какую работу мы проделали с произведением?
Домашняя работа: написать сочинение на тему: «Мое путешествие в цирк».
Смоделируйте фрагмент урока анализа образа литературного персонажа (класс и произведение – по выбору).
Тема: «Девочка на шаре». В. Ю. Драгунский (2 класс).
Ход урока.
I. Вводная часть.
Приветствие учеников.
Подготовка к восприятию произведения: логопед предлагает детям посетить удивительное представление (побывать в цирке). Для этого показываются картинки с представлений и их описание.
После того, как детям было рассказано о цирке, логопед предлагает им познакомиться с произведением В. Ю. Драгунского «Девочка на шаре», в котором речь идет о девочке, выступающей в цирке.
II. Основная часть.
Первичное восприятие произведения: логопед читает детям рассказ, сопровождая его картинками по теме.
Проверка первичного восприятия: логопед задает детям вопрос:
Как вы поняли, о чем говорится в этом произведении? Про какого героя вы бы сказали, что он самый яркий в произведении?
После ответов на вопросы ученикам предлагается порассуждать о том, как они себе представляют девочку на шаре.
Вторичное чтение и анализ произведения:
Ученикам предлагается вторично прочитать фрагмент с девочкой Таней и составить план того, что и как говорит Дениска про девочку, по порядку.
Вторичное восприятие произведения:
После того, как был написан план, каждому ребенку необходимо его озвучить и к каждому пункту прочитать определенный отрезок произведения, с выражением.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:
О каком произведении мы сегодня говорили? О чем оно?
Какого героя мы с вами выделили главным?
Чем нам запомнился это герой?
Как относится к нему Дениска?
Домашняя работа: написать сочинение на тему: «Какое впечатление на меня произвела девочка на шаре».
Смоделируйте фрагмент урока сопоставительного анализа художественных произведений (класс и произведение – по выбору).
Тема: « Туча» А. С. Пушкин; «Тучи» М. Ю. Лермонтов (3 класс).
Ход урока.
I. Вводная часть.
Приветствие учеников.
Подготовка к восприятию произведения: логопед предлагает детям вспомнить, с какими произведениями А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова они знакомы и попытаться сказать, знают ли, если что общее в творчестве этих писателей, о чем они пишут.
После ответов детей, логопед рассказывает детям об авторах и предлагает познакомиться с их произведениями «Туча» и «Тучи» и сравнить их.
II. Основная часть.
Первичное восприятие произведения: логопед читает детям стихотворения авторов и предлагает им поговорить об изобразительно-выразительных средствах языка и используют ли их авторы.
|
|
Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Эпитет - это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Сравнение - это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Проверка первичного восприятия: логопед задает детям вопрос:
О чем говорится в этих произведениях? Что общего вы заметили?
После ответов на вопросы ученикам предлагается найти в текстах такие средства выразительности, как метафора, эпитеты, сравнения.
Вторичное чтение и анализ произведения:
Ученикам предлагается вторично прочитать стихотворения самостоятельно и про себя и составить таблицу по стихотворениям, в которых описывается то, о чем говорится (т.е. провести сравнение).
Вторичное восприятие произведения:
После выполненного задания каждому ученику необходимо прочитать то, что у него получилось и обозначить, есть ли в произведении общее/различное.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:
Про каких авторов мы сегодня говорили?
С какими произведениями мы познакомились? Есть ли в них общее?
С какими выразительными средствами мы познакомились?
Домашняя работа: выучить одно из стихотворений наизусть и выразительно его рассказывать.
Разработайте вариант последовательности анализа отдельного стихотворения (класс и произведение – по выбору).
Тема: «Цветок». И. С. Тургенев
Цель: знакомство с поэтическим лирическим произведением.
Задачи:
образовательные:
− вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
− познакомить учеников с понятием «лирика» и с лирическими произведениями.
развивающие:
− научить анализировать стихотворное произведение;
− определить представление об игровом поэтическом творчестве;
− сформировать навык выразительного чтения.
|
|
воспитательные:
− научить ответственно относиться к выполнению поставленных заданий.
Ход урока.
I. Вводная часть.
Приветствие учеников.
Подготовка к восприятию произведения: ученикам предлагается картина с изображением цветка и им необходимо про него рассказать и описать.
II. Основная часть.
Первичное восприятие произведения: учитель прочитывает ученикам стихотворение, одновременно предлагая детям ассоциировать его с картиной цветка, который они видят.
Проверка первичного восприятия:
задаются вопросы: каким описывал цветок автор? Что автор хотел передать своим описанием?
Вторичное чтение и анализ произведения: учитель, читая стихотворение повторно, делает акценты на интонацию прочтения, на причины той или иной интонации, подготавливая, таким образом, учеников к выразительному чтению.
Вторичное восприятие произведения: ученикам самим необходимо выразительно прочитать стихотворение.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя по пройденному уроку.
Домашнее задание: написать сочинению по произведению.
План анализа стихотворения.
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3.Жанр стихотворения: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
5.Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6.Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:
Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
8.Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
9. Мое восприятие этого стихотворения.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.