Пересказ литера произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Пересказ худож произвед положитвлияет на связность детской речи. Дети след образцу литерат речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, котор вызывают интерес дет, формируют умен описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художес произвед развив у реб эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют разв навыков выразите речи у дет.
Произведения для пересказа. Содержанием для пересказа может быть не всякий литерат материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются след требования:1. они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт дет; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знако герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; 2. иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое знач имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом; Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть. Существуют разн виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; В д/с использ, глав образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче др и яв-тся средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в под к шк гру. При пересказе с творческими дополнениями стар дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения. Требования к пересказам дет таковы:· Осмысленность, т. е. полное понимание текста, является главным в обучении.· Последовательность и связность пересказа.· Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.· Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа. Методика обучения пересказыванию в раз возраст груп имеет как общие, так и специфические особенности. В мл гру дет учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети трет го жизни рассказывают вместе со взро, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель,. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).Дети четв года пересказывают хорошо знак сказки и рассказы, Запоминанию литер произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, кукол театров, Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и реб. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Во вт мла гру осуществляется в процессе ознак дет с худ лит. Бол знач имеют индив занятия, в процессе кот создаются условия для активного участия каж реб в пересказе. Начиная со сре гру програм д/с предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации дет при пересказывании яв-ся занятие со всей группой. Типичная структура занятий по пересказу: 1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.5. Пересказы дет.6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, Во всех груп испол разн методич приемы обучения пересказыванию. Условно их можно раздел на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) анализ и оценку речевой деят-ти дет. В сред гр дет  учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразит передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать рус наро сказки «Кур ряба рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», В нач года для пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые тексты, пересказ которых значительно труднее. В беседу включают упраж, развивающие навыки вырази пересказа

Например, в беседе по рассказу К. Д. Ушинского «Гуси» можно поставить такие вопросы: как хозяюшка манила гусей, как она звала их? Каж пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. В стар гру дети пересказ рус нар сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы. Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим дет к пересказу. Осно ее назнач – помочь дет осмыслить содерж произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, использ различ приемы привлеч внимания дет к языку произведения, к авторской харак-ке героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. В ст гр широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем,- и план, составленный им вместе с детьми. Сначала дет предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказал. Н. Толстого «Пожарные собаки»). Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию дет, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Рекомендуется проводить занятия по пересказу нескольких знак сказок и рассказов по предложению воспитателя или выбору самих дет. В под к шк гр значительно усложняется литератур материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают рус нар сказки «Заяц-хваста», рассказы. Повышаются требов к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности. В этой гру применяются выборочный пересказ, пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: