Вопрос 10. Библиотека как информационно-просветительные учреждения культуры, их виды, функции. Формы информационно-пропагандистской деятельности библиотек

- библиотека.

Современная библиотека утвердила себя как неотъемлемое звено системы непрерывного образования и воспитания, приняв на себя существенную роль:

1. в реализации внешкольных форм социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

2. в обеспечении самореализации творческих потенций личности, выходящих за пределы профессиональной деятельности;

3. в оказании помощи образовательным учреждениям в общекультурном и профессиональном просвещении;

4. в содействии семье и школе в нравственно-эстетическом воспитании детей и молодежи;

5. в организации интеллектуально насыщенного досуга разных групп населения.

 

Педагогическая культурология в деятельности библиотеки проявляется в том, что, сохраняя читателям свободу выбора содержания и форм освоения информации, она корректно, не довлея над личностью, направляет ее познавательную активность в педагогически целесообразное русло.

Преимущество библиотеки в реализации принципа добровольности, в живом общении библиотекаря и читателя, позволяющем осуществлять дифференциацию объекта воздействия, обеспечить избирательное, селективное обслуживание. Ориентируясь на конкретно проявляемые интересы и запросы посетителей, библиотека может расширить источники информации, дополнив книгу периодическими изданиями, картографией, произведениями изобразительного искусства, видеокассетами и т.д. Опираясь на принципы педагогической культурологии, библиотекарь учит читателя находить нужную книгу, самостоятельно ориентироваться в библиотечных фондах и справочно-библиографических источниках, последовательно расширяет круг его чтения, а главное, возвышает духовные интересы и потребности, поднимая их до уровня литературной классики.

Главное достоинство библиотеки – в том, что она позволяет читателю воспользоваться универсальным фондом источников информации, с универсумом знаний, где представлены все отрасли науки и практики, или точнее, документированная часть социальной памяти, данная в ретроспектив

Специфика культурно-просветительской деятельности публичных

библиотек выражается в двух аспектах: форма культурно-просветительских

мероприятий и способы реализации данного вида деятельности.

 Характерной чертой мероприятий, организуемых публичными

библиотеками являетсясвязь с литературно-художественной проблематикой

или искусством в целом, ориентированность на книгу и чтение.

  Традиционными стали такие формы культурно-просветительской

библиотечной деятельности:

• литературные и литературно-музыкальные вечера;

• встречи с деятелями культуры, искусства, науки и т. п.;

• читательские клубы по интересам;

• театрально-художественные композиции;

• краеведческие вечера;

• просветительские лекции;

• вечера, посвященные памятным датам;

• художественные выставки;

• конкурсы, викторины и т. д.

 Отдельного внимания заслуживают такие формы работы с населением, как читательские клубы и кружки, которые объединяют определенные возрастные или социальные категории пользователей, группы людей с устоявшимися интересами. Библиотечные читательские объединения можно разделить на три большие категории: возрастные клубы, клубы, объединяющие людей по социальному статусу, клубы по интересам.

 Читательские объединения могут быть всевозможной тематической направленности: литературные или поэтические клубы, художественного творчества (например, клуб чтецов или риторики).

Последнее десятилетие отмечено развитием социально-культурной деятельности библиотек, создание на их базе информационных центров в области права, экологии, языкознания и становление библиотек в качестве региональных центров культуры и досуга.

К формам информационно-пропагандистской деятельности библиотек относятся:

1. Газеты, буклеты, листовки, плакаты, информационные стенды и т.д.

2. Встречи с ветеранами, писателями и т.д.

3. Участие в выставках, конференциях

4. Профилактические беседы, лекции, тренинги

Музеи как информационно-просветительские учреждения. Виды музеев, функции, формы социально-культурной деятельности.

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как экскурсионное обслуживание посетителей, так и всевозможные лекции, консультации, занятия, тематические вечера, беседы, концерты, другие массовые культурно-образовательные мероприятия и акции.

Можно обозначить следующие направления: донесение информации, обучение, развитие творческих начал, коммуникацию, отдых.

К нетрадиционным формам культурно-образовательной деятельности можно отнести различные конкурсы и викторины, организуемые музеями. Создаются они в непосредственной связи с тематикой музея.

В зависимости от возрастных и психологических особенностей посетителей, мотивации посещения ими музея определяется содержание культурно-образовательной деятельности музея и выбора её формы.

 

Классификация музеев

Исторические музеи делятся на:

общеисторические му­зеи (широкого профи­ля);

археологические му­зеи;

этнографические му­зеи;

музеи политической истории;

музеи истории рели­гии;

историко-бытовые музеи;

монографические музеи;

• прочие исторические музеи;

Художественные музеи делятся на:

музеи изобразительного искусства;

музеи декоративно-прикладного искусства;

музеи народного искусства;

монографические;

• прочие художественные музеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: