Среди федеральных законов важнейшее место занимает Трудовой кодекс РФ — кодификационный акт, действующий на всей территории РФ

ТК был принят в декабре 2001 г. и введен в действие 1 февраля 2002 г.ТК состоит из шести частей, которые содержат 14 разделов, включающих 62 главы, а всего 424 статьи.

2. Иные важные федеральные законы и законы РФ:

• Закон РФ «О занятости населения в РФ»

• ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;

• ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.;

• ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г.

• и другие законы.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных ФЗ, должны соответствовать ТК. В случае противоречий между ТК и иным ФЗ, содержащим нормы трудового права, применяется ТК.

Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

 

3. Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права:

Здесь необходимо отметить несколько моментов (ст.6 ТК):

 

• Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

• Более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным уровнем обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

• Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законодательством

 

• В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, противоречит ТК или иным ФЗ либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК или иными федеральными законами, применяется ТК или иной ФЗ.

 

 

3) Указы Президента РФ:

Следующую ступень в иерархии источников занимают Указы Президента

Пример Указа: Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" – установлены особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

 

4) Подзаконные нормативные правовые акты:

1. Постановления Правительства РФ:

Они не должны противоречить ТК, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

2. Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ:

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

 

5) Нормативные правовые акты органов местного самоуправления:

Органы МСУ вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 

6) Соглашения различного уровня (ст.45 ТК):

См. вопрос №22

7) Коллективные договоры (ст.40 ТК):

См. вопрос №21

Коллективный договор занимает свое место в системе источников трудового права вместе с указанными соглашениями как акт социального партнерства, но действует в рамках конкретного работодателя наряду с другими локальными нормативными актами.

8) Локальные нормативные акты (ст.8 ТК):

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем (за исключением работодателей ФЛ, не обладающих статусом ИП) в порядке, установленном ст. 8 ТК, и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (ч. 4 ст. 13 ТК).

1. Локальные нормативные акты занимают низшее место в иерархии источников трудового права, принимаются работодателями в пределах их компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

2. Если это установлено коллективным договором, ФЗ или иным нормативным актом, локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников при соблюдении порядка, установленного ст. 372 ТК.

3. Локальный нормативный акт, принятый без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению.

К локальным нормативным актам относятся: правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании, вознаграждении, графики сменности, отпусков, должностные инструкции и т.д.

 

9) Международно-правовые акты (ст. 10 ТК):

Подробнее см. вопросы № 7,8

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

 

10) Судебная практика как источник:

Необходимо выделять несколько видов судебной практики:

1. Акты общего значения, принимаемые высшими судебными инстанциями. С помощью судебных актов общего значения:

• Осуществляется оценка конституционности конкретных норм права

• Ликвидируются пробелы в законе

• Устраняются различия в правоприменительной практике

 

2. Акты единичного (казуального) значения, принимаемые конкретном судом в ходе разрешения определённого трудового спора:

Данными судебными актами вносится упорядоченность во взаимоотношения субъектов конкретных трудовых отношений, осуществляется персональное правовое регулирование

1. Практика Конституционного Суда РФ

2. Практика судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ

Формально судебная практика не является источником правового регулирования и считается совокупность правоприменительных актов.

Сейчас такая позиция считается излишне позитивистской, судебная практика все чаще признается как один из источников правового регулирования. На то есть несколько причин (аргументация питерских ученых – Маврин, Филиппова, Хохлов):

1. Многие положения Постановлений Пленума ВС по трудовым делам содержат, положения, полностью неурегулированные законодательством и тем самым являются конкретными указаниями для нижестоящих судей по решению судебных споров.

2. Судам предоставлено право проверять нормативные правовые акты на предмет их конституционности и соответствию законодательству РФ

3. Судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ (суд может своим решением блокировать действие того или иного закона, такое решение по сути подменяет закон и становится источником правового регулирования)

Куренной считает, что источником правового регулирования могут быть только судебные акты общего значения!

В регулировании трудовых отношений большое значение имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Данное постановление содержит важные разъяснения положений и норм ТК.

 

ВОПРОС № 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти принципиальные положения очень важны для развития источников трудового права. В современных условиях придается большое значение нормам трудового права, принимаемым МОТ.

В настоящее время правотворчество МОТ – не единственный источник международных стандартов труда. К названным актам относятся не только акты МОТ, но и иные международно-правовые акты. Это акты, принятые ООН, региональными организациями государств, например Советом Европы, СНГ, Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс), а также двусторонние соглашения РФ с другими государствами.

Акты Организации Объединенных наций. Главным вкладом ООН в международно-правовое регулирование социальной защиты является определение каталога основных прав человека - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.). Всеобщая декларация прав человека стала основой, международным стандартом для всей систе- мы международных актов по правам (в том числе социальным) человека.

Пакты ООН ратифицированные государством, носят юридически обязательный характер. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицирован СССР в 1973 г. участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на труд, безопасные и здоровые условия труда, право на отдых, на объединение в профсоюзы и т.д. Государства, ратифицировавшие этот пакт, обязаны периодически представлять доклады о соблюдении взятых обязательств.

Международные декларации и конвенции ООН также содержат общепризнанные международные принципы и права. Так, Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.), Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), «О защите прав трудящихся-мигрантов» (1990 г.) акцентируют особое внимание на обеспечении принципа равенства при реализации трудовых прав названных категорий работников.

Региональные акты в сфере МТП.

Совет Европы принял более 150 конвенций по правам человека, в том числе содержащих социально-трудовые стандарты. Среди них лидирующее место занимают Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ратифицирована РФ в 1998 г.), Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.) (ратифицирована в 2009). Основные региональные европейские стандарты труда закреплены главным образом в этих двух актах.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет минимальные обязательные стандарты, отвечающие требованиям современного европейского конституционализма. Государства – участники Конвенции берут на себя обязательство обеспечивать закрепленные в ней права и свободы каждому, находящемуся под их юрисдикцией.

Социальная хартия является продолжением Европейской конвенции о правах человека в социальной сфере и в совокупности с ней гарантирует осуществление свыше 30 социальных прав.. Однако механизм реализации норм Конвенции и Хартии различен. Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» обеспечена юрисдикционной защитой ЕСПЧ. Контроль за соблюдением Социальной хартии ограничивается представлением докладов.

Европейская социальная хартия включает наиболее широкий набор трудовых прав. Закрепленные в ней права работников не могут быть объектом ограничений. Исключения могут устанавливаться национальным законодательством в целях защиты прав и свобод других лиц, общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья и морали.

Акты ЕС нас не касаются прямым образом. Но в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и Европейского Союза (1994 г.) в качестве обязательного условия сотрудничества называются сближение и гармонизация законодательства РФ и ЕС (ст. 55). Особое место в системе источников ЕС занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г. Несмотря на то, что Хартия носит характер декларации, она имеет принципиальное значение, так как определяет базу для дальнейшего развития трудового и социального законодательства ЕС. В ней изложены основополагающие трудовые и социальные права, в этой части она полностью созвучна с рассмотренной нами ранее Европейской социальной хартией.

Акты СНГ. В СНГ были приняты Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г. и ряд актов, посвященных региональной миграции, охране труда, взаимному признанию прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием и др.

 Например, в Соглашении СНГ о сотрудничестве в области охраны труда указано, что государства-участники, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации национальной политики в области охраны труда, считают целесообразным проведение скоординированной политики по вопросам охраны труда с учетом общепринятых международных норм и правил.

Особого внимания заслуживает интеграционное по своему характеру Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ (Бишкек, 9 октября 1997 г.). Целью данного Соглашения является создание механизма сотрудничества правительств государств и транснациональных компаний в области трудовых отношений и социального партнерства, обеспечения социальной защиты граждан, охраны и улучшения условий их труда. В целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ был учрежден Экономический суд СНГ.

ВОПРОС № 8. РОЛЬ АКТОВ МОТ. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Акты Международной организации труда. Ведущим источником международно-правового регулирования социально-трудовых прав являются акты МОТ. Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворчество – разработка и принятие международно-правовых актов (деклараций, конвенций, рекомендаций), содержащих международные социально-трудовые нормы. К началу 2008 г. было принято 188 конвенций и 199 рекомендаций МОТ.

Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т.е. формирование почти всех органов МОТ на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников по формуле 2+1 + 1 или 1+1 + 1. То есть и в этом органе происходит борьба за приятие тех или иных решений.

Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм трудового права

 Проблема ратификации. Она не носит только национальный характер и значение, эта проблема имеет и международные аспекты в условиях глобализации. Многие государства вступают в МОТ, а потом ведут себя пассивно в ратификации актов.

 Только в 1998 г. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации» провозглашает принципиальное положение: все государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали основополагающие конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

 В настоящее время МОТ концентрирует свои усилия и усилия ее участников на активную ратификацию и применение основополагающих конвенций. К таковым относятся восемь конвенций: «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г. (№ 87), «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 г. (№ 98), «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. (№ 29), «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. (№ 105), «О дискриминации в области труда и занятости» 1958 г. (№ 111), «О равном вознаграждении» 1951 г. (№ 100), «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г. (№ 138), «О запрещении и мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. (№ 182).

Для того чтобы МОТ сохранила свою значимую роль в международном нормотворчестве в настоящее время, ей необходимо определить новые подходы к работе с международными нормами трудового права. Это обусловлено следующими факторами.

После Второй мировой войны в МОТ входили 52 страны-участницы, в основном страны с развитой экономикой. К настоящему времени количество стран – членов МОТ увеличилось более чем в три раза, главным образом за счет развивающихся стран. Очевидна существенная дифференциация в уровне экономического и социального развития стран – участников МОТ. В этой связи встала проблема усиления гибкости международных трудовых стандартов, с тем чтобы они могли применяться в государствах с разным уровнем развития.

ВИДЫ АКТОВ МОТ.

Их всего два. Это конвенции и рекомендации.

Конвенции и рекомендации МОТ принимаются Международной конференцией труда (МКТ) с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных сессиях МКТ. Международное бюро труда (МБТ) готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика различных стран. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальным комитетом, сформированным Конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов.

Хотя процедура обсуждения и принятия конвенций и рекомендаций одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны.

1. Конвенция после ее ратификации обычно двумя государствами — членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства.

В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ один раз в 2—5 лет в зависимости от важности конвенции доклады относительно принятых мер для эффективного применения ратифицированной конвенции.

Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязанность информировать по запросам Административного совета о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы. Конвенции МОТ содержат правила о порядке их денонсации.

2. Рекомендация н е является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация - возможная модель для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании тех или иных международных норм.

Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства—члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путем принятия закона или иным путем, при этом МОТ должна быть информирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны предоставлять в МОТ такую же информацию относительно реализации рекомендаций и нератифицированных конвенций. В настоящее время в МОТ обсуждается вопрос о повышении роли рекомендаций как одного из важнейших источников международно-правового регулирования труда1.

Согласно Уставу МОТ, принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может ухудшать во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство. То есть здесь также действует принцип благоприятствования работнику, как и при коллизии между национальными источниками трудового права.

Устав МОТ устанавливает порядок международного контроля за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает прежде всего деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых Административным советом в личном качестве, и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.

Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он либо формулирует в своем ежегодном докладе замечания, относящиеся к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о применении в различных странах отдельных конвенций или их групп.

ВОПРОС № 9. ДЕЙСТВИЕ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ.

В правоприменительной практике большое значение имеет действие норм трудового законодательства и указанных нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие законов, иных нормативных правовых актов во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы. Так, ТК, принятый и опубликованный в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г., был введен в действие с 1 февраля 2002 г. в соответствии со ст. 420 ТК, устанавливающей эту дату введения Кодекса.

Дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены Федеральным законом от "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Согласно данному Закону все указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете", либо в "Собрании законодательства Российской Федерации", либо в "Парламентской газете", либо на Интернет - портале pravo.gov.ru.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

В соответствии с этим Указом акты Президента РФ (указы и распоряжения нормативного характера) вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их текстов в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации", на сайте pravo.gov.ru.

Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в "Российской газете", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", на сайте pravo.gov.ru.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Указанные акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.

Акты трехстороннего или двустороннего сотрудничества (генеральное, региональное, отраслевое тарифное и иные соглашения) вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превышать трех лет.

Акты социального партнерства - коллективный договор, иные заключаемые договоры или локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно в организации - действуют с момента подписания их сторонами или с того срока, который указан в локальном акте. Время их действия, как правило, также оговаривается сторонами, или же они действуют до принятия нового договора, соглашения. Коллективный договор вступает в силу с даты его подписания сторонами или с иного дня, определенного в договоре. Он может быть заключен на срок не более трех лет.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в следующих случаях: а) в связи с истечением срока его действия; б) согласно вступлению в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) в связи с отменой (признанием утратившим силу) данного акта иным актом равной или высшей юридической силы.

Акт, вступивший в действие, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие. Исключение составляют те редкие случаи, когда в самом принятом акте прямо предусматривается его распространение на отношения, возникшие до введения этого акта в действие.

В ст. 12 ТК уточняется, что в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного акта, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В соответствии с этим ст. 424 ТК установлено, что Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Действие норм трудового законодательства и иных указанных актов в пространстве связывается с их распространением на территории (ее пределах). Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории России, за исключением указанных законов и актов, если в них предусмотрен другой порядок. Так, например, гл. 50 ТК, Закон о Крайнем Севере распространяют свое действие на труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, не противоречащие ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (ч. 6 ст. 5 ТК). Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий, установленный ТК или иными федеральными законами, то, как следует из ч. 4 ст. 6 ТК, применяется ТК или иной федеральный закон.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не урегулированным федеральными законами, иными актами РФ. Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного акта по этим вопросам закон или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом, иным актом РФ.

В случае принятия субъектом РФ НПА по вопросам, не отнесенным к полномочиям Федерации и в которых содержится более высокий уровень прав и гарантий по сравнению с НПА РФ, если это приводит к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то указанный уровень прав должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Р Ф.

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения ТК и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов (статья 423 ТК РФ).

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Эти акты могут приниматься в пределах компетенции указанных органов (ст. 7 ТК).

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации (ст. 13 ТК). При этом работодатель принимает указанные локальные акты в пределах своей компетенции.

При принятии этих актов работодатель учитывает мнение представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором. В то же время коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие указанных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения этого органа (ст. 8 ТК).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приведен в ст. 372 ТК. Данный порядок, как и принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа, закреплены в ТК (ст. 371 и др.).

В ТК предусматриваются случаи, когда работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснования к нему в выборный профсоюзный орган, либо направляет их иному представителю работников. Например, правила внутреннего распорядка - локальный нормативный акт организации. Указанные правила утверждаются работодателем, как указано в ст. 190 ТК, с учетом мнения представительного органа работников организации и обычно являются приложением к коллективному договору.

В других статьях ТК также устанавливается порядок принятия указанных локальных нормативных актов с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников или иного представителя работников (ст. 73, 99, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162 и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: