В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности.
Метод - это пути достижения постановленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности.
Первая группа методов используемая при осуществлении культурно-досуговой программ - это, так называемые, родовые методы, которые включают в себя: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию.
Прием - это элемент, делать метода, вспомогательное средство. Каждый из методов с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения. В деятельности культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагменты из кинофильма - это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методический прием.
Принципы выбора и применения средств СКД.
1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;
2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство;
3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
4. воспитатель избравший те или иные средства должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.
систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.