Рассказывание из опыта

Обуч рассказыванию из опыта программа рекомендует начи со стар груп Но можно начинать такое обуч гораздо раньше. Уже на 4 г жи дет можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В сре гру дет учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в ст гру – самостоят рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в д/с и дома, какие события произошли в их жизни. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Рассказы из опыта можно разделить на 2 вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту); рассказы, отражающие индивид опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
1вид р ассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им.
 2вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взро. Наиболее эффективны и широко исполь вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде реч деят-ти дет свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка дет рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и реб и др. Говоря с детьми об их индивид опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий хар-р («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос задается в естественно-разговорной форме. Др прием обуч дет яв-ся рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий.
 В мл дош возр настоящего рассказывания по воспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе или брате); о том, как прошел выходной день. Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Беседовать следует до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Необходимо учить детей слушать других и дополнительными вопросами уточнять детские высказывания. По достижении четырех лет реб уже может повторить обобщающий рассказ воспитателя. В сре дош возр обуч начин с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или дет. Реб рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме. Стар дошк свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрас группах. Усилия направлены на разв у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. В стар груп расширяется программа ознакомления с окруж миром, появляются новые темы, связанные с общественными событиями, с трудом взрос, с трудом самих детей («Что мы видели в библиотеке», Помощь детям в рассказывании из индивид опыта может заключаться в совместном обсуждении плана. Поскольку начало вызывает затруднения, можно обсудить с реб, какими словами он хочет начать свой рассказ, а затем, если это необходимо, подсказать текст начала.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: