Разработайте анкету для определения уровня развития читательских способностей (класс – по выбору) (то же, что 71 вопрос)

Смоделируйте ситуацию опроса на уроке литературы (класс и произведение – по выбору).

I Организационный момент

Приветствие.

II Основная часть

Проверка домашнего задания.

Домашнее задание: нарисовать рисунок с изображение березы в то время года, которое вам больше всего понравилось. Написать описательный рассказ своего рисунка.

Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при проверке домашнего задания, а также при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать - другие дополняют.

Какое время года сейчас? Почему? Какое ваше любимое время года? Почему? Что происходит в это время года? Какие бывают виды спорта? Какие вам нравятся? Чем они отличаются?

 

Разработайте разноуровневые задания для учащихся (произведение – по выбору).

А. С. Пушкин.

Лирика.

I уровень. Выразительное чтение одного стихотворения по каждой теме: 1)гражданско-патриотическая поэзия; 2) политическая лирика; 3) философская лирика; 4) тема любви, лирического переживания.

II уровень. Какие черты личности А. Пушкина находят отражение в его лирических произведениях? Ответить на вопрос, опираясь на следующие строки поэта:

- «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»)

- «Я гимны прежние пою» («Арион»)

- «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»)

- «Восстаньте, падшие рабы!» («Вольность»)

- «Служенье муз не терпит суеты» («19 октября»)

- «Я сердцем римлянин: кипит в груди свобода, во мне не дремлет дух великого народа» («Лицинию»)

- «Да здравствует солнце, да скроется тьма» («Вакхическая песня»)

- «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое» («Вновь я посетил…»)

III уровень. Сочинение на тему: «Мой Пушкин» (по лирическим произведениям поэта).

Смоделируйте фрагмент урока сюжетно-композиционного анализа литературного произведения (класс и произведение – по выбору).

Тема: «Девочка на шаре». В. Ю. Драгунский (2 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: логопед предлагает детям посетить удивительное представление (побывать в цирке). Для этого показываются картинки с представлений и их описание.

После того, как детям было рассказано о цирке, логопед предлагает им познакомиться с произведением В. Ю. Драгунского «Девочка на шаре», в котором речь идет о девочке, выступающей в цирке.

II. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: логопед читает детям рассказ, сопровождая его картинками по теме.

Проверка первичного восприятия: логопед задает детям вопрос:

Как вы поняли, о чем говорится в этом произведении?

После ответов на вопросы ученикам предлагается кратко пересказать произведение по вопросам:

Что понравилось Дениске в цирке в самом начале? Какие чувства он испытывал?

Что произошло во время выступления жонглера?

Что впечатлило Дениску в девочке на голубом шаре? Какие эмоции он испытывал при описании героини?

Впечатлило ли его что-нибудь еще?

Почему он ждал скорейшего возвращения в цирк?

Получил ли он то, что хотел?

Вторичное чтение и анализ произведения:

Ученикам предлагается вторично ознакомиться с произведением посредством прочтение произведения самостоятельно про себя. После прочтения каждому ученику необходимо разделить текст на смысловые части.

Вторичное восприятие произведения:

Когда ученики разделили текст на смысловые части им необходимо описать, что из себя представляет та или иная часть произведение.

 III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

О каком произведении мы сегодня говорили? О чем оно?

Понравилось ли вам произведение или нет? Почему?

Какую работу мы проделали с произведением?

Домашняя работа: написать сочинение на тему: «Мое путешествие в цирк».

Смоделируйте фрагмент урока анализа образа литературного персонажа (класс и произведение – по выбору).

Тема: «Девочка на шаре». В. Ю. Драгунский (2 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: логопед предлагает детям посетить удивительное представление (побывать в цирке). Для этого показываются картинки с представлений и их описание.

После того, как детям было рассказано о цирке, логопед предлагает им познакомиться с произведением В. Ю. Драгунского «Девочка на шаре», в котором речь идет о девочке, выступающей в цирке.

II. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: логопед читает детям рассказ, сопровождая его картинками по теме.

Проверка первичного восприятия: логопед задает детям вопрос:

Как вы поняли, о чем говорится в этом произведении? Про какого героя вы бы сказали, что он самый яркий в произведении?

После ответов на вопросы ученикам предлагается порассуждать о том, как они себе представляют девочку на шаре.

Вторичное чтение и анализ произведения:

Ученикам предлагается вторично прочитать фрагмент с девочкой Таней и составить план того, что и как говорит Дениска про девочку, по порядку.

Вторичное восприятие произведения:

После того, как был написан план, каждому ребенку необходимо его озвучить и к каждому пункту прочитать определенный отрезок произведения, с выражением.

 III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

О каком произведении мы сегодня говорили? О чем оно?

Какого героя мы с вами выделили главным?

Чем нам запомнился это герой?

Как относится к нему Дениска?

Домашняя работа: написать сочинение на тему: «Какое впечатление на меня произвела девочка на шаре».

Смоделируйте фрагмент урока сопоставительного анализа художественных произведений (класс и произведение – по выбору).

Тема: « Туча» А. С. Пушкин; «Тучи» М. Ю. Лермонтов (3 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: логопед предлагает детям вспомнить, с какими произведениями А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова они знакомы и попытаться сказать, знают ли, если что общее в творчестве этих писателей, о чем они пишут.

После ответов детей, логопед рассказывает детям об авторах и предлагает познакомиться с их произведениями «Туча» и «Тучи» и сравнить их.

II. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: логопед читает детям стихотворения авторов и предлагает им поговорить об изобразительно-выразительных средствах языка и используют ли их авторы.

Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Эпитет - это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. 

Сравнение - это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

Проверка первичного восприятия: логопед задает детям вопрос:

О чем говорится в этих произведениях? Что общего вы заметили?

После ответов на вопросы ученикам предлагается найти в текстах такие средства выразительности, как метафора, эпитеты, сравнения.

Вторичное чтение и анализ произведения:

Ученикам предлагается вторично прочитать стихотворения самостоятельно и про себя и составить таблицу по стихотворениям, в которых описывается то, о чем говорится (т.е. провести сравнение).

Вторичное восприятие произведения:

После выполненного задания каждому ученику необходимо прочитать то, что у него получилось и обозначить, есть ли в произведении общее/различное.

 III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

Про каких авторов мы сегодня говорили?

С какими произведениями мы познакомились? Есть ли в них общее?

С какими выразительными средствами мы познакомились?

Домашняя работа: выучить одно из стихотворений наизусть и выразительно его рассказывать.

Разработайте вариант последовательности анализа отдельного стихотворения (класс и произведение – по выбору).

Тема: «Цветок». И. С. Тургенев

Цель: знакомство с поэтическим лирическим произведением.

Задачи:

образовательные:

− вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

− познакомить учеников с понятием «лирика» и с лирическими произведениями.

развивающие:

− научить анализировать стихотворное произведение;

− определить представление об игровом поэтическом творчестве;

− сформировать навык выразительного чтения.

воспитательные:

− научить ответственно относиться к выполнению поставленных заданий.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию произведения: ученикам предлагается картина с изображением цветка и им необходимо про него рассказать и описать.

II. Основная часть.

Первичное восприятие произведения: учитель прочитывает ученикам стихотворение, одновременно предлагая детям ассоциировать его с картиной цветка, который они видят.

Проверка первичного восприятия:

задаются вопросы: каким описывал цветок автор? Что автор хотел передать своим описанием?

Вторичное чтение и анализ произведения: учитель, читая стихотворение повторно, делает акценты на интонацию прочтения, на причины той или иной интонации, подготавливая, таким образом, учеников к выразительному чтению.

Вторичное восприятие произведения: ученикам самим необходимо выразительно прочитать стихотворение.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя по пройденному уроку.

Домашнее задание: написать сочинению по произведению.

План анализа стихотворения.

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3.Жанр стихотворения: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.

5.Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6.Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.

 

7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.

Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

8.Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

9. Мое восприятие этого стихотворения.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: