Индивидуальные задания

Распространенной формой самостоятельной работы студентов являются индивидуальные задания.

По дисциплине «Теория наций и межнациональные отношения» индивидуальным заданием является подготовка реферата.

Рефератом называют письменное изложение содержание книги, статьи, научной работы, также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. Реферат создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы. Рекомендуемый объем реферата – 12-15 страниц машинописного текста. Структура реферата такова:

1. Титульный лист, оформленный в соответствии с определенными правилами.

2. План, отражающий структуру и содержание реферата.

3. Содержательная часть должна отвечать назначению реферата, т.е. являться обзором и обобщением литературы по какой-либо исторической персоне.

Тема реферативного исследования должна не только отличаться актуальностью и проблемностью, но и, по возможности, согласовываться с личными интересами студента. Далее следует подобрать соответствующую литературу и определиться с источниками. На этом этапе работы можно обратиться за консультативной помощью к преподавателю, методисту, просмотреть тематические указатели и изучить библиографию, которой снабжено данное пособие.

Указанные списки литературы являются своеобразным ориентиром, опираясь на который в процессе составления реферата понадобиться привлечение дополнительных источников информации: архивных материалов, работа информантами, научной и справочной литературы. Материалы пособия необходимо максимально использовать в процессе работы. Не следует упускать из виду публикации в научных периодических изданиях, которые зачастую отражают современный уровень исследований по выбранной теме. Не рекомендуется использовать откровенно тенденциозные публикации, чрезмерно привлекать художественную и научно-популярную литературу.

Содержательная часть условно состоит из следующих разделов. Во вводной части, в которой необходимо обозначить проблему, дать общую характеристику рассматриваемого исторического периода или краткую биографию интересующей вас личности.

Основная часть – главный содержательный раздел, который должен отражать степень научной разработанности проблемы. Он не должен выглядеть как переписывание источников или пересказ фактов, а содержать раскрытие изученных аспектов темы в науке, их оценки и анализ.

Заключение представляет собой обобщающие выводы по теме и личную позицию автора. Список использованных источников и литературы в алфавитном порядке располагается в конце работы.

Студентам могут быть предложены следующие темы рефератов:

1. Никколо Макиавелли и теории наций.

2. Гуго Гроций и теории наций.

3. Томас Гоббс и теории наций.

4. Буржуазно-демократические тенденции французского Просвещения.

5. Концепция нации Л. Бональда.

6. Концепция нации Ж. де Местра.

7. Концепция нации Э. Берка.

8. Национальный вопрос в общественно-политическом учении К. Маркса и Ф. Энгельса.

9. Теории наций в эпоху буржуазных революций.

10. Славянофилы и западники в спорах о будущем России.

11. Немецкая социал-демократия в империи Гогенцоллернов и национальный вопрос.

12. Социальные причины национализма.

13. Психологические причины национализма.

14. Концепции интернационализма.

15. Межнациональные отношения в современной России.

16. Проблемы развития малых народов.

17. Политическая нация и государство.

18. Род и племя.

19. Народность и народ.

20. Теории этногенеза.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Автор Наименование, издательство Год издания Количество экземпляров
1 2 3 4

1. Учебники, учебные пособия (в т.ч. в электронном виде)

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. c англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле. 2001 ч/з 1
Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ. Т. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной; ред. и послесл. И. И. Крупника. – М.: Прогресс. 1991 ч/з 1
Колобов О. А. Политология. Избранные труды. – Н. Новгород: Вектор Тис. 2000 1
Лактионов А. История дипломатии М.: АСТ. 2006 1, ч/з 2  
Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. – М.: Праксис. 2004 1
Цыганков П. А. Теория наций и межнациональные отношения: учеб. пособие. – М.: Гардарики. 2002 1, ч/з 2  
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / пер. с англ. А. А. Васильева. – СПб.: Издательство «Алетейя». 1995 ч/з 1
Ширер У. Взлет и падение третьего рейха: в 2 т.; пер. с англ. Т. 1 / с предисл. и под ред. О. А. Ржешевского. – М.: Воениздат. 1991 ч/з 1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: